О форме собственности на землю
По вопросу собственности на землю ведутся ожесточенные споры с тех пор, как появилось само право собственности на землю. И это не случайно, поскольку земля — необычный объект собственности, в том смысле, что она — дар природы человеку. Кроме того, земля еще и пространственно-географический фактор, территория, площадь, на которой функционирует человеческое общество. Какой должна быть собственность на землю, как на средство производство: общественной или частной?
С одной стороны, в пользу общественной собственности на землю говорит то обстоятельство, что земля — это дар природы и должна, поэтому, использоваться в интересах всего народа.
С другой стороны, она, будучи в общественной собственности, не всегда используется экономически эффективно. При этом, как правило, эта проблема рассматривалась на сопоставлении СССР (а теперь России) и США. Однако часто забывают о том, что все земли США (кроме Аляски) расположены южнее Киевской параллели. Что же касается частной собственности на землю, не будем забывать о том, что частников она привлекает, прежде всего, возможностью без особых хлопот получать ренту, как об этом уже было сказано. Но с какой стати, возникает вопрос, надо предоставлять частнику возможность эксплуатировать все общество?
Какие же выводы вытекают из сказанного?
Во-первых, при любой форме собственности на землю государство должно регулировать использование земель сельскохозяйственного назначения.
Во-вторых, государству надо содействовать становлению и развитию хозяйственной многоукладности на селе, поддерживать в равной мере всех товаропроизводителей.
В-третьих, государство должно оказывать сельскохозяйственным товаропроизводителям финансовую поддержку в форме дотаций и субсидий. В Беларуси, например, сельское хозяйство напрямую финансируется из госбюджета (с этой целью расходуется около 10% бюджетных средств).
В настоящее время в нашей стране проводится аграрная реформа. Главное ее направление — формирование многообразия форм собственности и хозяйствования. В Беларуси разработаны и реализуются на практике различные варианты реформирования колхозов и совхозов. Они предполагают: акционирование, выделение фермерских хозяйств, аренду, полную ликвидацию, присоединение к другим хозяйствам, объединение, продажу с аукциона и т.д.
Одним из направлений аграрной реформы является создание фермерских хозяйств. Вместе с тем следует иметь в виду, что такие хозяйства на первых порах требуют больших капитальных вложений. Фермерские хозяйства обладают преимуществами там, где есть возможность на небольших земельных участках использовать интенсивные технологии земледелия.
Фермерское или крестьянское хозяйство — это трудовое объединение лиц или отдельных граждан (семья, родственник), выступающее в качестве самостоятельного товаропроизводителя. Главной целью фермерского хозяйства является обеспечение благосостояния семьи и поддержание на должном уровне собственного производства.
Основными задачами фермерских хозяйств являются:
Ø Производство, переработка и сбыт продукции;
Ø Развитие подсобной деятельности, рациональное использование земельных угодий, улучшение плодородия;
Ø Участие трудом или денежными средствами в развитии местной социальной инфраструктуры;
Ø Обеспечение полной или частичной занятости членов семьи.
Каждый фермер, очевидно, должен обладать соответствующей профессиональной подготовкой и рационально использовать земельные участки. Такой уровень подготовки, к сожалению, есть не у каждого фермера. Поэтому у государства должно быть право изъятия у собственника неиспользуемых или используемых недостаточно эффективно земель, «право первого покупателя» и т.д.
На результаты деятельности фермерских хозяйств влияют такие факторы, как специализация, природные и климатические условия, интенсивность производства, место расположения и т.д. Фермерство в Беларуси в настоящее время только набирает обороты и нуждается в серьезной поддержке со стороны государства.