Активные методы обучения в вузе 4 страница

3. Курсовой брокер вновь рассчитывает куртаж, биржевой сбор, индекс котировки ((70+135)/2=102,5 – индекс снизился), как и на первом этапе.

Третий этап (проводится при наличии учебного времени).

По выбору преподавателя (или по жребию) вводятся условия, меняющие курс акций. Среди них могут быть следующие: уменьшение (рост) банковского процента, появление на рынке сбыта более дешевых импортных товаров, рост цены на энергоносители, прогнозы о снижении темпов роста ВВП.

Инвесторы реагируют на данную информацию операциями с ценными бумагами. Общий порядок действий игроков аналогичен второму этапу.

Данные, предоставляются игрокам на отдельных листах (эти сведения могут составлять «коммерческую тайну»).

Фирма 1. Полученная Вами информация свидетельствует о том, что объединение корпорации А с другой компанией не состоится. Вы можете использовать эти сведения для игры на понижение курса (роль «медведя»). Продавая акции корпорации А в срочной сделке на первых этапах, затем, после снижения их курса, Вы скупаете акции по низкой цене и предоставляете их Вашему заказчику по прежнему курсу. Можно также попытаться сыграть на повышение курса акций корпорации Б, покупая их некоторый пакет. На начало игры фирма 1 никакими акциями не владеет.

Фирма 2. Ваша фирма технологически связана с компанией А и Вы заинтересованы в участии в управлении корпорации А. Для этого покупается дополнительный пакет акций корпорации А. На начало игры инвестор 2 владеет 50 акциями корпорации А и 50- корпорации Б.

Фирма 3. Имеет 50шт. акций корпорации Б. Фирма 3 в настоящее время является убыточной. Для стабилизации положения нужны наличные деньги, но есть опасения, что банк откажет в кредите, поэтому фирма 3 вынуждена продать некоторое количество акций корпорации Б.

Фирма 4. Владеет по 50 шт. акций корпораций А и Б. Фирма владеет информацией о том, что компания Б готовит к автосалону новую перспективную модель автомобиля. Это дает основание для приобретения большого пакета акций корпорации Б. Пополнить имеющиеся денежные средства можно путем продажи акций корпорации А.

Фирма 5. Имеет 50 акций корпорации А и 50 – корпорации Б. Фирма является конкурентом компании Б. Вы можете попытаться, продавая большой пакет акций корпорации Б и увеличив тем самым их предложение, добиться снижения курса корпорации Б.

Фирма 6. Владеет акциями корпорации Б в количестве 50шт. Но фирма зависит от корпорации А, и Вам выгодно поддержание высокого курса этих акций. Для этого можно приобрести большой пакет этих акций.

Подведение итогов игры

После завершения игровой части деловой игры проводиться ее обсуждение, в котором участвует вся группа.

Преподаватель подводит итоги занятия с характеристикой деловых и профессиональных качеств каждого участника, с учетом сделанных в ходе обсуждения замечаний, выставляя оценки участникам от трех до пяти баллов. Работа брокеров оценивается отдельно, по 10-и бальной системе и зависит от правильности расчета биржевого сбора от сделок, индекса котировки акций, личного дохода на всех этапах игры.

Судебная защита прав

ЦЕЛЬ игры: проверка качества усвоения программного материала и ориентации в различных правовых ситуациях; проверка юридической грамотности, расширение знаний; приобретение навыков практического использования теоретических знаний.

Основные положения

В зависимости от темы, выбранной для проведения занятия, деловая игра может проходить на одном или двух практических занятиях, представляя собой имитацию судебного процесса - гражданского, арбитражного или уголовного судопроизводства. Проведение деловой игры требует предварительной подготовки слушателей (студентов). Одному из слушателей поручается на очередном занятии выступить с докладом о судебной системе РФ; выбирается характер (категория) дела, которое будет рассмотрено в судебном заседании (т.е. вынесено на деловую игру): гражданское дело (предпочтительно трудовой спор, возмещение ущерба, но можно и другое), арбитражное или уголовное дело.

При проведении игры на тему из гражданского права среди слушателей (академическая группа 20-25 чел.) распределяют роли истца, ответчика, прокурора (если его участие предусмотрено законом), судьи, двух адвокатов или представителей сторон, секретаря, остальные слушатели выступают в качестве публики, присутствующей на открытом заседании суда.

Для успешного проведения деловой игры ее участники должны заранее подготовиться.

