Особенности формирования постиндустриального общества

До начала XX века развитие мирового капи­тализма наиболее корректно описывала марк­систская схема; а капитализм XX века в целом укладывался в кейнсианстскую-ревизионистскую модель. В самом конце прошлого сто­летия капитализм вступил в новую фазу раз­вития, для которой не характерны основные черты реформистской схемы. Если в марк­систской модели доминирующими классами являлись буржуазия и пролетариат, а в кейн­сианской - средний класс, то современная фаза предполагает, на наш взгляд, господство маргинальных социальных групп.

Сегодня в процессе глобализации проис­ходит разрушение реформистской схемы в результате транснационализации капитала. Становясь независимым от конкретного го­сударства, капитализм отказывается от своих социальных функций. Обладая возможно­стью выбирать место приложения капитала, транснациональная буржуазия вынуждает государства создавать для неё наиболее благо­приятные условия - снижается сбор налогов с транснационального капитала и урезаются гарантии труда «национальных» рабочих. Способность государства играть роль третье­го субъекта и раздувать потребление ослабе­вает. Взаимозависимость между бедными и богатыми распадается. Капитализм, вырвав­шийся за рамки национального государства, вновь становится «диким» - уходит из-под контроля государственных и общественных институтов. Это означает, что рост произ­водства уже не обеспечивается адекватным ростом потребления. Глобальный капитализм формирует (ещё со времён колониальных империй) такую систе­му, в которой эксплуататоры и эксплуатируе­мые локализованы в рамках разных государств и конфликт между ними невозможен, посколь­ку их разделяют два ряда государственных ин­ститутов: правительства Севера и Юга.

Источник маргинализации в развитых обще­ствах - становление капитализма без труда - массовое распространение частичной занято­сти на Севере. От глобализации выигрывают транснациональные корпорации, которые перемещают производство в регионы с де­шевой рабочей силой. Западные государства, стремясь сохранить общество всеобщего бла­годенствия, увеличивают налоги на средний и мелкий бизнес. Однако этот ресурс не беско­нечен. Сейчас более половины мировой про­дукции производятся транснациональными корпорациями, а не национальными предпри­ятиями. ТНК не обеспечивают в полной мере работой население западных стран, а заботу о поддержании его благосостояния переклады­вают на плечи государства, которому платят всё меньше и меньше налогов.

Итак, возникла ситуация, когда огромные массы людей становятся маргиналами по­ неволе, поскольку лишены возможности ра­ботать или работают с неполной занятостью. Их профессиональный и социальный статус становится неустойчивым. Таковы, в общих чертах, объективные экономические причи­ны маргинализации.

ТНК перемещают производство в страны Юга, что приносит корпорациям огромные доходы. Образующаяся в связи с эти безра­ботица на Севере ложится на плечи нацио­нального государства, выкачивающего на­логи из среднего и мелкого бизнеса. То есть ТНК создают проблему и, в то же время, лишают государство эффективных инстру­ментов её решения. Эта тенденция не пред­вещает ничего хорошего большим группам людей, живущим полностью или частично за счёт социальных пособий.

Во-вторых, сами социальные пособия обеспе­чивают человека материальными благами, но не обеспечивают прочным социальным ста­тусом. Отсюда - рост неуверенности в своём существовании и в завтрашнем дне.

Маргинал - это не синоним бедняка. Даже обеспеченный человек может пребывать в мар­гинальном состоянии, получая высокую сти­пендию, пенсию или пособие по безработице.

Итак, объективная причина масштабной мар­гинализации на Севере заключается в том, что людей там больше, чем статусов, обеспечен­ных трудом.

Мы убеждены, что маргинальные свойства в силу объективных факторов при­обретают первостепенное значение в меха­низме функционировании почти всех инсти­тутов постиндустриального социума.

Каковы эти факторы? Современная эконо­мика покоится на двух китах. Во-первых, это глубокое разделение труда, провоцирующее столь же глубокую социальную дифферен­циацию - постоянное дробление больших социальных сообществ на мелкие и мельчай­шие социо-профессиональные, сильно специ­ализированные группы. Эпоха монолитных гомогенных классов безвозвратно ушла в прошлое. Во-вторых, всё большую роль при­обретает гибкость и инновационность про­изводства. В современных условиях, обойти конкурента - это не значит производить больше, дешевле и качественнее; - это значит производить всё более новое и новое. Эконо­мическое и политическое лидерство в совре­менном мире принадлежит общественно-го­сударственным организмам, которые в наи­большей мере реализуют эти два принципа.

