Законы спроса и предложения

СПРОС – зависимость между величиной спроса и ценами товара. ВЕЛИЧИНА СПРОСА – это количество товара, которые покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

ЗАКОН СПРОСА: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены данного товара.

Рост доходов покупателей приводит к росту спроса НЕ на все товары. Люди с высокими доходами сокращают потребление НИЗШИХ товаров и услуг (крупы, хлеб, ремонт обуви и пр.) и, напротив, увеличивают потребление НОРМАЛЬНЫХ товаров (ценные продовольственные товары, автомобили, мебель и др.)

На ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА, кроме цены и изменения доходов влияет также:

· изменение цены на замещающие товары или дополняющие;

· изменение вкусов и предпочтений;

· ожидание изменения цен и доходов (рост спроса);

· изменение числа покупателей.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести, от цен на этот товар.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже по данной цене в течение определенного периода времени.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения его цены.

На ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ влияют:

· изменение цены на ресурсы;

· изменение в технологии производства (рост предложения);

· налоги и субсидии;

· ожидание изменения цен (уменьшение предложения);

· рост числа производителей.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения товара на данном рынке.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – это степень реакции величины спроса на изменение цены товара (цена на товар изменилась на 1%, а величина спроса более чем на 1%). Если спрос на товар неэластичен, то при увеличении цены товара выручка возрастет. При эластичном спросе выгоднее снижать цену для увеличения продаж.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – при изменении цены товара величина предложения изменяется в большей степени, чем изменяется его цена.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО –

инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала или арендаторами с ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Организационно-правовые формы предпринимательства:

1) индивидуальный предприниматель несет полную ответственность за свое дело;

2) хозяйственные товарищества – предприятия, находящиеся в совместной собственности двух и более лиц: А) полное товарищество; Б) товарищество на вере.

3) производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанное на их ЛИЧНОМ ТРУДОВОМ УЧАСТИИ и на объединении ПАЕВЫХ ВЗНОСОВ;

4) хозяйственное общество – коммерческая организация с ограниченной ответственностью, капитал которой разделен между участниками на принадлежащие им доли:

· ООО – общества с ограниченной ответственностью

· ОДО – общества с дополнительной ответственностью

· АО – акционерное общество (открытого и закрытого типа).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК – вероятность (опасность) потери предпринимателями части дохода или имущества в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности:

1) производственныйриск – сокращение объемов производства продукции и ухудшение ее качества и т.п.;

2) коммерческий – в процессе реализации товаров и услуг;

3) финансовый – неплатежеспособность должников, изменение условий кредита, колебания валютного курса и пр.

Способствуют или препятствуют предпринимательству:

ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние) факторы ЭКЗОГЕННЫЕ (внешние)

1) уровень квалификации персонала 1) общая экономическая и политическая

2) техническая оснащенность фирмы обстановка в стране;

3) психологический климат в коллективе 2) правовая база;

3) НТП;

4) географические, природные условия.

БИЗНЕС – любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями к взаимной выгоде ее участников, получению прибыли

РЫНОК ТРУДА –

отношения между наемными работниками и предпринимателями (работодателями), которым необходимы трудовые ресурсы для производства товаров и услуг.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Факторы, влияющие на ВЕЛИЧИНУ предложения:

· демографический: величина экономически активного населения – люди, работающие по найму, работающие не по найму и безработные, ищущие работу;

· численность людей, обладающих необходимым образованием и квалификацией;

· условия труда, престижность, творческий характер;

· размеры доходов, не связанных с трудом – пенсии, пособия. (Если низкие, то пенсионеры и др. стремятся работать);

· ценовой: уровень заработной платы.

ЗАКОН СПРОСА:

Факторы, влияющие на ВЕЛИЧИНУ СПРОСА:

· ценовой, когда фирмы увеличивают спрос на труд при понижении цены труда;

· технический прогресс, который снижает спрос;

· изменение цен на другие ресурсы (посудомоечные машины дешевеют, поэтому уменьшается спрос на посудомоек и т. д.);

· структурные сдвиги в экономике (компьютеры вытесняют машинисток, типографских рабочих, а нужны программисты и т.п.)

· фазы экономического цикла (растущий спрос в годы подъема и наоборот).

Наши рекомендации