«Истец» - составить исковое заявление о нарушении его законных прав, в частности, незаконном увольнении, или какое другое в соответствии с требованиями ст.131-132 ГПК РФ. Для чего слушателям необходимо изучить соответствующие разделы процессуального законодательства и нормы материального права. Например, изучить нормы трудового права, определяющие порядок увольнения работника.

«Ответчик» по иску должен подготовить отзыв на исковое заявление и свои возражения по иску, а значит также как и «истец» изучить и уметь пользоваться как нормами процессуального, так и материального права.

В случае необходимости слушателям могут быть предложены образцы процессуальных документов, в т.ч. образцы искового заявления, отзывы и решения суда.

«Адвокаты» или «представители сторон» готовятся к судебному заседанию каждый со своей стороной.

«Судья» при подготовке к деловой игре досконально изучает главы 15 и 16 ГПКРФ, предусматривающие порядок и последовательность ведения судебного процесса и вынесения итогового постановления.

Необходимо организовать проведение судебного процесса в деловой игре таким образом, чтобы через установленный законодательством особый ритуал судебного заседания подчеркнуть высокое предназначение правосудия, выступающего одновременно и в качестве гарантии, и в качестве средства защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ. Следует обратить внимание на особый порядок открытия судебного заседания (Встать, суд идет!) и дальнейшее строгое соблюдение правил ведения судебного заседания, предполагающих подчинение председательствующему. Соблюдение порядка и состязательности процесса, способствуют воспитанию уважительного отношения у всех участников процесса (деловой игры) и присутствующих слушателей к суду, как к органу судебной власти, осуществляющему от имени государства правосудие. В тоже время слушатели должны осознать доступность для себя защиты своих нарушенных прав с помощью правосудия.

Порядок проведения деловой игры и методические рекомендации

Деловая игра (судебное заседание) проводится на одном из семинарских занятий, продолжительностью 2 часа с участием всей академической группы. Аудитория специально подготовлена для проведения судебного заседания: стол для председательствующего, отделенный от публики и находящийся в центре аудитории, по бокам справа стол для секретаря и слева стол для прокурора, напротив председательствующего стола, чуть в отдалении друг от друга находится еще 2 стола (парты) за которыми располагаются истец с адвокатом и ответчик со своим адвокатом, а за их спинами располагаются парты с публикой. Слушатели, не исполняющие роли, заполняют аудиторию и располагаются за партами, предназначенными для публики. Схема расположения участников приведена на рисунке 2.1.

 
  активные методы обучения в вузе 4 страница - student2.ru

Рис.2.1. Схема расположения участников судебного процесса

Секретарь провозглашает: «Встать, суд идет».

В аудиторию (зал заседания) входит судья (председательствующий), занимает свое место и открывает судебное заседание. Он говорит: «Судебное заседание открыто. Дело будет рассмотрено судом в составе председательствующего – судьи Петрова, при секретаре Смирновой, с участием прокурора Кошкина (которые при их упоминании представляются присутствующим).

Подлежит рассмотрению гражданское дело по иску Воронина к ОАО «Звезда» о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда».

Председательствующий устанавливает личности явившихся в судебное заседание. Он говорит: «Истец, предъявите суду свой паспорт и назовите себя».

Истец, предъявляя паспорт, называет себя: «Воронин Сергей Александрович, 1970 г.р., проживаю в Санкт-Петербурге, ул. Садовая, д.2, кв.7».

Судья: «Представитель ответчика, назовите себя, предъявите суду паспорт и доверенность на право представлять в суде интересы ОАО «Звезда». Ответчик предъявляет паспорт и доверенность и называет себя: Иванов Иван Иванович, 1979 г.р., прописан СПб, Московский пр., д.9, кв.7. Затем судья разъясняет сторонам их права: «Истец имеет право изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска; ответчик вправе признать иск; стороны могут окончить дело мировым соглашением».

Председательствующий спрашивает» «Нет ли у сторон ходатайств». Истец: «Ходатайств до начала слушания дела нет».

Ответчик: «Ходатайств до начала слушания дела нет».

