Предложение на рынке труда

Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Предложение на рынке труда - student2.ru

Факторы формирования предложения на рынке труда:

1)Доля трудоспособного населения;

2)Тяжесть и сложность труда;

3)Престижность труда;

4)Социальные гарантии и условия труда;

5) средний уровень оплаты труда;

6) профессиональная структура рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);

7) мобильность населения (социальная мобильность, заключающаяся в переходе людей из одних классификационных групп в другие: социальные, профессиональные, по доходам, образованию и др.);

8) этнические, религиозные, культурные, психологические особенности населения;

Итак, предложение труда увеличивается под влиянием уровня заработной платы, а также престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут тягость труда, его сложность и потребность людей иметь свободное время. При существенном росте заработной платы предложение труда может также сократиться под влиянием эффекта дохода.

Цена труда

При изменении заработной платы на выбор работника оказывают влияние эффект дохода и эффект замещения. До определенного момента рост заработной платы увеличивает предложение труда. После же достижения максимального уровня по мере дальнейшего роста заработной платы предложение труда (количество отработанного времени) начинает сокращаться, так как высокие доходы стимулируют более разнообразный и длительный досуг, а не труд. Одна и та же причина, а именно — увеличение заработной платы — приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке труда существует в следующих формах:

между работодателями — за привлечение рабочей силы;

между работниками — за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда;

между наемными работниками и работодателями — за условия трудового соглашения и оплаты труда.

Все виды конкуренции базируются на трех основных принципах:

1. Личная и экономическая свобода работника.

2. Право владельцев капитала и земли самим решать вопросы, касающиеся количества и качества используемой рабочей силы, увольнять лишних, с точки зрения производительной деятельности, работников.

3. Свобода в движении зарплаты, отсутствие ограничений ее роста.

Уровень конкуренции можно оценить по уровню сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, по степени устойчивости этого баланса.

Наши рекомендации