Цели и задачи создания МФВКО
Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла во время Великой Депрессии под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 годах. Уже тогда была необходимость создать Международные финансовые организации путем объединения финансовых ресурсов странами–участниками с целью решения общих проблем, определенных задач в области развития мировой экономики, а также международных экономических отношений. Первичные цели международной финансовой организации могут быть различны в зависимости от подхода и в связи субъективными показателями, однако традиционно принято выделять следующие: развитие сотрудничества; обеспечение целостности; стабилизация сложных ситуаций; сглаживание противоречий всемирного хозяйства. Поле деятельности международных валютных и кредитно–финансовых организаций охватывает следующие аспекты: анализ ситуации, тенденций и тренды факторов развития мировой экономики; операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью урегулирования мировой экономики, поддержания а также стимулирования международной торговли;
инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов); кредитование государственных проектов; финансирование программ международной помощи; финансирование научных исследований; благотворительная деятельность.
Итак, теперь рассмотри конкретные Международные финансовые и валютно–кредитные организации и разберемся в их структуре и предназначении.
22 июля 1944 года была разработана основа соглашения на Бреттон–Вудской конференции Объединённых Наций по валютно–финансовым вопросам по сути являющаяся отправной точкой существования МВФ. Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Дж. М. Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Г. Д. Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Первые 29 государств окончательный вариант соглашения подписали 27 декабря 1945 г. Далее МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон–Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет более 188 государств, а в его структурах работают около 2500 человек из более чем ста стран.
МВФ предоставляет кредиты в кратко– и долгосрочной перспективах при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов сопровождается определенными заранее набором условий и рекомендаций.
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран многократно подвергались критике, суть которой состоит в выполнении рекомендаций и условий, которые в конечном итоге направлены не на повышение стабильности, формирование самостоятельности и развитие национальной экономики государства, а на привязывание её к международным финансовым потокам, что в конечном итоге сказывается не только на экономике одного государства, но и на мировой экономике в целом в силу глубокого взаимного проникновения всех экономических систем государств так или иначе участвующих в Мирохозяйственных связах – мировой экономике.
В соответствии с первой статьей соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:
Способствование развитию международного сотрудничества в валютно–финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций, а также совместной работы над международными валютно–финансовыми проблемами. Содействовать росту и расширению международной торговли в благоприятном режиме и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств–членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики. Также немаловажно поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств–членов, к тому же избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами–членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам–членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне. В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств–членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
Теперь перейдем к первостепенным функциям МВФ, благодаря которым данная организация должна существовать в текущем этапе развития экономики мира. Во–первых, содействие международному сотрудничеству в денежной политике, во–вторых – расширение мировой торговли, в–третьих – кредитование, в–четвертых – стабилизация денежных обменных курсов, а также консультирование стран–дебиторов (должников); разработка стандартов международной финансовой статистики; сбор и публикация международной финансовой статистики. Рассмотрим структуру данной организации.[9] Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна (из участниц, конечно же) представлена управляющим и его заместителем. Как правило, ими являются министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета включается решение ключевых вопросов деятельности Фонда таких как: внесение изменений в Статьи Соглашения, определение и пересмотр их долей в капитале приём и исключение стран–членов, выборы исполнительных директоров. Управляющие могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. формируется за счет взносов государств–членов, каждое из которых обычно выплачивает примерно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей валюте (национальной валюте). Исходя из доли квот в общей массе голоса распределяются между странами–членами в руководящих органах МВФ. Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран–бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают; Германия; Япония; Великобритания. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран–членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов, которые не зависят от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала либо продавала СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается или сокращается на 1 за каждые 400 тыс. купленных либо же проданных СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на четверть от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (обычно более половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран–участниц). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по–прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что Соединенные штаты наряду с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в Фонде и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 года было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ». Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (далее МВФК. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является лишь совещательным органом Совета управляющих поэтому не имеет полномочий для принятия директивных решений, однако способен повлиять на оные. Тем не менее он выполняет важные функции: вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; направляет деятельность Исполнительного совета; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда. Совет управляющих делегируетмногие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который ответственен за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам–членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора–распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило он представляет одну из европейских стран.
Теперь рассмотрим механизмы кредитования, как основной вид деятельности МВФ и раскроем их суть.
В первую очередь страна–участник может приобрести первую порцию иностранной валюты в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — она называется резервной долей. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны–члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны–члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной–членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
Кредитные доли это Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной–членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по одной четвери квоты. Доступ стран–членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать двухсот процентов её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, но суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стэнд–бай обеспечивают стране–члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами–членами о резервных кредитах. С 50–х и до середины 70–х годов соглашения о кредитах стэнд–бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
В МВФ действует Механизм расширенного кредитования, который дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд–бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны– заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово–экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» или Меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации. Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.
В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран–членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.
Группа всемирного банка
Всемирный банк также известный как World Bank является международной финансовой организацией, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее, после Второй мировой войны, в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития(МАР), которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка. В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации: это Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития. В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации: Международная финансовая корпорация; Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций; Международный центр по урегулированию инвестиционных споров Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по–прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.