Председательствующий докладывает дело: «Воронин обратился в суд с иском, в котором указал, что работал в должности заместителя директора ОАО «Звезда» с 20.01.92 г., приказом № 23 от 02.12.03 г. уволен в связи с сокращением штата работников со 02.02.04 г., т.е. по п.2 ст. 81 ТК РФ. Увольнение считает незаконным в связи с тем, что, по его мнению, он имеет преимущественное право на оставление на работе, поскольку до его увольнения в должности зам. генерального директора работали двое: он и Скворцов, принятый на должность в 2003 г., с учетом времени и опыта работы считает, что у него более высокая производительность труда и квалификация. Истец просит восстановить его на работе в должности зам. генерального директора с момента увольнения, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 02.02.04 г. по день восстановления на работе, исходя из среднемесячного заработка в 7 тыс.руб, а также моральный вред в сумме 50 тыс.руб, поскольку незаконным увольнением ему причинены физические и нравственные страдания, вызванные потерей работы и ухудшением состояния здоровья.

Затем судья спрашивает: «Истец, поддерживаете ли Вы свои исковые требования?».

Воронин: «Да, поддерживаю, на иске настаиваю».

Судья: «Ответчик, Вы признаете иск?» Ответчик «Нет. Иск не признаю».

Судья:»Истец, для поддержания своего искового заявления Вам предоставляется слово».

Истец (Воронин):»Я был уволен с работы по сокращению штатов. Считаю увольнение незаконным. На предприятии в должности зам. директора работали двое – я и Скворцов. Скворцов был назначен зам. генерального директора только в 2003 г. Я дольше работал в данной должности, поэтому у меня квалификация выше и я имею преимущественное право на оставление на работе. Кроме того, у меня двое иждивенцев: моя жена не работает, и у меня сын 16-и лет. Я давно работаю на этом предприятии. Мне не предлагалась другая работа на предприятии, а по закону при увольнении по сокращению штатов работнику обязаны предложить другую работу и только в случае, если он не согласен перейти на другую работу, увольнять. Я на другую работу согласен, но мне ничего не предлагали. После увольнения мне не на что жить, я до сих пор не работаю. Из-за этого морально и материально страдаю я и моя семья».

Судья: «Есть ли у участников процесса вопросы к истцу?».

Вопрос прокурора: «Когда Вам стало известно о предстоящем сокращении?».

Воронин: «В тот день, когда был издан приказ о моем увольнении, т.е. 2.12.03».

Прокурор: «Больше вопросов нет».

Вопрос ответчика: «Почему не работает Ваша жена, она инвалид?».

Воронин: «Нет, она просто не может найти подходящей для себя работы». Ответчик: «Больше вопросов нет».

Судья: «Представитель ответчика, Вам слово. Вы признаете исковые требования?».

Ответчик: «Нет, не признаю. Истец уволен в соответствии с требованиями закона. Он был предупрежден о предстоящем сокращении и своем увольнении за два месяца. Ему было выплачено предусмотренное законом выходное пособие – двухмесячный средний заработок. Другая работа Воронину не предлагалась, поскольку вакансий на предприятии не было. Что же касается преимущественного права оставления на работе, то у Воронина его нет. Рассматривая вопрос о том, у кого выше квалификация и производительность труда у Воронина или Скворцова, учитывалось не столько время работы в должности, сколько квалификация работника. Скворцов является по образованию инженером-электриком, долгое время работал энергетиком на заводе, его специальность является наиболее предпочтительной для должности зам. генерального директора ОАО «Звезда» в силу специфики производства. На предприятии используется энергоемкое оборудование, для эксплуатации которого необходим специальный допуск по электробезопасности, который есть у Скворцова, а у Воронина его нет. Что же касается семейного положения, то у Скворцова тоже на иждивении жена и малолетний ребенок. Причем ребенок Воронина достиг трудоспособного возраста, а ребенок Скворцова – малолетний.

Судья: «Есть ли у участников процесса вопросы к ответчику?»

Прокурор: «Почему раньше Вас устраивала квалификация Воронина и для него не требовалось специального образования?»

Ответчик: «Когда было два заместителя генерального директора, Воронин занимался исключительно заказами, он вел переговоры, заключал договоры, а производством занимался Скворцов. При сокращении одной должности зам. Генерального директора их функции были объединены и теперь зам. директора должен заниматься и производственными вопросами и работать с заказчиками. Воронин к производству отношения никогда не имел».

Прокурор: «Больше вопросов не имею». Истец: «Вопросов у меня нет».

Судья: «Исследуются материалы дела. Суд обозревает представленные ответчиком штатные расписания на 1.01.03 и 1.01.04, из которых видно, что вакансий на момент увольнения истца на предприятии не было. Кроме того, видно, что в ОАО «Звезда» на 1.01.03, и на 1.01.04 имелась лишь одна должность зам. генерального директора.

