Национальные методы привлечения иностранных инвестиций; основные страны доноры и реципиенты в мире.

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору.

Недостаток глубоких структурных преобразований в российской экономике ставит дальнейшие перспективы роста в зависимости от тенденций на мировых сырьевых рынках. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вовлечь в процесс экономического роста внутренние источники развития, среди которых одно из важнейших мест занимает инвестиционная сфера.

Цели инвестирования могут быть разными. Однако в целом их можно свести в четыре группы:

1) сохранение продукции на рынке;

2) расширение объемов производства и улучшение качества продукции;

3) выпуск новой продукции;

4) решение социальных и экономических задач.

Повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов играет положительную роль. Уровень прямых иностранных инвестиций является одним из решающих факторов в увеличении ВВП. Следовательно, задача правительства страны – сделать всё от него зависящее для их притока.

1. Правительство страны должно стремиться к повышению доверия населения к своей деятельности и выбранному курсу развития.

2. Государство должно обращать внимание на базовые аспекты инвестиционного климата, например на недопустимость, так называемых интервенций (насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности). То есть механизм адресной поддержки отдельных отраслей через бюджетные субсидии должен быть исключён, так как это противоречит базовым принципам рынка.

В качестве шагов правительства, направленных на улучшение инвестиционного климата в России, можно отметить:

1) проведение административной реформы, которая «формирует способность государства, как продвигать все остальные реформы по широкому кругу вопросов, так и своевременно и адекватно отвечать вызовы, возникающие в экономики»;

2) дерегулирование экономики;

3) защита прав собственности;

4) совершенствование налогового администрирования, так как сами ставки налогов невысоки.

5) реформа образования, так как «доставшаяся в наследство система подготовки кадров не отвечает новым потребностям рынка труда и современной экономики является «бомбой замедленного действия».

Таким образом, реализация намеченных Правительством мер по развитию российской экономики в целом, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, позволяет прогнозировать ежегодный рост объемов ВВП.

Главной причиной инвестиционного кризиса в стране является неумение использовать эффективные формы управления инвестиционной деятельностью как в народном хозяйстве, так и на предприятиях. Результатом этого является осуществление несостоятельной инвестиционной политики.

Важнейшим моментом, приведшим к кризисному состоянию инвестиционную сферу, стало устранение государства от проведения активной политики, как это делается во всех развитых странах. Принимая различные стратегические документы в отношении той или иной отрасли (или их комплекса), правительство занижает роль центральных органов как распорядителей бюджетных средств в отношении государственных инвестиционных вложений.

Инициатором и гарантом осуществления инвестиционной деятельности в стране должно быть только государство в лице своих компетентных органов. Механизмы же реализации государственной инвестиционной политики могут быть всевозможными. В частности, они могут учитывать высокую степень коррумпированности чиновников, оказывая инвестиционную поддержку предприятиям, минуя государственный бюджет.

В тех отраслях, которые в условиях устойчивого экономического роста могут самостоятельно осуществлять техническое обновление производства, для выхода из кризиса также требуется государственная инвестиционная поддержка, являющаяся, в частности, гарантом для привлечения в ту или иную сферу частных вложений.

Что же касается несостоятельной инвестиционной политики, то она в основном связана с неподготовленностью и отчасти с недостаточной информированностью руководителей и специалистов относительно применения современных, наиболее эффективных методов привлечения и рационального использования финансовых ресурсов.

По расчетам Минэкономразвития, для того чтобы экономика нормально функционировала, необходимо инвестировать в реальный сектор не менее 22-23% ВВП.

Правительство распорядилось, чтобы были приняты меры по активизации инвестиционной деятельности. Программно-целевой подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает следующие моменты:

– проведение расчетов инвестиционных потребностей экономики в целом с разбивкой по отраслям и регионам;

– определение долго-, средне- и краткосрочных приоритетов такой политики с учетом имеющихся и перспективных финансовых ресурсов;

– разработку отраслевых программ и инвестиционных проектов по каждому из заявленных приоритетов. При этом должны использоваться единый методический подход и осуществляться постоянный и целенаправленный контроль за распределением инвестиций на государственном уровне.

Наши рекомендации