Всемирный банк является одной из двух ( вторая – Международный валютный фонд) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон–Вудской конференции, которая состоялась в США в 1944 году. Делегаты из более чем сорока стран, в том числе представители Советского Союза, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны. Советский Союз являлся одним из самых активных участников Конференции, но впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности повлиять на принимаемые решения в связи с малой долей влияния внутри этой системы в отличие от Соединённых Штатов Америки. На первых парах с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование как таковое в виду повышенных требований к заёмщикам. Также под руководством первого президента банка Джона МакКлоя в качестве первого заёмщика была выбрана Франция, и ей был выдан кредит в сумме около 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было сохранение нейтралитета в коалиционном правительстве коммунистов. Другие два претендента в лице Польши и Чили помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла, суть которой заключалась в экономической помощи стран Европы после второй мировой. Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.[10]
В 1968—1980 годах деятельность Всемирного банка была перенаправлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Роберт Макнамара, главное ответственное лицо в этот период во Всемирном банке, привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд. Макнамара и создал новую систему предоставления потенциальными странами–заёмщиками информации, что несомненно позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления ссуд. Вскоре в 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Альден В. Клаузен по представлению Рональда Рейгана – тогдашнего президента США. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира.[11] Для периода восьмидесятых годов прошлого столетия политика кредитования была характерной, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Именно такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач, что не могло никак помочь с решением данных проблем.
С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился. В настоящее время согласно Декларации тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. [12]В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы определенных восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие: ликвидация нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение устойчивого развития окружающей среды; формирование глобального партнерства в целях развития.
Такие тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития – предоставляют займы по самым низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим прямого доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на абсолютно невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, целью Всемирного банка не является стремление к извлечения прибыли. Международный банк реконструкции и развития действует на рыночной основе, и пользуясь своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.
Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ, который имеет название: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», используемый как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка по предоставлению займов и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями и предложениями развития каждой страны–заёмщика. В стратегию также входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально–экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается не только с правительством страны–заемщика, но и с другими заинтересованными структурами.
Наряду с выше перечисленными функциями Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам–членам. Его деятельность также направлена на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых так сильно нуждаются развивающиеся страны.
Разработка соответствующих рекомендаций и анализ проводимой странами политики и с целью улучшения социально–экономической ситуации в развивающихся странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах, а также многие другие. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты. Немалая часть усилий направляется на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития страны, что не маловажно.
Институт Всемирного банка (далее ИВБ) – является одним из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.
ИВБ использует Службу Интернет–трансляций — это Интернет–портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.
Направления (сферы) деятельности Всемирного банка носят самый разнообразный характер и имеют широчайший спектр направлений, далее будет представлен перечень проблем, на решение которых направлена деятельность Всемирного банка. Проблемы бедности; проблемы снабжения продовольствием; сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов экономики, связанных с использованием земель; проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах; борьба с коррупцией; борьба с распространением вирусных заболеваний; Борьба с малярией; проблемы детства и юношества; проблема эксплуатации детей; проблемы развития энергетики, доступа к источникам и поиска
новых источников энергии; экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран; выработка стратегий развития; проблемы инвестиций в развивающиеся страны; проблемы образования; проблемы окружающей среды; проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей. Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов: проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности финансовый кризис; развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем; глобализация; рост цен, проблемы стран–доноров; урбанизация; муниципальные финансы; проблемы сохранения наследия; транспорт; торговля; проблемы водоснабжения и канализации сточных вод; публикации, семинары; гендерные проблемы; проблемы миграции; газ, нефть; горнодобывающая промышленность; интернет и коммуникации; право и развитие; развитие частного сектора экономики. Конечно нельзя сказать, что все проблемы являются разрешимыми в данный период, из–за несовершенства технологий во многих сферах, например, медицинских или транспортных, однако выделяемые средства – это шаги на пути не только к решению оных и, но и к развитию человечества в целом.
Европейский банк реконструкции и развития (далее ЕБРР) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 государством и 2–мя интернациональными организациями для помощи рыночной экономике и демократии в 34 государствах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как интернациональная организация, ЕБРР использует рядом преимуществ, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Организация появилась в период, когда в странах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический общественно–политический строй и державы прежнего Восточный блока имели необходимость в поддержке для сотворения нового личного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.[13]
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает огромные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, несмотря на то, что его акционерами являются представители государства, ЕБРР вкладывается главным образом в частные предприятия, обычно совместно со своими коммерческими партнёрами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с госкорпорациями в целях поддержки процессов приватизации или структурной реорганизации в них, а также усовершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся тесные связи с правительствами стран региона в целях осуществления курса на создание благоприятных условий в предпринимательской деятельности.
Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счёт выпуска облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.
Теперь рассмотрим структуру ЕБРР. Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров, который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.
