Основы экономической теории

Белорусский государственный экономический университет

Бобруйский филиал

В.И. Готовчик, З.И. Кузьменок, Н.П. Шиленок

Основы экономической теории

Учебно-методическое пособие

Бобруйск 2003

УДК

ББК

Печатается в авторской редакции

Р е ц е н з е н т

Р е к о м е н д о в а н о

Готовчик В.И., Кузьменок З.И., Шиленок Н.П.

Основы экономической теории: Учеб.–метод. пособие. – Мн.: БГЭУ, 20023 – с.

УДК

ББК

ã В.И. Готовчик, З.И. Кузьменок, Н.П. Шиленок, 2003

ã Бобруйский филиал

Белорусского государственного экономического университета, 2003

Содержание

Введение  
   
Обзор теории  
   
ТЕМА 1. Экономическая теория как наука  
1.1. Основные понятия…………………………………………………………  
1.2. Структурно- логические схемы………………………………………….  
1.3. Семинарские (практические) занятия……………………………………  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения…………………………………  
1.5. Темы докладов рефератов………………………………………………...  
Литература……………………………………………………………………..  
   
ТЕМА 2. Экономическая система общества………………  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
   
Тема 3. собственность: сущность, структура и тенденции развития………  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
   
Тема 4. Производство: черты, факторы, результаты, воспроизводство и его фазы  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
   
ТЕМА 5. Агропромышленное производство  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
   
Тема 6. Формы общественного хозяйства  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
   
Тема 7. Рынок: его функции и структура  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  
   
Тема 8. Переходная экономика: сущность, особенности, тенденции развития. Роль государства в переходной экономике  
1.1. Основные понятия………………………………………………………….  
1.2. Структурно- логические схемы…………………………………………..  
1.3. Семинарские (практические) занятия…………………………………….  
1.4. Вопросы для обсуждения, упражнения………………………………….  
1.5. Темы докладов рефератов…………………………………………………  
Литература………………………………………………………………………  

Введение

Рыночные отношения, внедряемые в экономику республики, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки специалистов. Дефицит экономических знаний дает о себе знать на всех этапах управления как на макро, так и на микро уровне.

Теория основ рыночной экономики в нашей республике начала внедряться практически с нуля. А ведь от знания экономических условий производства, от умения прогнозировать их, зависят эффективность работы и будущее предприятий и общества в целом.

Переход от централизованной планируемой экономики к рыночной - процесс длительный и сопряжен со сложными социально-экономическими условиями. Это разбалансированность экономического рынка, нарушение интеграционных связей, высокий уровень монополизма, инфляция, безработица и другие явления возникающие в связи с переходом от командной экономики к рыночной. Ответы на эти и подобные вопросы требуют элементарных знаний в области экономики.

Настоящее учебно-методическое пособие учитывает это обстоятельство. В нем в доступной форме изложен обзор теории по основам экономической теории, даны планы семинарских (практически) занятий и требования к написанию контрольной работы для студентов-заочников, список литературы, предлагаемой для самостоятельного изучения.

Предлагаемое учебно-методическое пособие помогает студентам освоить программный курс основ экономической теории.

Основы экономической теории

Обзор теории

Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает искусство ведения домашнего хозяйства. Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах региона, республики, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку в рамках предприятий, отраслей, фирм, корпораций, монополистических объединений и влияет на жизнь людей разных континентов.

Основной проблемой человеческой цивилизации является противоречие между постоянно растущими потребностями и ограниченными ресурсами. Под ресурсами мы понимаем те факторы, без которых производство продукции, удовлетворяющей наши потребности, невозможно.

К ресурсам относятся:

• земля и другие природные ресурсы, т. е. все, что может быть использовано в производстве в натуральном состоянии, без обработки;

• капитал (инвестиционный ресурс), т. е. все произведенные средства производства плюс инфраструктура. Различают основной капитал (здания, оборудование, машины) и оборотный капитал (сырье, материалы). Процесс производства и накопления этих средств называют инвестированием;

• труд, т. е. все физические и умственные способности человека, применяемые при производстве товаров и услуг.

Потребности — это нужда в чем-либо. В отличие от ресурсов потребности безграничны, неисчислимы, эластичны и изменчивы. Не существует и не может существовать общества, в котором все потребности будут удовлетворены с помощью имеющихся ресурсов.

Поскольку ресурсы ограничены, перед обществом возникают проблемы выбора: что, как и для кого производить?

Что производить — т. е. какой набор товаров и услуг наиболее полно будет удовлетворять потребности общества? При данных производственных возможностях увеличение производства одного товара приведет к сокращению производства другого товара и наоборот.

