Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.

Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.

Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.

Существует два направления социальной политики:

1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса:

а) поощрение малого бизнеса;

б) регулирование трудовых отношений;

в) поддержание высокой занятости населения;

2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:

а) перераспределение доходов в обществе;

б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий;

в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи.

Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.

Качество жизни– это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.

Уровень жизни– обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:

1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;

2) санитарно-гигиенические условия жизни;

3) потребление продовольственных товаров;

4) жилищные условия;

5) образование и культура;

6) условия труда и занятость;

7) доходы и расходы населения;

8) стоимость жизни и потребительские цены;

9) транспортные средства;

10) организация отдыха;

11) социальное обеспечение;

12) свобода человека.

Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.

В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).

Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике - student2.ru

Рис. 17. Кривая Лоренца

Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, – в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».

Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д.

Доходы– сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:

1) заработную плату;

2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента);

3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).

Проблема доходов выступает прежде всего как проблема совокупного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников.

Существуют 3 основных показателя доходов:

1) номинальный доход – это общее количество денег, которое получает человек за определенный период времени. Структура номинального дохода включает в себя такие элементы, как:

а) факторные доходы (полученные от использования собственных факторов производства – заработная плата, рента, процент на капитал, прибыль);

б) выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи);

в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.);

2) располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей;

3) реальный доход – это то количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму располагаемого дохода.

Выделяют 4 принципа распределения доходов населения:

1) уравнительное распределение – предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характерен для первобытного общества);

2) рыночное распределение – предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы;

3) распределение по накопленному имуществу – предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и перепродает по наследству какую-либо собственность;

4) привилегированное распределение – предполагает льготное распределение для определенного круга лиц.

Следовательно, социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения.

В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов:

1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;

2) рыночный – задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов.

В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.

Социальная защита– это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:

1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;

2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;

3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).

В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:

1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:

а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);

б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;

2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.

Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:

1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;

2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;

3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;

4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.

Наши рекомендации