Форсирование темпов индустриализации: проведение, итоги, последствия

Новая экономическая политика, ее значение и сущность

Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе "военного коммунизма" как попытки непосредственно, стремительного с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП (б) было объявлено о новой экономической политике (нэп) - новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены.

Нэп включал в себя ряд мер:

- замена продразведки меньшим по размеру продналогом;

- допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;

- дегационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);

- объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства;

- отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции;

- разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации;

Допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем;новая экономическая политика советский

- проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В.П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале ХХ в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) - и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.Противоречия нэпа проявлялись в:

- экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы её восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей - нехватка капиталов внутри страны, невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе);

- социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии);

Политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму - обществу, свободному от частной собственности.Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

30.Периодизация НЭП. Причины экономических кризисов в период НЭПа

31. Национально – государственное строительство в 20-х гг. Образование СССР.

Национально-государственное строительство проходило ряд этапов. Отдельные территории бывшей Российской империи, на которых выросли самостоятельные национально-государственные образования, были связаны историческими традициями и экономическими узами. Имея общую политическую структуру (советы и другие институты диктатуры пролетариата) и выступая во внешней политике как союзники, эти образования объединялись вокруг РСФСР. Логическим этапом стало образование СССР, объединившего республики в примерных границах бывшей империи (кроме Польши, Финляндии и Прибалтики). Процесс объединения был сложным, неоднородным и был обусловлен местными особенностями и исторической ситуацией. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима. Возникла огромная коммунистическая империя. На укрепление ее военной мощи была направлена военная реформа 1924-1925 гг. Образование СССР.30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Союз строился на модели, выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Декларации и Договор. В Декларации указывались причины и принципы объединения. В Договоре определялись взаимоотношения между республиками, образующими союзное государство. Формально оно учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами -- ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Во всей истории с образованием СССР нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что большую роль во всех мероприятиях играют партийные функционеры, их прихоти и капризы. Свои действия они воплощали в практику с помощью интриг и закулисных маневров. Роль представительных органов сводилась к одобрению выработанных не ими, а партийными органами решений. Долгое время считалось, что с вмешательством Ленина удалось добиться устранения из большевистской практики неверных, с точки зрения решения национального вопроса, установок, выправления сталинской линии Амирбеков С. К вопросу о конституционности строя России в начале XX в. // Право и Жизнь. -1999. - № 24. С. 41..В день, когда состоялось образование союзного государства, вышла работа Ленина «По вопросу о национальностях и автономизации». В ней сквозит недовольство Ленина всей историей, связанной с образованием СССР, несвоевременной затеей Сталина, которая, по его мнению, «завела все дело в болото». Поток событий в партии устремился в другую сторону и проходил без участия Ленина. Уже разворачивалась борьба за его наследство, в которой все больше проявлялась фигура Сталина. Можно сказать, что, показав себя сторонником централистского государства, крутых и грубых административных решений в национальном вопросе, Сталин мало изменил свое отношение к национальной политике, постоянно подчеркивая опасность националистических проявлений.II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г., в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную Конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор, а в остальном ее положения зиждились на принципах Конституции РСФСР 1918 г., отражавших ситуацию острого социального противоборства. В 1924--1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной Гордецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1920. М, 1987. С. 93..Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках Союза, было «национально-государственное размежевание Средней Азии». На территории региона до 1924 г. располагались, кроме Туркестанской АССР, образованной еще в 1918 г., две «народные» советские республики -- Бухарская и Хорезмская, созданные после свержения большевиками с престола бухарского эмира и хивинского хана. Существующие границы явно не соответствовали расселению этнических общностей, чрезвычайно пестрому и неоднородному. Не совсем ясен был вопрос и о национальной самоидентификации народов, и о формах их самоопределения. В результате длительных обсуждений национальных вопросов на местных съездах и курултаях и перекройки границ образовались Узбекская и Туркменская союзные республики. В составе Узбекской ССР была выделена автономия таджиков (впоследствии получившая статус союзной республики), а в ней -- Горно-Бадахшанская АО. Часть территории Средней Азии была передана Казахской АССР (также впоследствии ставшей союзной республикой). В общем и целом национально-государственное размежевание Средней Азии позволило обрести региону на некоторое время стабильность и устойчивость, однако крайняя чересполосица этнического расселения не позволяла разрешить вопрос в идеальном варианте, что создавало и создает вплоть до настоящего времени источник напряженности и конфликтов в данном регионе Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. М., 1994. С. 189..

32.Дискуссия в РКП (б) по вопросам строительства социализма.

33.Причины свертывания НЭП.

1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.

2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.

3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.

4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)

5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”

Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

6. Противоречивый характер нэпа , организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа ”

Форсирование темпов индустриализации: проведение, итоги, последствия

Задачу осуществления индустриализации, т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен «военного коммунизма» отбросили ЭКОНОМИКУ страны далеко назад. Г завершением восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить давно начавшийся и трагически прерванный процесс.В конце 1925 г. был взят курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада.Вставали сложные вопросы о ПУТЯХ реализации этих целей. Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую пену готово заплатить за неизбежные лишения общество? К 1927 г. определились два основных-подхода.Первый подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для финансирования индустриализации дадут развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности; индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня населения, крестьянства прежде всего.Второй подход, первоначально сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести индустриализацию стремительно за 5—10 лет; думать о цене индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония», которая и оплатит все трудности.Первый подход означал проведение индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа, переход к командной, предельно централизованной-экономике.В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И. В. Сталин потребовал пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Запада.Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933— 1937 соответственно) были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги1? СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятии (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное сельское хозяйство отставание легкой промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную индустриализацию, — это формирование командной экономики, сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного общества была тем самым создана.

Наши рекомендации