Как производить — т. е. какую технологию и организацию производства применять?

Для кого производить — т. е. как должна распределяться произведенная продукция между социальными группами и индивидуальными производителями?

Ответы на эти вопросы зависят от экономической системы общества.

Под экономической системой подразумевается субординация, взаимозависимость и взаимодействие экономических субъектов.

Экономическими субъектами являются предприятия, государство и население, которые рассматриваются как производители и потребители продукции.

Существуют два основных типа экономических систем: командно-административная, или командная, и рыночная. Однако с их развитием происходит взаимопроникновение отдельных элементов систем и образуются так называемые смешанные системы.

В командной экономике основным экономическим субъектом является государство. Именно оно определяет что, как и для кого производить, наделяет ресурсами; на основе его централизованных плановых заданий производят продукцию. Государство решает, какие потребности и в каком объеме удовлетворять, какую технологию применять, кому поставлять произведенный продукт.

Преимущество этой системы состоит в том, что государство имеет возможность направлять ресурсы на приоритетные для общества цели за счет ограничения других потребностей (например, индустриализацию). а также предоставлять важнейшие жизненные блага всем членам общества, независимо от их трудового вклада (услуги образования, здравоохранении); устранять явную безработицу и инфляцию; регулировать денежные доходы населения и соблюдать социальную справедливость.

К недостаткам системы можно отнести низкую эффективность производства, несоответствие плановых заданий реальным потребностям населения. Планировать вся и все невозможно.

Важнейшими функциями экономической науки являются:

Первая – познавательная функция. Это общая функция для всех без исключения наук. Однако применительно к экономической теории есть лишь одна особенность. Проведение эксперимента здесь не возможно или слишком дорогостоящее.

Вторая – методологическая функция. Экономическая теория исследует общие экономические явления.

Третья – практическая функция. Содержанием этой функции является обеспечение экономической политики.

Подведем итоги. Итак, в основе экономической науки лежит производство материальных благ и услуг при ограниченных ресурсах. Оно исходный пункт возникновения новых потребностей и интересов человека и общества в целом. Все возрастающие потребности совершенствуют производство. Воздействие потребностей на производство осуществляется через рынок и экономическую политику.

Форм и способов познания экономической жизни общества множество. Обратите внимание на основные из них.

Научная абстракция – это не что иное, как освобождение наших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, и нахождение в них сущного, постоянного, типичного. Исторический опыт позволяет утверждать, что с помощью научной абстракции, возможно выяснить сущность достаточно высокого порядка, сформулировать законы. В качестве примера можно использовать динамику цен. На первый взгляд их движение может показаться непредсказуемым. Однако анализ показывает, что динамика их движения связана со спросом, предложением, издержками и т.д.

Индукция – на основе частностей логически выводятся общие положения, принципы.

Дедукция – обратный процесс – на базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

Экономико-математическое моделирование – используется для практического применения экономической науки, в том числе и экономической теории. Экономико-математические модели позволяют не только разобраться с состоянием экономики, но и достаточно точно сказать, что будет с экономикой через какой-то промежуток времени, какова социально-экономическая цена принимаемых решений.

Для научного познания экономических явлений ученые-экономисты также используют анализ и синтез, системный подход, разрабатывают и проверяют гипотезы, проводят эксперименты.

Начало учению о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства» (1776). Согласно этому учению, объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Необходимость рыночных отношений вытекает из тех же причин, которые порождают разделение труда в обществе. Человек может работать и производить только в какой либо области, но потребности его простираются на многие виды человеческой жизни. Здесь людей и выручает обмен одного продукта на другой. Поэтому рынок – это не выдумка мудреца. Рынок, где происходит отношение обмена, вытекает из естественного природного свойства человека: обмениваться продуктами своего труда для получения разнообразных ресурсов жизнедеятельности. Экономический порядок исследований А. Смитом получил название принципа «невидимой руки». «Каждый отдельный человек, - писал А. Смит, - старается употребить свой каптал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях он невидимой рукой направляет к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества».

«Невидимой рукой» А. Смит именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Различные продукты и услуги, благодаря рыночному обмену, собираются как бы в общую массу, из которой каждый человек может купить себе то или иное количество товаров и услуг, произведенных другими людьми.

Под рынком понимается сфера товарного обмена, в котором происходит движение товара от производителя к потребителю. Важнейшими чертами рыночной экономики являются: частная собственность на ресурсы, экономическая свобода как производителя, так и потребителя, свободное ценообразование, ограниченная роль государства, конкуренция.

