Основные направления научно-исследовательских работ и рекомендуемая тематика магистерских диссертаций
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫБОРУ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ТЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Москва 2014
I. Общие положения
1.1. Магистерская диссертация – это выпускная квалификационная работа научно-исследовательского характера, выполняемая студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по избранной программе и специализации, подготавливаемая для присвоения квалификации (степени) магистра и проходящая процедуру публичной защиты.
1.2.Магистерская диссертация должна содержать совокупность результатов и научных положений, имеющих внутреннее единство, непротиворечивых и свидетельствующих о личном вкладе автора в разработку проблемы. Автор должен продемонстрировать умение самостоятельно вести научный поиск, использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, формулировать задачи исследования и методы их решения.
1.3. В работе должны быть четко сформулированы результаты собственных исследований и личный вклад автора в решение поставленных проблем. Новые решения, предложенные магистрантом, должны быть аргументированы и критически соотнесены с ранее известными разработками.
1.4. Тема магистерской диссертации должна отвечать Магистерской программе обучения. Содержание диссертации должно отражать специализацию студента.
Разработка тематических направлений диссертационного исследования и порядок взаимодействия студента с руководителем программы и преподавателями-консультантами
2.1. Направления научных исследований для подготовки магистерских диссертаций.
- Руководитель программы и преподаватели формируют перечень основных направлений научных исследований для подготовки магистерских диссертаций.
- Выпускная кафедра рассматривает и утверждает основные направления исследований и разрабатывает для каждого из них ориентирующий перечень тематики в соответствии с учебным планом магистерской программы.
- Тематика доводится до сведения студентов во втором семестре первого года обучения, что позволяет студентам внимательно изучить рекомендуемые направления исследований направления.
- В начале третьего семестра студенты выбирают конкретную тему диссертации.
2.2. Утверждение темы магистерской диссертации.
- Студент осуществляет выбор темы магистерской диссертации и обсуждает концепцию ее содержания с преподавателем – потенциальным научным руководителем.
- В случае обоюдного согласия студента и научного руководителя магистрант оформляет заявление о выборе темы диссертации и подписывает его у преподавателя.
2.3. Организация работы над магистерской диссертацией
- В процессе работы над магистерской диссертацией студент обсуждает с научным руководителем план и основные идеи работы. Рекомендуется также обсуждать разделы диссертации по мере их подготовки, а также ее предварительный вариант в целом.
- Для подготовки диссертации студент может использовать результаты и опыт самостоятельной научно-исследовательской работы, предусмотренной учебным планом магистратуры (курсовые, эссе, проекты и др.).
- В процессе работы над диссертацией студент по согласованию с научным руководителем может скорректировать тему диссертации. Крайний срок подачи заявления о смене темы магистерской диссертации – срок сдачи диссертации для предоставления ее рецензентам.
Основные направления научно-исследовательских работ и рекомендуемая тематика магистерских диссертаций
Направление 1. «Конкурентная стратегия развития организации (корпорации, компании, фирмы)»
- Выбор стратегической цели организации и оценка возможностей ее достижения.
- Разработка стратегических альтернатив и их оценка на основе современных методов стратегического анализа.
- Выбор корпоративной стратегии компании в новых геополитических условиях.
- Анализ и прогноз развития компании: успехи, неудачи, возможности и ограничения.
- Обоснование и разработка антикризисной стратегии компании
- Инновационные факторы в разработке конкурентной стратегии фирмы
- Ситуационный прогноз внешней и внутренней среды как основа стратегического планирования компании.
- Оптимизация стратегической бизнес-структуры с учетом диверсификации деятельности компании
- Стратегическая концепция формирования холдинга для обеспечения его конкурентоспособности.
- Стратегические аспекты управленческих инноваций в деятельности компании.
- Адаптация стратегии компании к особенностям санкционных ситуаций.
- Анализ конкурентоспособности отрасли для целей выбора стратегии компании.
Направление 2. «Организация эффективной работы компании»
- Влияние факторов внешней среды на эффективность работы компании.
- Анализ факторов устойчивости предприятия.
- Организационная структура предприятия и ее влияние на развитие предприятия.
- Построение гибкой структуры организации как фактор устойчивости компании.
- Реструктуризация как условие вывода предприятия из кризиса.
- Оптимизация ресурсов компании для достижения задач развития.
- Разработка бизнес-плана (наименование проекта … …). (На базе отечественного и зарубежного опыта).
- Разработка стратегии сужения деятельности компании: дезинтеграция и аутсорсинг.
- Особенности управления предприятием малого и среднего бизнеса в современных условиях.
- Организация управления проектом по (название проекта) в компании «Название компании».
- Использование многофакторных моделей для анализа перспектив развития компании.
- Разработка функциональной стратегии компании (указать название функциональной стратегии).
- Использование ключевых показателей эффективности в реализации стратегии компании.
- Диверсификация деятельности компании для расширения рынков сбыта продукции и услуг.
