Тема 2. Система цен в национальной экономике

СБОРНИК ЗАДАЧ

ПО КУРСУ «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Луганск 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

СБОРНИК ЗАДАЧ

ПО КУРСУ «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

контроль и аудита

Протокол № 2 от 27.09.2005 г.

Луганск 2005

УДК 338.5 (07)

ББК: У 9 (2) 0 – 861 р 30

М 545

Сборник задач по курсу «Ценообразование» для студентов спец. 7.050106 «Учет и аудит», 7.050107 «Экономика предприятия», 7.050103 «Международная экономика», 7.050108 «Маркетинг», 7.050104 «Финансы», 7.050105 «Банковское дело», 7.050109 «Управление трудовыми ресурсами», 7.050201 «Менеджмент»/ Сост. Л.Ф. Ларикова, И.А. Гавриленко, С.С. Кривоклякина – Луганск, Изд-во ВНУ им. В.Даля, 2005. – с.

В современных условиях хозяйствования объективной необходимостью является разработка новой методики установления цены на продукцию (услуги, работы) предприятия. Данный сборник задач позволит студентам самостоятельно решать задачи по дисциплине "Ценообразование" с целью закрепления теоретических знаний и навыков. Представлены тематический план занятий, условия задач, а также варианты контрольных работ. Приведен список рекомендуемой литературы.

Составители Л.Ф. Ларикова, к.э.н., доц.

И.А. Гавриленко, асс.

С.С. Кривоклякина, асс.

Отв. за выпуск В.И. Чиж, к.э.н., доц.

Рецензент В.В. Максимов, д.э.н., проф.

Луганск 2005

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Ценообразование" является одним из базовых согласно учебных программ по подготовке бакалавров по специальностям "Учет и аудит", "Финансы", "Международная экономика", "Экономика предприятия", "Банковское дело", "Маркетинг", "Управление трудовыми ресурсами". В условиях рыночной экономики вопросы формирования цен на товары, работы и услуги являются особенно актуальными, поскольку коммерческий успех любого хозяйствующего субъекта зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования.

Сложностью настоящего времени для экономистов, занимающихся формированием и установлением цен, является постоянно меняющееся законодательство в области учета и налогообложения. В действующей законодательной базе нет четких рекомендаций относительно формирования цен на товары и услуги, предприятиям предоставлена определенная свобода выбора в решении вопросов ценообразования.

В условиях рынка цены стали инструментом конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала. Они формируются не только под влиянием спроса и предложения, но и различных факторов (платежеспособного спроса населения, экономическая политика государства, сезонность, цены мирового рынка и т.п.).

Финансово-хозяйственная деятельность любого предприятия направлена на получение и максимизацию прибыли при минимальных затратах. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов ценообразования. Цена не может определяться только фактором затрат, ее величина как правило, зависит и от других, характерных для рыночной экономики факторов (спроса и предложения товаров, их ассортимента, поведения конкурентов, ценовой дискриминации, психологии поведения покупателей и т.д.) поэтому правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически обоснованные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия. Все это требует от экономистов глубоких теоретических и практических знаний в области ценообразования.

Изучение вопросов теории и практики формирования цен позволит студентам расширить кругозор в области ценообразования, обобщить практический опыт ценообразования в условиях рыночной конкуренции, рассматривать вопросы установления цен на новую продукцию как подход к отражению качества продукции в цене.

Повышению эффективности самостоятельного изучения студентами курса "Ценообразование" призван способствовать специальный раздел, в котором излагаются основные рекомендации к организации их самостоятельной работы.

Планы практических занятий разработаны в соответствии с тем объемом часов, предусмотренным учебным планом. Приобретению практических навыков ценообразования в данном сборнике задач приведены тематические планы занятий, условия задач и варианты контрольных работ по дисциплине «Ценообразование».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Тема 1. Теоретические и методологические основы ценообразования

1. Предмет, метод и задачи ценообразования.

2. Экономическое содержание цены.

3. Функции цен.

4. Факторы, определяющие уровень и динамику цен.

5. Основные принципы и методы ценообразования.

Тема 2. Система цен в национальной экономике

1. Объективная необходимость создания системы цен.

2. Виды цен на потребительском рынке Украины и их характеристика.

3. Виды цен мирового рынка.

4. Ответственность за несоблюдение государственной дисциплины цен.

Наши рекомендации