Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права

Подходы:

1. субституциональный – характеристика сущности, содержания.

2. функциональный – характеристика функций.

3. генезисный – происхождение.

Генезисный подход должен включать происхождение государства и права.

Государственные образования появились около 5 тысяч лет назад, а социальная эволюция около 40-50 тысяч лет. Задолго до государства уже существовали определенные формы человеческого общежития. Существовали власть, социальное управление, нормативное регулирование. Становление этих феноменов происходило как естественно исторический процесс.

Первая форма – род. Представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного (коллективного) труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода, управление родом было естественным управлением, что означает, что органным власти, которыми было собрание старейшин, были сами участники рода (совпадают субъект и объект управления совпадают). Для системы нормативного регулирования характерны черты:

1. естественно природный характер, исторически обусловленный процесс формирования.

2. действие на основе механизма обычая.

3. синкретичность норм морали, религиозных и др. В этой связи, российский этнограф Першиц назвал эти нормы мононормами.

4. подчеркивается, что предписание мононорм не имели предоставительно обязывающего характера, т.е. их требования не разделялись как права и обязанности. Ф. Энгельс писал, что внутри родового строя не существует различия между правами и обязанностями.

Мононормы – социальные нормы первобытного общества, представляющие собой единый социальный регулятор и не имеющие предоставительно обязывающего характера.

5. доминирование запретов, функционировавшие в форме табу – непререкаемый запрет, нарушение которого жестоко карается по мнению родового коллектива сверхъестественными силами.

6. распространение норм только на конкретный родовой коллектив. Нарушение обычая – родственное дело.

7. нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного и общественного сознания.

8. специфические санкции – осуждение поведения нарушителя (общественное порицание). В качестве наказания применялись физические санкции. В случае совершения особо тяжкого проступка, виновный подвергался остракизму. Марксистская общественная теория.

Современные ученые определяют генезис права неолитической революцией (Венгеров Анатолий Борисович), которая происходила примерно в 8 – 3 тысячелетии до н.э. Суть революции заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Поэтому возникает необходимость в контроле за производством, товарооборотом. Формирование права проявлялось в:

1. записи обычаев, становлении обычного права.

2. доведения текстов обычая до всеобщего сведения.

3. появления специальных органов, которые отвечали за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в правильных и доступных формах и обеспечение их реализации.

Возникает принципиально новая регулятивная система – право, которое отличается от первобытных норм по содержанию правил, способу воздействия на поведение людей, формы выражения (объективирование вовне), механизмы обеспечивания.

Норма права

  1. Понятие нормы права
  2. Классификация юридических норм
  3. Строение нормы права
  4. Норма права и статья нормативного правового акта

Понятие нормы права

Наряду с термином норма права может употребляться правовая норма, юридическая норма, которые обозначают одинаковое юридическое явление. Правовая норма – единица права. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и часть, а точнее как система и ее элемент. Общие свойства обусловлены общей юридической природой, однако свойства правовой нормы определяются двумя началами:

1. принадлежность правовых норм к социальным, т.е. свойство правовой нормы определяется тем, что оно является видом социальных норм.

2. юридическая природа правовых норм.

Принадлежность к социальным нормам обусловливает:

1. правило поведения людей в обществе, норма права представляет собой типовую модель поведения, программу, масштаб, образец, который призван направлять поведения поступки людей.

2. обладает качеством (свойством) нормативности, т.е. является типовым масштабом, образцом, эталоном поведения, что находит выражение в следующем:

А. круг адресатов определен типовыми признаками.

Б. рассчитано на неограниченное число однотипных случаев (неисчерпаемость действия).

В. вступает в действие периодически, т.е. всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная ее гипотезой.

Видовые особенности:

1. норма исходит от государства или санкционируется им.

2. представляет собой государственно властное веление.

3. охраняется силой государства на основе государственного принуждения.

4. норма права общеобязательное правило поведение.

5. норма права обладает качеством формальной определенности, т.е. она должна быть четким, конкретным предписанием как внутренне, так и внешне (закреплена в официальных источниках).

6. норма права действует как интеллектуально волевой регулятор поведения, т.е. норма права должна «пройти через головы людей», через сознание и волю. Специально юридический (взаимодействие норм, юридических фактов, ответственности), психологический (воздействие на волю) механизмы реализации норм. Другой аспект волевого характера – выражение воли общества, государственной воли.

7. нормы права, которые непосредственно регулируют поведение, имеют предоставительно обязывающий характер, т.е. действуют через предоставление субъектами права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.

8. правовые (юридические) нормы обладают качеством системности. Норма имеет свои элементы, которые являются составом нормы, и свою структуру – целесообразные связи между элементами.

Нормы прав, как государственно властное веление, необходимо отличать от индивидуальных государственно властных велений (предписаний), которые содержатся в индивидуальных юридических актах (актах применения права, как правило). Например, приговоры и решения судов.

Свойства индивидуальных норм:

1. рассчитаны на определенный, строго индивидуальный случай.

2. являются велениями однократного применения.

3. индивидуальные государственно властные явления, как правило, персонифицированы.

Индивидуальное государственно властное веление – исходящее от государства веление однократного действия, рассчитанное на конкретный случай и обращенное к конкретно определенным лицам.

Норма права – это нормативное формально-определенное государственно властное веление, регулирующее социально-значимое поведение субъектов права.

Классификация юридических норм

Наши рекомендации