Экономика Урала и Сибири с 16 по 21 век по книге Парфёнова "Хребет России"»
Кафедра экономической истории
Доклад по экономической истории на тему:
Экономика Урала и Сибири с 16 по 21 век по книге Парфёнова "Хребет России"».
Выполнил:
студент Э-121 группы
Кочергин Г.В. Руководитель:
Филатова Е.Г.
Санкт-Петербург
2012 год
Урал. Водохранилище в низовьях реки Чусовой. Пустынный плоский остров. И нет на нем ничего - кроме истории, а начинается она с того времени, когда царь Иван Грозный и хан Кучум делят ничейный стратегический ресурс – пушнину, одну из главных валют эпохи.
Памятником последней битвы Руси и Орды стоит первый русский город Сибири – Тобольск. Началась эта война из-за собольих шкурок. Потому что пушнину везут в Европу конвертировать в другую главную валюту эпохи – золото конкистадоров из недавно захваченной Америки. Оставался только вопрос, а кто повезет: ханские верблюжьи караваны или царские санные обозы? Натуральных валют в ту эпоху было всего четыре: русский мех, золото Америки, китайский шелк, индийские специи. Таким образом, пушнина была своего рода нефтью XVI века. В это время с западной стороны Урала на реке Кума появляются первые соленые заводы. Добыча соли тогда была стратегическим промыслом. Она не только шла в пищу, но и использовалась при производстве пороха, выделке меха.И случается так, что “пушной путь” хана Кучума проходил через один из соляных заводов. И Русские перехватывают этот путь. Но Кучуму было мало этого, и он отправил войско, чтобы разгромить эти укрепления. Тогда семья Строгоновых, под чей властью находились эти укрепления, нанимают свою армию из волжских казаков, которую возглавлял Ермак. Волжские казаки XVI века – это такие бандитские бригады. Все они заочно приговорены Иваном Грозным к смерти. Поэтому они заключи сделку с царем - если они уничтожат столицу Кучума Искер, то они будут прощены, а также смогут забрать все богатства награбленного. Дружина Ермака – это штрафбат XVI века. Хорошо повоюешь – помилуют, награду получишь.
Ермак тронулся в путь только осенью. Его дружина пробирается в Сибирь по рекам Урала. Если верить всем легендам, то Ермак на Урале побывал просто везде - что невозможно, конечно.Поэтому, наверно, можно сказать, что Ермак - это русский Колумб Урала, ведь до него там не было ни одного русского города. Спустя пару лет, наконец-то, Ермак преодолевает Урал и доходит до города Искер, где и находилась золотая орда. Вся битва происходит на реке Иртышь. Ермак ее выигрывает без особого труда. После этого он направляется в Москву к Ивану Грозному. В Кремле царь Иван Грозный принимает от казаков в дар Сибирь и прощает Ермаку прежний разбой и подтверждает полномочия самопровозглашенного воеводы.
Пока царь празднует удвоение своей страны, Ермак держит в Искере оборону от Кучума - два с половиной года. В живых осталась одна шестая часть дружины. Но сдать Сибирь обратно уже немыслимо, это поняли даже татары. Поход Ермака не окно в Сибирь прорубил, а распахнул ворота. Начинается стремительная русская крестьянская колонизация Урала и Сибири.
Чердынь, первый русский город Урала, Москва объявляет столицей последнего удельного русского княжества - Перми Великой.
Спустя некоторое время появляется первый завод на Урале “Каменский”, который велел построить царь Петр 1. И неспроста, ведь при битве под Нарвой русские потерпели поражение от шведов и потеряли весь артиллерийский запас страны. За 1 год этот завод смог восстановить двух вековую артиллерию страны.
В 1720 году Василий Татищев приезжает в Соликамск, чтобы основать столицу новой горнозаводской державы. Но Соликамск с его воеводами для Татищева слишком архаичен. Ее держава состоит из горных заводов, рудников, приисков, лесосек, пристаней, солеварен. Здесь свои законы, своя армия, свои подданные и свой государь – он, горный начальник. За 18 век на Урале строят более 200 горных заводов. Урал становится Доменной Печью мировой цивилизации. Железо и пушки уральских заводов - залог военной и экономической безопасности России.
Но встал вопрос дорог. Неужели тысячи телег повезут железо через тысячи верст? Выход подсказан Ермаком. Ермак прошел весь Урал по реке Чусовой. Значит, это и есть лучшая дорога. Зимой в санях на пристани свозят железо горных заводов. А весной грузят его на огромные деревянные барки и отправляют в Центральную Россию железными караванами из сотен судов. Но многие барки не доходили, потому что на протяжении всего пути было довольно много скал и корабли просто напросто разбивались.