Современная экономика строится на гибких производствах, которые предполагают посто­янное совершенствование технологий и, как следствие, непрерывное обучение персонала. Если производство наукоёмко, то одним из основных средств производства становится система образования, производящая и вос­производящая человеческий капитал.

Социальный успех мар­гиналов по времени совпал со становлением и развитием культуры постмодерна. Способность маргинала легко менять пери­ферийные социальные роли указывает имен­но на тот факт, что маргиналы и являются носителями культуры постмодерна. Маргиналы заинтересованы, во-первых, в от­мене наследования статусов, а следовательно, во-вторых, в интенсификации вертикальной мобильности снизу вверх и, что не менее важ­но, сверху вниз.

Сегодня население Земли превышает 7,1 млрд человек. По прогнозам к 2050 г. его численность составит 9,5 млрд человек. В условиях быстрого увеличения населения планеты эксперты с сожалением констатируют, что Запад сегодня вымирает физически. Если сто лет тому назад население западных стран (белая раса) составляло 32% населения планеты, то сейчас – только 13%. В 2050 г. оно может уменьшиться до 9–10%, а через сто лет – до 2–3%. По данным специалистов ООН, к этому времени население Африки будет втрое превосходить население Европы. Ожидается, что уже в 50-е гг. ХХI в. латино- и афроамериканцы станут в США демографическим большинством.

Если до 60-х гг. ХХ в. основные потоки мигрантов шли из Европы в другие части света, то потом они сошли на нет из-за острой нехватки рабочих рук. Из экспортера Старый Свет превратился в импортера трудовых ресурсов. Это отразилось и на США – основную массу иммигрантов здесь также стали составлять неевропейцы. Масштабы тенденции дают основания некоторым специалистам говорить о наступающем периоде нового великого переселения народов.

Хотя европейская экономика давно прошла период бурного послевоенного роста, спрос на рабочую силу не исчез, в том числе из-за укоренившегося среди европейцев нежелания выполнять черную работу. В результате приток иммигрантов сохраняется. Если до 60-х гг. числовыходцев из стран Азии и Африки было незначительным, то к 2010 г. оно уже превысило 28 млн.

Рост числа иммигрантов неизбежно обостряет проблему их интеграции не только в экономическую, но и в социальную и в политическую жизнь. Раскрывая двери для иммиграции, общество ради самосохранения должно создавать условия, способствующие превращению переселенцев в законопослушных, усваивающих местный образ жизни граждан. Однако в западноевропейских странах в конечном итоге возобладал курс на автономию общин, что неизбежно вело к их фактической изоляции. В основе этого курса лежала концепция мультикультурализма, считавшаяся до последнего времени единственно верной основой взаимоотношений с общинами.

В научной литературе под мультикультурализмом понимают теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в едином социальном пространстве многочисленных разнородных культурных сообществ. Для него характерно стремление снять напряжение между желанием локальных социальных групп сохранить свою культурную идентичность и необходимостью обеспечить целостность большого сообщества. Мультикультурализм предлагает конструктивное и перспективное решение проблемы порядка в ситуации культурного плюрализма. Он утверждает уважение к различиям, но при этом не отказывается от поиска универсальности. Основой такой политики и организации мультикультурного пространства является толерантность. В условиях мультикультурализма особое значение приобретают вопросы межкультурной коммуникации, под которой обычно подразумевают «диалог культур».

В Соединенных Штатах также сложилась непростая ситуация с иммигрантами, особенно с нелегальными. При этом в отличие от Европы здесь нет выраженного исламистского фактора и соответствующих угроз, т. е. проблемы не приобрели политического оттенка и имеют скорее социально-экономический характер. В то же время Америка дает положительные примеры взаимодействия с иммигрантами, исключающего угрозу государственным и общественным устоям.

В научном сообществе проблема мигрантов оценивается по-разному. При имеющихся нюансах в подходах публикации можно условно разделить на две группы. В качестве концептуальной иллюстрации первой группы работ вполне подойдет переведенная на русский язык книга «Глобальные трансформации: политика, экономика, культура» (см.: (Хелд, Гольдблатт, Макгрю, Перратон, 2004)). Ее авторы оценивают иммиграцию скорее как положительное, чем отрицательное явление для Запада. По их мнению, если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50–60-е гг. испытали бы очень серьезные проблемы на рынке труда. Устойчивый экономический рост стал возможен, в том числе и благодаря низкооплачиваемым мигрантам, попадавшим в низшие слои населения. Те же неприхотливые переселенцы вынесли на себе основную тяжесть реструктуризации экономики западных стран в 80-е гг. Платой за это стало формирование многонациональных государств со значительной прослойкой населения неевропейского происхождения.