Совет директоров состоит из двадцати трех (23) директоров, а также возглавляется Президентом. Каждый директор может представлять одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров ответственен за руководство общей деятельностью и самой политику банка. Он осуществляет полномочия, прямо возложенные на него Соглашением, и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих. Президент является законным представителем ЕБРР и избирается Советом управляющих. Под руководством Совета директоров, Президент управляет текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Стоит отметить, что вице–президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на такой же срок – четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице–президент берет на себя полномочия и выполняет функции Президента. Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице–президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.
Международный банк реконструкции и развития (далее МБРР) — является основным специализированным кредитным учреждением Всемирного банка, а также межгосударственным инвестиционным институтом, учреждённымй одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно–финансовой конференции в Бреттон–Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., однако банк начал функционировать лишь с 1946 г. расположен МБРР в Вашингтоне. Наряду с другими финансовыми кредитными организациями, МБРР преследует следующие цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран–членов; содействие частным иностранным инвестициям; содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов; сбор и публикация статистической информации. Первоначальное призвание МБРР было стимулирование частных инвестиций в странах Западной Европы с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины пятидесятых годов прошлого столетия, когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и, естественно, на страны Латинской Америки. В своих основных направления х деятельности МБРР предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким уровнем доходов. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, обязательно должны сначала быть приняты в МВФ. В МБРР Высшими органами являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США, что типично для практически всех международных финансовых кредитных организаций. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР. Хотя членами МБРР являются 188 стран, лидирующее положение принадлежит первую очередь США, а затем Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии, по исторически легко объяснимым причинам. Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на рынке США, и средства, полученные от продажи облигаций.
Далее мы рассмотрим международные финансовые кредитные организации, которые являются неотъемлемой частью мировой экономики, осуществляющих важные функции, помогающие в эффективном функционировании мировой экономики в целом – Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, Международный центр урегулирования инвестиционных споров и МАИГ.[14]
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (далее возможны варианты как МИГА, МАИГ, МАГИ) — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Международным банком реконструкции и развития входит в Группу Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков (см. карту политических рисков) и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. Конвенция об учреждении МАИГ была подписана в Сеуле 11 октября 1985 года, а основано лишь в 1988 году. Агентство содержится на взносы стран–участниц. В настоящее время в МАИГ представлено 177 стран, в том числе и Российская Федерация. Уставный капитал МАИГ составляет более миллиарда долларов США. Штаб–квартира МИГА, также как и у других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне. Гарантии МАИГ защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако стоит заметить, что страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится, но возможен пересмотр этого пункта. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами. Претендовать на гарантии МИГА могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на средний срок от трех до пятнадцати лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется. С 1988 года МАИГ выдало более девятисот гарантий на общую сумму 17,4 млрд долларов США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.
Следующая организация, которую мы рассмотрим – Международный центр урегулирования инвестиционных спросов (далее МЦУИС) — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК) и Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами (международный инвестиционный арбитраж). Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь. МЦУИС был основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран (другое название – Вашингтонская конвенция).[15] Конвенция установила статус МЦУИС и его организационную структуру, а также основные функции. В 1965 году и вступила в силу 14 октября 1966 года. Принцип работы организации, заключен в урегулировании инвестиционных споров согласно Венской Конвенции. Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон или же арбитражное производство. В соответствии с этим, в ней содержатся процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является как добровольным, так и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров. Членами МЦУИС являются 151 государств и Косово (по состоянию на апрель 2014 года). Российская федерация относится к странам, которые подписали, но еще не ратифицировали договоры о вступлении. Далее рассмотрим международную ассоциацию развития (далее МАР), которая была создана в 1960 г. как дочерняя организация МБРР. Она является специализированным учреждением ООН и расположена Вашингтоне. В MAP входят 156 государств–членов. MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели – предоставление международных ссуд для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Организации различают по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, привлекающий капитал в основном на финансовые рынки, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (и в основном государствам, отвечающим определенным требованиям), MAP, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам. Важно отметить, что согласно терминологии, принятой в этих организациях, МБРР называет предоставляемые им ссуды займами, a MAP – кредитами, но это является чистой формальностью, по сути они занимаются одним и тем же. МАР преследует следующие цели: поощрение экономического развития; повышение производительности труда; повышение уровня жизни в государствах–членах. Структура МАР во многом схожа с выше упомянутыми. Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и в МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству персонал МБРР. Президент осуществляет текущие дела MAP. Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования. Источники финансирования МАР находит в прибыли МБРР, во взносах государств–членов, а также в возвращенных кредитах. Один раз в три года группа стран–кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств в MAP. Фонд MAP для сокращения долгов предоставляет самым бедным странам льготные кредиты для уменьшения внешней задолженности (однако общая величина кредитов не может превысить 100 миллионов долларов, что не так и много в масштабах государства). Каждый финансируемый MAP проект всегда подвергается политико–экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35–40 лет при льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты предоставляются в валюте государства (т.е. национальной валюте). Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора–исполнители ежегодно публикуют нормы и условия предоставления кредитов MAP. Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных отношений в развивающихся государствах.