В этой системе на вопрос «что производить?» рынок отвечает спросом, т. е, желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает потребность, подтвержденную деньгами, и его нельзя смешивать с желанием потреблять, которое безгранично. В качестве регулятора на рынке выступает цена товара. Она диктует производителю, что и в каком количестве производить. Производится то, что покупается. Рынок с помощью механизма цен регулирует и согласовывает производство и оплаченный спрос. Потребление ничем не ограничено, а производство ограничено ресурсами. Дефицитные ресурсы будут направлены па производство тех товаров и услуг, спрос на которые выше. Если в командной экономике государство определяет, какие именно потребности удовлетворить, то в рыночной экономике сам потребитель показывает, что конкретно ему необходимо.

Как производить? Рынок дает однозначный ответ: необходимо использовать новейшие технологии и наиболее эффективные формы организации труда и производства. Технология выражает взаимодействие между основными факторами производства (ресурсами), а также открываемые наукой и практикой и основанные на механических, физических и химических свойствах средств производства способы воздействия человека на продукты труда. Тот, кто использует новые технологии, получает возможность снизить издержки производства, увеличить объем и улучшить качество продукции. Назначив более низкую цену по сравнению с продавцами, у которых издержки выше, он получает дополнительный доход. Тем самым рынок диктует производителю, как эффективно вести хозяйство.

На вопрос «для кого производить?» рынок отвечает: для тех, кто имеет деньги. Денежные доходы в рыночной экономике складываются в независимости от функциональной роли владельцев ресурсов. Владелец капитала получает прибыль или процент на капитал. Владелец земли – ренту. Наемный работник — заработную плату. Размер денежного дохода зависит от количества и качества продаваемого ресурса. Рынок конечной продукции предоставляет товар или услугу не тому, кто в них больше нуждается, а тому, кто имеет больше денег. Тем самым рынок устанавливает, что экономическая справедливость на рынке отсутствует.

Основным регулятором экономических отношений между производителем и потребителем в рыночной экономике являются цены.

К достоинствам рынка можно отнести эффективное использование ресурсов, постоянное стремление производителя снизить издержки, использовать результаты НТП, улучшать качество продукции, производить то, чего желает производитель.

Недостатки рынка — это низкая социальная эффективность (социальное неравенство, безработица, загрязнение окружающей среды, лишение части членов общества важнейших жизненных благ — образования, здравоохранения, жилья и т. п.), постоянно повторяющиеся экономические кризисы.

В развитых странах в основе модели хозяйства лежит рыночный механизм. Государство играет активную роль в экономике с целью устранения или ослабления недостатков, присущих рынку, и выполняет следующие экономические функции:

• стабилизация экономики (борьба с инфляцией, экономическими кризисами);

• поддержка конкуренции, обеспечивающей эффективность рыночного механизма (антимонопольное законодательство, развитие малого бизнеса);

• перераспределение доходов и богатства (налоги, выплаты социальных пособий);

• решение экологических проблем;

• перераспределение важнейших жизненных благ (услуги образования, здравоохранения) через общественные, а не частные формы распределения. Тем самым обеспечивается доступность этих благ для всех членов общества;

• обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;

• перераспределение ресурсов с целью изменить структуру национальной экономики.

Каждой экономической системе присущи национальные особенности, так как страны отличаются культурой и историей, уровнем экономическою развития и т. п.

В Республике Беларусь в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям: демонополизация экономики, разгосударствление и приватизация собственности. Однако в настоящее время в республике существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов командной экономики, рыночной экономики эпохи первоначального накопления капитала и современной социально регулируемой рыночной экономики. Подобную систему называют «переходной системой» или «экономикой переходного периода». Важнейшая черта этой системы — отсутствие стабильности. Данная система также имеет свои модели — восточноевропейскую, прибалтийскую, среднеазиатскую, китайскую.

Перспективы формирования высокоэффективного хозяйственного механизма управления в нашей стране связаны с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели социально регулируемого рыночного хозяйства в Республике Беларусь будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в республике, характером проводимых преобразований и отношением к ним населения, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, взаимоотношениями с Россией, а также менталитетом нации.

Важнейшими категориями рыночного механизма являются спрос и предложение.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.

Спрос – это не что иное, как платежеспособная потребность покупателя. Если вы хотите купить модный костюм, но у вас не хватает для этого денег, то экономисты назовут это желанием. А если у вас есть деньги и вы готовы купить нужный Вам товар, то ваше желание превратиться в спрос.

В рыночной экономике действует закон спроса, который устанавливает определенное соотношение между ценами и количеством проданных товаров. Закон спроса говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Или говоря другими словами, если цены растут (при прочих равных условиях), то спрос на товары уменьшается.