Первенцев черной металлургии - железоделательных заводов - на Урале два. Каменский царь Петр оставляет в казне, а Невьянский дарит своему тульскому знакомцу Никите Демидову, отменному оружейному мастеру и оборотистому дельцу. С этого начинается в России и приватизация, и вообще частная промышленность. Никита был очень умным и хитрым человеком. Имея власть, он начинает чеканить поддельные монеты. Когда нагрянула царская ревизия, Акинфий Демидов приказал затопить подвал вместе с чеканщиками. Но и без дохода от фальшивых монет Акинфий Демидов – гений заводского дела. При щедрых подарках Петру и взятках по всей вертикали власти он с уральских доходов еще до смерти отца поставил здесь пять новых заводов, а после его смерти еще 10.
В 1773 происходит одно из особых событий «ПОЖАР ПУГАЧЕВЩИНЫ». Пугачевщина на Урале – гремучая смесь озлобления. Все смешалось. Крестьяне идут против рабочих, казаки против солдат, раскольники против никониан, башкиры против русских. Земледельцы – башкиры и русские крестьяне убивали заводских рабочих и сжигали заводы. Яркая страница пугачевщины – штурм демидовского завода в Старой Утке. Это была настоящая гражданская война – первая в истории России. Не смотря ни на что, на Урале начинают добывать малахит. Николай 1 объявляет этот камень – царским и каждая крупная вещь из него начинает цениться как бриллиант.
Как ни странно, но малахит тоже добывал Демидов, в то время он был одним из самых богатейших людей России.
Складывается ощущение, что горы Урала самые плодородные во всем мире. Помимо малахита, там находят залежи самоцветов, которые в последующем времени используют как украшения. Там же изобретают технологию как из ничего не стоящего, к примеру, дымчатого топаза сделать дорогостоящий камень. Но это еще не все сокровища, которые скрываются близ гор. Люди находят платину. Одна из богатейших речек, на которой добывали эту драгоценность - река Мартьян. Русские стали называть ее «Рублевиком».
Уже в 1829 году немецкий натуралист Александр Гумбальт обещает Николаю 1, что не покинет Россию пока не найдет алмазы. Через некоторое время он их находит. Их добывали точно также как золото и платину - плавучими драгами, на реке Вижай.
Под горами Урала хранится ¼ запаса всех солей в мире, отсюда начинают появляться соленые заводы и на протяжении нескольких веков в стране нет другой соли, кроме как уральской.
В конце 18 века уральские заводы буквально заваливают Европу своим железом, но в битву за рынки вступает Британия – она делает ставку на паровые машины. Первую паровую машину и первый пароход в России создают уральские инженеры, но местным заводчикам они не нужны, ведь запасы природных ископаемых кажутся неиссякаемыми, а труд крепостных ничего не стоит. Остатки крепостнической горнозаводской державы, сохраняя себя, загораживают дорогу техническому прогрессу.
В 1861 году, в связи с отменой крепостного права, в России наступает сложный период. Все уральские заводы становятся убыточными. Демидовы распродают все свои заводы за смешные цены.
Но в 1864 году на горном заводе Кын возникает первое в России потребительское общество, в которое входят рабочие заводы.
Первым металлургическим, а не горным заводом становится Чусовской завод. Иностранные концессии строят на Урале 14 новых заводов, с которых и начинается серьезная механизация Урала, так как старые становятся непригодными. Впервые в России придумывают, как соединять разные металлы. Снова подъем, но тут начинается мировая война, а потом революция.
С приходом советской власти уклад жизни на Урале остается прежним. Новая власть превращает крепостное право в колхозы, а “аракчеевские” военные поселения в секретные заводы закрытых городов. Гулаг - как экономическая система тоже начинается с Урала. "Ударные стройки социализма", такие, как гигантская “Магнитка”, осуществляются силами заключенных. До самого распада СССР на Урале сохраняется и лагерь для "узников совести" – "Пермь-36".
Уралу всегда не хватало человечности. На протяжении веков вся жизнь здесь была подчинена промышленному производству: здесь все время что-то добывали, строили, производили. Только в конце 20 века этот самобытный регион стал интересен людям не только как производственная площадка, но и как уникальный культурно-исторический комплекс и территория активного отдыха.