В итоге прежняя суверенность, самостоятельность национальных государств в принятии решений должны были подвергнуться существенному пересмотру с учетом изменений в национальном составе населения. Поэтому в XXI в. требуются иные определения понятий гражданства и национальной идентичности.

В качестве концептуальной иллюстрации второй группы работ обратимся к нашумевшей книге «Смерть Запада» известного американского политика П.Дж. Бьюкенена, бывшего советника президентов США Р. Никсона и Р. Рейгана, который сам был кандидатом в президенты от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 гг. Он иначе трактует рассматриваемую тему и рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Из-за протекающих здесь процессов депопуляции выходцы из зоны «отсталости» могут превратиться в этническое большинство, что позволит мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации.

Бьюкенен приходит к выводу, что причинами сокращения коренного населения западных стран стали распад традиционной семьи и переход к модели семьи и гендерным отношениям, характерным для постиндустриального общества, сопровождающимся низкими и поздними брачностью и рождаемостью, большим числом внебрачных рождений и неполных семей. Свою роль сыграл устойчивый спрос на труд женщин с непосредственным их включением в систему рыночных отношений.

Чтобы оттянуть роковую развязку, сделать процесс массовой миграции менее болезненным и взрывоопасным, Бьюкенен рекомендует укрепить границы и суверенитет европейских государств, не ломать границы внутри ЕС, жестко контролировать и ограничивать количество иммигрантов, повысить рождаемость. Важная роль отводится возрождению христианской веры, морали и семьи.

В США – жесткое квотирование, обязательная ассимиляция иммигрантов, недопущение обучения детей иммигрантов на родных языках, возрождение многодетной семьи.

Понятие модернизации в нынешнем её понимании – это теория постмодернизации , которая сочетает универсальность и локальные тенденции общественного развития и которая устремлена в будущее – становление постиндустриального общества.

Тенденция к становлению постиндустриального (" информационного", "научного", "постматериального ") общества проявилась в развитых странах мира с 70-х годов. Как отмечают отечественные и западные авторы, постиндустриализация началась (как в прошлом на Западе) с изменения общественного сознания. Общественные ценности стали меняться следующим образом: от стремления к приобретению материальных благ к стремлению к самовыражению; от господства над природой к гармонии с природой; от взгляда на труд как средство зарабатывать деньги к пониманию труда как средства реализовать свои способности.

Социальной базой постиндустриального общества являются новый рабочий класс, массовые движения вокруг конкретных гражданских инициатив. Указанные социальные силы являются третьим элементом по отношению к индустриальному рабочему классу и технократам – менеджерам крупных корпораций. Символом постиндустриального общества является персональный компьютер.

В литературе выделяются следующие характерные черты постиндустриального общества.

- на первый план выдвигается новый социальный тип личности – "многомерный человек"("богатая индивидуальность"). У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между материальным успехом и различными способами самовыражения;

- " многомерному человеку" соответствует новая система управления производством и обществом: гуманизация труда, привлечение работников к участию в управлении производством, экономическая демократия;

- преобразуется характер труда; на место труда, создающего всю совокупность материальных богатств, приходит труд как свободная творческая деятельность человека, который интегрирует всеобщую человеческую культуру; исчезает жесткая привязанность человека к определенному виду деятельности, эта деятельность постоянно изменяется и не поддается регламентации;

- происходят изменения в структуре экономики; она состоит из двух секторов: производства материальных благ и услуг, где доминируют рыночные отношения и сектора "производства человека", где осуществляется накопление человеческого капитала и нет места рыночным отношениям;

- Изменяется социальная структура общества, она выглядит менее поляризованной, чем в индустриальном обществе; "многомерный человек" не относит себя к какой-то определенной партии, отсюда кризис партий и профсоюзов; появляется тенденция к постепенной замене партий массовыми общественными движениями вокруг конкретных гражданских инициатив (охрана окружающей среды, защита прав потребителей движения против распространения массовой культуры и т.д.); складываются институты гражданского самоуправления.

Первоначальная концепция постиндустриального общества опиралась на существование в жизни тенденции, которые внушали оптимизм, как теоретикам, так и практикам. Однако, как отмечают исследователи, в развитых странах появляются опасные явления, связанные с новыми постиндустриальными технологиями. Так специалисты прогнозируют сокращение числа рабочих ме ст в св язи с введением автоматизации и электронных технологий, что может привести к социальной поляризации. Предполагается, что продукция биотехнологии поставит под вопрос существование фермерства, а финансовая глобализация может привести к финансовому краху.

Наши рекомендации