Направление 3.«Финансовая система предприятия и управление финансовой деятельностью»
- Сущность и технология финансового менеджмента на предприятии.
- Структура распределения прибыли и дивидендная политика в развитии фирмы.
- Финансовый анализ состояния текущих активов предприятия, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
- Траст как один из приемов управления финансами предприятия.
- Управление портфелем ценных бумаг корпораций в условиях развивающейся экономики.
- Управление движением финансовых потоков компании.
- Стратегия выбора кредитной политики в финансовом менеджменте.
- Определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества и потенциала выпускаемых акций.
- Управленческий учет и анализ на фирме с множеством бизнес-проектов.
- Лизинг как инструмент финансирования капитальных вложений предприятия.
Направление 4. «Маркетинговое управление компанией»
- Особенности маркетингового управления предприятием в условиях кризиса.
- Управление продуктовым портфелем предприятия с целью достижения конкурентных преимуществ.
- Экономические и социальные аспекты сетевого маркетинга в России.
- Разработка системы маркетинговых коммуникаций в многопрофильной компании «Название компании».
- Выведение нового продукта на новый рынок в условиях конкуренции.
- Разработка политики ценообразования для достижения конкурентных преимуществ компании.
- Влияние маркетинговых коммуникаций компании на ее рыночные позиции.
- Влияние фактора образования на формирование рыночного спроса и цен на жилье в г. Москва.
- Анализ особенностей инновационной деятельности компания в сфере маркетинга (компания по выбору) (отрасль по выбору).
- Проведение маркетинговых исследований для выбора целевого рынка.
Направление 5.«Информационно-коммуникационная деятельность в развитии компании»
1. Роль коммуникационного менеджмента в управлении (коммерческой компанией, банком).
- Особенности кризисных коммуникаций в современной России.
- Коммуникационная поддержка международного бизнеса.
4. Коммуникационный менеджмент в деятельности транснациональных коммуникационных групп.
5. Опыт российских (зарубежных) PR-агентств в разрешении конфликтных ситуаций.
6. Коммуникационный менеджмент в деятельности крупнейших зарубежных компаний: современный опыт и значение.
7. Задачи коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры и формы работы с персоналом компании.
8. Поддержка бренда средствами коммуникационного менеджмента: международный опыт.
9. Информационные системы различного уровня, их роль в принятии управленческих решений.
10. Бренд как средство формирования имиджа компании.
11. Система информационного мониторинга в деятельности компании.
12. Использование государственных информационных систем для развития бизнеса компании.
13. Внедрение ERP- системы как средство повышения эффективности работы компании.
Направление 6 «Логистические факторы развития производственных структур и региональных систем»
1. Совершенствование сбытовой сети предприятия.
2. Управление закупками предприятия.
3. Управление запасами и их оптимизация.
4. Управление производственной логистической системой.
5. Транспортно-экспедиционные операции во внешнеэкономической деятельности предприятия.
6. Организация гибкого управления складским комплексом предприятия.
7. Организация службы логистики в компании.
Направление 7 «Управление человеческими ресурсами»
- Организация кадрового аудита на предприятии.
- Стратегия и концепция совершенствования управления персоналом фирмы.
- Формирование системы эффективной коммуникации в организации.
- Построение гибких кадровых структур предприятия.
- Система мотивации в коммерческой организации.
- Корпоративная культура компании как фактор развития компании.
- Корпоративная структура организации и ее кадровое обеспечение.
- Планирование персонала фирмы.
- Управление карьерой персонала компании.
- Управление человеческими ресурсами на фирме.
- Современное развитие кадрового менеджмента организации.
- Устойчивость персонала и социально-психологический климат в организации.
Направление 8. «Инновационная деятельность и ее результативность в современном бизнесе»
- Разработка инновационной политики на предприятии.
- Обоснование выбора источников финансирования инновационных проектов.
- Венчурное финансирование инновационной компании.
- Управление рисками инвестиционных проектов.
- Обновление производства и жизненные циклы продукции.
- Анализ инновационного проекта для целей внедрения на предприятии.
- Формирование рыночной стоимости инновационно активного предприятия
- «Стартапы»: сущность, условия формирования, деятельность.
- Инновационная модернизация предприятия (бизнеса).
- Анализ инновационной деятельности компании (компания по выбору).
- Анализ инновационной деятельности компании определенной отрасли (отрасль по выбору).
- Сравнительный анализ инновационной политики двух компаний (компании по выбору).
- Разработка и внедрение продуктовых инноваций в рамках инновационной политики предприятия.
- Репозиционирование как важнейший инструмент инновационного маркетинга (на примере деятельности компании).
- Реализация стратегии «технологического лидерства» (фирма по выбору).
- Разработка эффективных методов организации внутрифирменных R&D (компания по выбору).
- Оценка инновационного потенциала компании и возможностей его реализации.
