Основные международные конвенции, регулирующие воздушные перевозки

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся меж­дународных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Применяется в регулярных воздушных сообщениях. Дополнения и изменения к этой конвенции были внесены следующими прото­колами: Гаагским (1955 г.), Гватемальским (1971 г.), Монреальским (1975 г.).

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). Вступила в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее ратифицировали 26 государств. Чикагская конвенция учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся меж­дународных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не яв­ляющимися перевозчиками по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.). Регламентирует перевозки на арендованных воздушных су­дах, а также другие случаи, когда фактический и договорный пере­возчики не совпадают, и распространяет на такие перевозки прин­ципы ограниченной ответственности, установленные Варшавской конвенцией.

Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Римская кон­венция 1952 г.). Регулирует вопросы ответственности за вред, причи­ненный воздушным судном или предметами, упавшими с него, оп­ределяет пределы такой ответственности в зависимости от макси­мального взлетного веса воздушного судна.

Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токийская конвенция 1963 г.).

Конвенция о международном признании прав на воздушные суда, наложение ареста и принудительной продажи воздушного судна во исполнение решения суда.

Другими многосторонними соглашениями в области международ­ных воздушных сообщений являются Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте. Оба соглашения, по которым государ­ства на взаимной основе предоставляют друг другу права регулярных полетов гражданских самолетов через свое воздушное пространство, подписаны в Чикаго в 1944 г.

Государства, не подписавшие этих соглашений, предоставляют друг другу права на выполнение регулярных полетов на двусторон­ней основе.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)

Международная организация гражданской авиации, ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO) является основным международным органом, осуществляющим многостороннее регулирование мирового воздушного транспорта на межгосударственном уровне. ИКАО создана в 1947 г. после ратификации Чикагской кон­венции 1944 г. «О международной гражданской авиации» и является специализированной организацией ООН в соответствии с протоко­лом, подписанным 1 октября 1947 г. и вступившим в силу 13 мая 1948 г. Членами ИКАО являются свыше 180 государств. Советский Союз присоединился к Чикагской конвенции в ноябре 1970 г. В сен­тябре 1977 г. русский язык стал официальным языком ИКАО наряду с английским, французским и испанским языками.

Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада). Основными принципами Чикагской конвенции являются:

полный и исключительный суверенитет каждого государства на воздушное пространство, расположенное в пределах государствен­ных границ;

обязанность применять гражданскую авиацию только в целях, способствующих созданию и сохранению дружественных взаимоот­ношений между государствами и народами всего мира;

установление регулярных воздушных сообщений путем заключе­ния двусторонних или многосторонних соглашений;

предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления воздушных сообщений;

обеспечение безопасности международных полетов;

предоставление договаривающимися государствами друг другу права нерегулярных полетов на их территориях, когда между ними нет соглашений о регулярном воздушном сообщении. Основные направления деятельности ИКАО:

1) аэронавигация;

2) совместное финансирование аэронавигационных проектов;

3) упрощение формальностей в международных воздушных пере­возках;

4) разработка норм и кодификация международного воздушного

права;

5) техническая помощь развивающимся странам в строительстве аэропортов и других аэронавигационных сооружений;

6) издание печатных материалов.

ИКАО имеет следующую структуру:

Ассамблея;

Совет;

специальные комитеты;

региональные бюро;

секретариат.

Ассамблея, состоящая из всех государств-членов, является выс­шим органом ИКАО. Собирается не реже одного раза в три года. По инициативе Совета ИКАО или по требованию государств-членов могут созываться чрезвычайные ассамблеи. Все государства имеют одинаковые права, и каждое располагает только одним голосом. Ре­шения принимаются, как правило, простым большинством голосов.

Ассамблея определяет принципы ИКАО, избирает членов Совета из числа государств — членов ИКАО, рассматривает отчеты Совета и принимает по ним решения, утверждает бюджет организации и шкалу членских взносов государств, контролирует правильность ис­полнения бюджета ИКАО, утверждает постоянные и временные ко­миссии и комитеты. Ассамблея также определяет размеры фонда для оказания финансовой помощи странам — участницам ИКАО на стро­ительство аэропортов, навигационных сооружений и т. д. К исклю­чительной компетенции Ассамблеи относится также право внесения изменений и поправок в Конвенцию, которые подлежат ратифика­ции государствами — членами ИКАО.

Ассамблея избирает исполнительный орган — Совет ИКАО в со­ставе 33 государств сроком на три года, который является постоянно действующим органом. Его возглавляют президент, избираемый на три года, и три вице-президента. При избрании членов Совета Ас­самблея руководствуется принципом равномерного представитель­ства в нем следующих групп государств:

I группа — государства, играющие ведущую роль в воздушных перевозках;

II группа — государства, не входящие в первую группу, но внося­щие значительный вклад в развитие международной воздушной на­вигации;

III группа — государства, не вошедшие в первые две группы, но участие которых в Совете обеспечивает представительство всех ос­новных географических районов мира.

Основными постоянными рабочими органами Совета являются: Аэронавигационная комиссия (Air Navigation Commission), Комитет воздушного транспорта (Air Transport Committee), Финансовый ко­митет (Finance Committee), Юридический комитет (Legal Committee), а также Комитет по совместной поддержке аэронавигационных служб (Committee of Joint Support of Air Navigation Service), Комитет по кадрам (Personal Committee), Комитет по контролю за противоправ­ным вмешательством в международные Воздушные перевозки (Committee on Unlawful Interference), Комитет по техническому со­трудничеству (Technical Co-operation Committee).

ИКАО имеет региональные бюро, деятельность которых направ­лена главным образом на оказание помощи государствам при осу­ществлении региональных аэронавигационных планов:

Африканское бюро для стран Западной и Южной Африки в Да­каре (Сенегал);

Европейское бюро для стран Европы в Париже (Франция);

Бюро для стран Дальнего Востока и бассейна Тихого океана в Бангкоке (Таиланд);

Бюро для стран Среднего Востока и Восточной Африки в Найро­би (Кения);

Бюро для стран Северной Америки и бассейна Карибского моря в Мехико (Мексика);

Бюро для стран Южной Америки в Лиме (Перу).

Исполнительным органом ИКАО является его секретариат, кото­рый обеспечивает работу Ассамблеи, Совета и его постоянных и временных органов, сбор и обобщение информации по интересую­щим вопросам.. Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, который является главным исполнительным лицом ИКАО. Секрета­риат состоит из пяти бюро (департаментов) — аэронавигационного; авиатранспортного; юридического; технической помощи и админи­стративного.

Наши рекомендации