На спрос влияют следующие факторы:

- уровень доходов в обществе;

- размер рынка данного товара его количество в продаже;

- наличие взаимосвязанных товаров;

- субъективные вкусы покупателей, психология их покупок.

В механизме рыночного равновесия заметную роль играет предложение. Ведь для того, чтобы покупка состоялась, необходима два человека – покупатель и продавец.

Предложение – это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим; удовлетворяющим товаропроизводителя ценам.

При более высоких ценах на продажу выставляется большее количество товаров. Это связано с законом предложения, согласно которому продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких. Здесь скрыто стремление производителей к прибыли. Чем выше цена, тем больше стимулов для производства и продажи товаров.

На уровень предложения влияют следующие факторы:

- издержки производства;

- научно-технический прогресс;

- степень монополизации рынка.

Важнейшим элементом рыночного механизма является и конкуренция.

Под конкуренцией подразумевают соперничество среди продавцов и среди покупателей. Продавцы конкурируют, пытаясь произвести и продать необходимые покупателю товары. Тому, кто не может или не хочет снизить цену, чтобы привлечь покупателя, не удается реализовать свой товар и услуги. Такое соперничество выгодно покупателям.

Это выгодно потому, что производятся именно те товары, которые необходимы, и там, где они необходимы. Производители знают, что если они не удовлетворят запросы потребителей, то это делают их конкуренты. Производители вынуждены постоянно работать эффективно. Благодаря этому экономятся ресурсы, увеличивается объем производства и повышается уровень жизни населения через снижение цен.

Покупатели тоже конкурируют между собой. Те кто может, покупает колбасу холодного копчения. Кто победнее – вареную, иными словами, при покупке колбасы более высокого качества выигрывает тот, кто может заплатить более высокую цену.

До середины девятнадцатого века в национальных экономиках развитых стран существовала совершенная (свободная) конкуренция. Согласно определению, совершенная конкуренция должна удовлетворять следующим условиям:

- множество покупателей и продавцов, ни одна отдельная группа не может влиять на свое положение на рынке;

- для продажи предлагаются идентичные товары и услуги;

- ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные;

- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его;

- капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из нее.

Во второй половине девятнадцатого века появляются крупные предприятия и объединения, которые постепенно охватывают все возрастающую долю отраслевых рынков. Развивается процесс концентрации производства. Сокращается число производителей – продавцов. Конкуренция становится несовершенной (свободной).

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: натуральная монополия, олигополия и дифференциация продуктов.

Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли.

Термин «олигополия» применяется для описания рынка, на котором господствуют несколько (примерно от трех до пяти) крупных фирм. Олигополии первого вида – это несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары. Олигополии второго вида – это несколько крупных фирм, производящих дифференцированные товары.

Третьей моделью несовершенной конкуренции является дифференциация продукции (множество продавцов дифференцированной продукции).

Система свободного предпринимательства основывается на убеждении, что конкуренция наилучшим образом служит интересам членов общества. Когда предприниматели заключают между собой соглашение о назначении цен и разделе рынка, потребители вынуждены платить больше. Цены в этом случае искусственно завышены. Чтобы избежать этих негативных последствий монополизации рынка, многие правительства принимают меры по ограничению монополий и охране свободной конкуренции на рынке.

Современное монопольное (в США исторически именуемое антитрестовским) законодательство имеет два принципиальных направления. Первое – связано с запрещением некоторых типов делового поведения фирм. Второе – регулирование преимущественно структуры отрасли через попытки расформирования крупных фирм и запрещения предполагаемых слияний крупных фирм.

Закон Шермана (1890 г.) признал незаконной тайную монополизацию торговли, ценовой сговор и способствовал ограничению власти формировавшихся трестов. Нарушения закона Шермана рассматриваются как преступные действия. Индивидуальные действия могут наказываться штрафом до 250 тыс. долларов и тюремным заключением сроком до 3 лет в каждом случае. На корпорации может быть наложен штраф до 1 млн. долларов в каждом случае.

Закон Клейтона (1914 г.) запрещает определенные виды деловой практики, такие как установление специальных тарифов для ряда потребителей. Если люди понесли убытки в результате такой противоправной деятельности, они имеют право требовать в федеральном суде возмещения своих потерь в трехкратном размере.

Закон правительственной торговой комиссии (1914 г.). Согласно этому закону, создана специальная организация. Правительственная торговая комиссия для усиления действия антитрестовского законодательства. В 1938 г. на эту комиссию был возложен контроль по защите общественности от должной рекламы.

Закон Целлера-Кедговера (1950 г.) направлен против слияния компаний.

Наши рекомендации