Обозревается копия приказа от 02.12.2003г. об увольнении Воронина со 02.02.2004г., уведомление о предстоящем сокращении штатов от 02.12.2003г.; копия трудовых книжек Ворониной и Скворцовой, из которых видно, что они обе не работают; копия приказа от 15.06.2003 года о назначении на должность зам. генерального директора Скворцова, копия приказа от 17.05.2003г. «О реструктуризации служб главного инженера и главного энергетика», которым в штатное расписание введена должность заместителя генерального директора по эксплуатации производственных мощностей, копия свидетельства о рождении детей Воронина Дениса, 1987г.р. и Скворцовой Екатерины, 1994 г.р.; справка о среднемесячном заработке Воронина.

После исследования доказательств судья говорит: «Предоставляется слово прокурору для дачи заключения по делу».

Прокурор: «Полагаю, что требования истца должны быть удовлетворены. Считаю, что на предприятии фактически не было сокращения штатов – в представленных ответчиком штатных расписаний, как до увольнения Воронина, так и после этого значиться лишь одна должность заместителя генерального директора. Кроме того, приказ об увольнении был издан в этот же день, когда Воронин был извещен о предстоящем увольнении. В связи с тем, что увольнение произведено незаконно, Воронину должно быть оплачено время вынужденного прогула и возмещен моральный вред».

Судья: « Если у сторон нет дополнений, рассмотрение дела суд объявляет законченным и переходит к судебным прениям. Слово предоставляется истцу».

Истец: «Я настаиваю на своих исковых требованиях. По существу дела все уже сказал в своем выступлении, добавить больше нечего»

Судья : «Слово предоставляется ответчику».

Ответчик: «Я считаю, что истец не может быть восстановлен на работе. При его увольнении ОАО «Звезда» не были нарушены требования Трудового Кодекса о порядке увольнения работников по сокращению штатов.

Воронин был предупрежден о предстоящем увольнении за 2 месяца. Тот факт, что приказ об увольнении был издан в тот же день не имеет значения, поскольку увольнялся этим приказом Воронин через 2 месяца. Закон ничего не говорит о том, когда должен быть издан приказ об увольнении, в законе лишь содержится требование о том, что само увольнение не может быть произведено до истечения двухмесячного срока после предупреждения о предстоящем сокращении штатов. Нельзя согласиться с прокурором, что на предприятии не было фактически сокращения штатов.

В судебном заседании обозревался приказ «О реструктуризации служб главного инженера и главного энергетика,» которым в штатное расписание введена должность заместителя генерального директора по эксплуатации производственных мощностей. Этим же приказом инспектору отдела кадров предписывалось произвести изменения в штатном расписании. Корректировка штатного расписания, фактически имевшая место, не произведена по вине работника отдела кадров. Остальные доводы мною были приведены ранее ».

После судебных прений председательствующий объявляет: «Суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения».

Судья удаляется, а затем возвращается в зал и говорит: «Суд объявляет резолютивную часть решения суда. Именем Российской Федерации восстановить Воронина на работе в должности заместителя генерального директора ОАО «Звезда» с момента увольнения, т.е. со 02.02.2004г.

Взыскать с ОАО «Звезда» в пользу Воронина средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 41 тыс. рублей.

Взыскать с ОАО «Звезда» в пользу Воронина в счет компенсации морального вреда 3 тыс. рублей.

Решение может быть обжаловано в городском (вышестоящем) суде в течение 10 дней».

Подведение итогов деловой игры

После завершения игровой части деловой игры проводиться ее обсуждение, в котором участвует вся группа.

Преподаватель подводит итоги занятия с характеристикой деловых и профессиональных качеств каждого участника, с учетом сделанных в ходе обсуждения замечаний, домашних заготовок по оформлению документов, выставляя оценки участникам от трех до пяти баллов.

ГЛУХАРЕВ ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ

ЗАЧЕСОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

ЛАПИНСКАС АРУНАС АЛЬГЕВИЧ

ТЕЛЕГИНА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

СУРКОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Учебное пособие

Напечатано в авторской редакции

Подписано в печать с оригинала-макета

Формат 60х84 1/16 Бумага для множ. апп. Печать офсетная

Усл. печ. л. Уч.-изд.л. Тираж

Заказ Цена

Петербургский государственный университет путей сообщения.

190031, СПб, Московский пр., 9

Типография ПГУПС. 190031, СПб, Московский пр., 9

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Наши рекомендации