Понятие и задачи организации обслуживания рабочих мест
Результативность деятельности рабочих зависит не только от рациональности организации рабочих мест, уровня квалификации рабочих, но и от организации процессов их обслуживания.
Хорошо организованное обслуживание основных рабочих призвано обеспечить своевременную их подготовку к выполнению производственного задания и бесперебойную работу во время его осуществления.
По своей сути, обслуживание связано с удовлетворением какой-либо потребности.
Отсюда обслуживание рабочего места – это обеспечение его средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для эффективного осуществления на нем производственного процесса.
Значимость рационализации процессов обслуживания основного производства имеет тенденцию к возрастанию в силу следующих особенностей технического прогресса:
1. Растет стоимость оборудования, и поэтому его простои дорого обходятся предприятию: снижается выпуск продукции, удлиняется срок окупаемости затрат на его приобретение и т.п.
2. Идет процесс усложнения оборудования, который приводит к увеличению объема работ по уходу (ремонт, наладка и т.п.).
3. Повышается уровень механизации труда у рабочих, что увеличивает объем работ по производству оснастки, ее ремонту, уходу за ней и т.д.
4. Углубление разделения труда приводит к увеличения затрат труда, связанных с транспортировкой материалов, заготовок, деталей, узлов, необходимостью их складирования, контроля качества после выполнения каждой операции и т.д.
Все работы по обслуживанию могут быть сгруппированы по отдельным, относительно обособленным функциям. Выделяют следующие функции обслуживания:
1. Производственно-подготовительную (комплектование заготовок, материалов, полуфабрикатов, распределение работ по рабочим местам, участкам и т.п.). Реализацией данной функции занято планово-диспетчерское бюро (ПДБ) и следующие профессиональные группы рабочих: плановики, распределители, комплектовщики, диспетчеры, учетчики и др.
2. Транспортную – доставка предметов труда к рабочим местам, перемещение их между участками. Профессии рабочих: крановщики, грузчики, стропальщики, водители электрокаров и др.
3. Наладочную – наладка и подналадка оборудования, выполняют ее рабочие – наладчики.
4. Инструментальную – обеспечение рабочих мест инструментом, технологической оснасткой; хранение, централизованная заточка и ремонт инструмента и др. (функцию выполняют кладовщики, заточники, слесари по инструменту и др.).
5. Энергетическую – обеспечение рабочих мест энергией (электроэнергией, сжатым воздухом, газом и др.).
6. Ремонтную – текущий ремонт, межремонтное обслуживание оборудования, подъемно-транспортных средств и др.
7. Контрольную – контроль качества продукции, сырья.
8. Складскую – хранение, сортировка, складирование и т.п.
9. Ремонтно-строительную – поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений.
10. Хозяйственно-бытовую – обеспечение чистоты в производственных помещениях, обеспечение рабочих питьевой водой, душевые и т.п.
В основу рациональной организации обслуживания должны быть положены следующие принципы:
• плановость (согласование работы системы обслуживания с оперативно-календарным планированием, подчинение работы вспомогательных рабочих работе основного производства, разработка графиков и маршрутов обслуживания);
• активно-предупредительный характер (выполнение работ в порядке профилактики для предупреждения перебоев в работе основного производства);
• комплексный характер (одновременное выполнение работ по всем функциям обслуживания, выполняемых различными службами по установленному регламенту);
• высокое качество обслуживания;
• экономичность (по затратам времени, материалов, по численности обслуживающих рабочих);
• регулярность и надежность связи рабочих мест с обслуживающими их подразделениями (службами) для оперативного устранения сбоев в производственном процессе из-за сложившейся аварийной ситуации постоянных и передвижных рабочих мест у вспомогательных рабочих;
• рациональность организации постоянных и передвижных рабочих мест у вспомогательных рабочих;
• механизация труда вспомогательных рабочих как условие сокращения их численности.
К организации обслуживания основных рабочих подходят по-разному: в зависимости от типа производства, организационного построения производственной структуры предприятия. Так, по степени централизации обслуживания рабочих мест различают следующие его виды.
Централизованное обслуживание – выполнение функций обслуживания силами специализированных общезаводских подразделений.
Децентрализованное обслуживание, когда вспомогательные службы включаются в состав цеха и подчинены его руководству. Например, в ведении цеха могут быть созданы подразделения, специализирующиеся на выполнении работ по соответствующей функции обслуживания (например, технологическое бюро, бюро инструментального хозяйства, инструментально-раздаточная кладовая, планово-диспетчерское бюро, бюро технического контроля и т.п.). Часто вспомогательные рабочие входят в состав того производственного подразделения, которое они призваны обслуживать (коллектив работников участка, бригады). К таким вспомогательным рабочим, например, чаще всего относятся наладчики, контролеры, подсобные рабочие и т.п.
Смешанное (комбинированное) – часть функций обслуживания выполняются централизованно, а часть децентрализованно. Данная форма является предпочтительной, так как объединяет преимущества первых двух и не имеет многих присущих им недостатков.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое рабочее место, и какие виды существую?
2.Какие требования существуют по организации рабочего места?
3. Что такое оснащение рабочего места, и какие особенности существуют?
4. Что понимают под планированием рабочего места?
5. Раскройте понятие и задачи организации обслуживания рабочих мест.
Рекомендуемая литература:
1. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала. – М.:ИНФРА-М,2008.
2. Нормирование труда в Республике Казахстан. Нормативные акты министерства труда и социальной защиты населения РК./Алматы 2011.
3. Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2003.
4. В.П. Пашуто Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. Учебное пособие. Москва 2005г.
5. Экономика труда: Учебник / Под ред. Остапенко Ю.М.- изд. Инфра-М, 2007
6. Экономика и социология труда: / Под ред. Кибанова А.Я.- М.:ИНФРА-М, 2010.-584с.
Тема 6: «Условия труда на предприятии»
Цель лекции:раскрыть сущности условий труда на предприятии
Основные вопросы:
6.1.Понятие условий труда и задачи их улучшения
6.2.Режимы труда и отдыха: понятие, выбор, организация.