Правовые и нормативно-технические основы

УПРАВЛЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовые и нормативно-организационные основы

(нормативная правовая база)

Правовые и нормативно-организационные основы по охране труда

Правовые и нормативно-организационные основы по чрезвычайным ситуациям

Управление охраной труда

Основные понятия, термины, определения по охране труда

Задачи и структура СУОТ

Служба охраны труда в организации

Производственный травматизм и профзаболевания

Инструктаж по охране труда

Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Надзор и контроль за охраной труда

Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия труда

Управление ЧС

Российская служба по чрезвычайным ситуациям

Гражданская оборона Российской Федерации

Обучение населения и специалистов

Экономический анализ затрат на обеспечение БЖД

Международное сотрудничество

Сотрудничество в области охраны труда

Сотрудничество по линии МЧС

Правовые и нормативно-организационные основы

Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законода­тельную) нормативную и организационную основу, свои руководящие Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru и контролирующие органы. Этими направлениями являются: обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирова­ние, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

Правовые и нормативно-организационные основы

По охране труда

Основными нормативными документами являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «Об охране труда в РФ», ГОСТы ССБТ (ССБТ -система стандартов безопасности труда), нормы, правила, гигиенические нормативы, руководства и др. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, регулируются: ТК, федеральными законами (ФЗ), Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов, законами субъектов РФ, нормативными актами субъектов РФ, локальными нормативными актами организаций и др.

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Это постановление было подтверждено постановлением от 23 мая в 2000 г. № 399. Несмотря на принятый в 2003 г. закон о техническом регулировании все перечисленные ниже и принятые до 2004 г. нормативные документы действуют и в настоящее время.

В настоящее время на территории России действуют следующие нормативные документы, которые выпускают разные государственные структуры: государственные стандарты (ГОСТ Р ССБТ), Межотраслевые правила по охране труда (МОТ), Правила по охране труда (ПОТ), санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН), строительные нормы и правила (СНиП), нормы и правила других ведомств, ОСТы, рабочие документы (РД), руководства (Р), типовые инструкции (ТОИ), локальные нормативные акты, разработанные на основе перечисленных выше норм и стандартов.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России (Роспотребнадзор).

4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве).

7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве) и федеральные органы надзора.

8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти. Это локальные нормативные акты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

ССБТ — одна из систем государственной системы стандарти­зации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС-12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической до­кументации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязан­ных стандартов, направленную на обеспечение безопасности тру­да. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.

Эта система позво­лила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной доку­ментации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продук­цию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколь­ко подсистем.

Система обозначений в Гостах системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ и ГОСТ Р ССБТ) следующая:

(12)

ГОСТ XX . X . XXX – XX

               
  Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru   Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru   Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru
      Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru

класс подкласс порядковый год утверждения

номер

12 – класс Гостов ССБТ

Подкласс:

0 – организационно-методические стандарты;

1 – стандарты по видам опасных и вредных факторов;

2 – стандарты безопасности к производственному оборудованию;

3 – стандарты безопасности к технологическим процессам;

4 – требования стандартов к индивидуальным средствам защиты;

5 – стандарты безопасности к зданиям и сооружениям.

Примеры.

ГОСТ Р 1.0 — «Государственная система стандартов РФ. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2. — «Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.5 — Общие требования к построению, изложению и содержанию стандартов».

ГОСТ 12.0.001-74 — «ССБТ. Основные положения»

Организация обучения работающих безопасности труда производится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90*. Одним из элементов обеспечения безопасности является проведение следующих инструктажей работающих: вводный; первичный; повторный; внеплановый; целевой.

Законодательство о труде и охране труда является основой управ­ления охраной труда.Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).

В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:

— на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или сниже­ние работоспособности;

— на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессио­нальным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанны­ ми с исполнением им трудовых обязанностей;

— на получение достоверной информации от работодателя, госу­дарственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске поврежденияздоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных травмоопасных производственных факторов;

— на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опас­ности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

— на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счетсредств работодателя.

В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особен­ности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответствен­ность за нарушение трудового законодательства».

В первом из этих разделов констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и ряд других.

В главе «Коллективный договор» раздела 2 говорится об обязанности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работни­ков, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В этом же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного дого­вора (гл. «Участие работников в управлении организацией»).

В разделе «Трудовой договор работодателя» зафиксирована обязан­ность работодателя обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие последней включает в себя выполнение работниками требований Кодекса (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответствен­ности от замечания и выговоров вплоть до увольнения с работы.

В разделе «Охрана труда» отмечается, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. В ней подробно рассмотрены соответствующие обязанности последних.

В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с охраной труда, которые для них предусмотрены.

Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спирт­ными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токси­ческими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предва­рительного обязательного медицинского осмотра и кроме того подле­жат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Законода­тельством Российской Федерации может быть установлен более высо­кий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск уста­навливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Запрещен прием на работу лиц до 15 лет. Исключение составляют обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях началь­ного и среднего профессионального образования, привлекаемых для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не

нарушающего процесса обучения в свободное от него время. Они могут быть взяты на работу по достижении ими 14 лет, но только с согласия родителей (гл. «Заключение трудового договора»).

В условиях рыночных отношений большую роль для обеспечения охраны труда играет принятый в 1998 г. закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний на 2001 год» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может роз­ниться более чем в 40 раз.

Правовые и нормативно-технические основы

По чрезвычайным ситуациям

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты от ЧС граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного и водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части; промышленных, гражданских, оборонных объектов и окружающей среды. Этот Закон является юридической базой для обеспечения функционирования РСЧС.

За последние годы в РФ принято значительное количество различных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к проблеме гражданской обороны, обеспечение безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Среди них более 50 федеральных законов, свыше 20 указов Президента РФ, около 200 постановлений Правительства РФ или утвержденных им иных нормативных документов, и свыше 150 приказов, инструкций, положений и т.п. МЧС России и некоторых других министерств и ведомств, входящих в РСЧС. Тем самым создана определенная юридическая база для регулирования отношений и дальнейшего развития законодательства в этой сфере.

Структура данной базы представлена на рис. 1.

Структура нормативно-правовой базы ГО и защиты от ЧС

           
   
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
 
    Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru
 
 
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (более 60)

                       
    Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru   Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru
      Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru
 
    Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru     Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru
 
 
  Правовые и нормативно-технические основы - student2.ru

Рис. 1

Общие принципы организации ГО и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС закреплены в федеральных законах от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Определение общих для РФ организационно-правовых норм в области защиты граждан Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера дано в законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Этот закон является и юридической базой для функционирования РСЧС, поскольку в ней дано определение единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, изложены основные задачи этой системы.

В целом можно считать, что основная работа по созданию законодательной и нормативно-правовой основы, регламентирующей организацию и осуществление обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, была завершена после того, как было принято постановление Правительства Российской Федерации от 02. 11. 2000 № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”

На основании этого постановления и других нормативных актов, система подготовки в области защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

·обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты в ЧС, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

· обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения в ЧС.

· выработку у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

· практическое усвоение работниками в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

Важной особенностью нормативной базы является то, что в ней закреплено требование по обязательному и комплексному обучению населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, установлена периодичность повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также определены функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по обучению населения.

Наши рекомендации