- Инновационные проекты: оценка возможных рисков (на конкретных проектных примерах).
Направление 9. «Управление производством современного предприятия»
- Управление качеством как фактор конкурентоспособности продукции промышленного предприятия.
- Анализ производственных издержек компании и пути их оптимизации.
- Внедрение опыта зарубежных компаний для повышения конкурентоспособности продукции.
- Производственная гибкость как фактор повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.
- Разработка производственной программы обновления продукции и основного капитала для целей повышения конкурентоспособности.
- Анализ зарубежного опыта создания гибких производств для внедрения в компании.
Направление 10. «Инвестиционная деятельность организации и оценка ее эффективности».
- Государственное регулирование инвестиционного процесса.
- Методы принятия инвестиционных и инновационных решений в компании.
- Организация управления инвестиционным проектом.
- Оценка стоимости предприятия (бизнеса).
- Оценка инвестиционных проектов.
- Оценка финансовых инструментов для отбора проектов.
- Формирование инвестиционного портфеля компании.
- Организация разработки и финансирования инвестиционного проекта.
- Анализ и управление рисками инвестиционного проекта.
Направление 11. «Внешнеэкономическая деятельность компании, оценка ее эффективности»
- Современные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия.
- Управление внешнеэкономической деятельностью коммерческой организации.
- Регулирование экспорта товаров предприятия.
- Оптимизация финансовых рисков при внешнеэкономических сделках фирм.
- Валютно-финансовые аспекты контрактов по внешнеэкономической деятельности предприятия.
- Организация и управление таможенным процессом на предприятии.
- Логистика во внешнеэкономической деятельности предприятия.
- Организация работы предприятия по подготовке международных торговых сделок.
- Торгово-посреднические операции на мировом рынке.
- Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности фирмы.
- Основные проблемы и методы адаптации российского бизнеса к условиям ВТО.
- Анализ влияния новых геополитических условий на эффективность деятельности компании.
Направление 12. «Мировые рынки – среда формирования и развития бизнеса. Процессы глобализации экономики, межотраслевая и региональная интеграция производства».
- Глобализации экономики: понятие, методы исследования, возможности развития и угрозы.
- Международная интеграция экономики: институциональные основы, тенденции, достижения, особенности в период кризиса.
- Региональная интеграция национальных экономики и рынков: таможенные союзы, единое экономическое пространство и др.
- Особенности кризисных ситуаций в интегрированных структурах и методы преодоления кризиса и его последствий.
- Исследование мировых и региональных рынков (на примере нефте-газового, продовольственного, химического, машиностроительного, автомобильного и др.).
- Исследование развития международных транснациональных компаний (ТНК) в различных сферах и отраслях мировой экономики.
- Интеграция российских предприятий в мировую экономику.
- Конкурентоспособность важнейших видов продукции России на мировых рынках (машиностроительной, химической, продовольственной и др.).
- Влияние проблемы импортозамещения на развитие предприятий (машиностроительной, продовольственной, авиастроительной и др) отрасли.
Направление 13. «Развитие ЕС и интеграционные процессы в евразийском пространстве» (тематика Института Европы РАН, филиала Института экономики РАН «Международные экономические и политические исследования»)»
- Европейский Союз: история формирования, развития, преодоления кризиса.
- Перспективы экономической интеграции России в ЕС.
- Расширение Евросоюза и интересы России.
- Тенденции научно-технического прогресса в ЕС.
- Германская экономика и перспективы российско-германского сотрудничества.
- Роль государства в экономике Германии.
- Трансформация современной модели социально-рыночного хозяйства Германии.
- Денежная и валютная политика Германии.
- Новая налоговая политика Германии.
- Развитие российско-германских экономических отношений и их влияние на ВЭД компании
- Международная конкурентоспособность экономики Германии.
- Исследование особенностей германской модели финансового рынка.
- Политика малого и среднего бизнеса в Германии.
- «Новая экономика» Европы (Германии).
- Причины и последствия мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. в ЕС и России.
- Государственная промышленная и инновационная политика в России, Китае и других странах (межстрановые сопоставления).
- Анализ влияния взаимных санкций ЕС и РФ на бизнес.
Направление 14. «Продовольственная безопасность в России и мире» (тематика Института аграрных проблем и информатики им А.А.Никонова Россельхозакадемии)
- Регулирование аграрных рынков (зернового, маслосемян и растительного масла, сахара, мяса, молока).
- Состояние продовольственной проблемы в мире и России.
- Регулирование земельных отношений.
- Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий.
- Аграрные аспекты присоединения России к ВТО.
- Социальные процессы в сельской местности.
- Инновационные проекты в агропромышленном комплексе.
- Интеграционные процессы в агропродовольственной сфере регионов.
Зав. кафедрой управление фирмой
академик Россельхозакадемии Э.Н.Крылатых
Доцент кафедры управление фирмой
к.э.н. Л.А.Давыдова