Государственный бюджет и государственный долг

Частью финансовой системы страны являются государственные финансы – совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих выполнение политических и экономических функций государства. Она состоит из 3-х звеньев: бюджетной системы, финансов государственных предприятий и специальных внебюджетных фондов.

Бюджетная система обычно зависит от государственного устройства – в унитарном государстве она двухуровневая, в федеральном – трёхуровневая. В России бюджетная система включает федеральный (государственный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты административно-территориальных образований. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет государства.

Главным звеном бюджетной системы является государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Через госбюджет в развитых странах перераспределяется в среднем около 40-50% национального дохода. Бюджет формируется по бухгалтерскому принципу и состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы госбюджета формируются за счёт:

– налогов

– неналоговых сборов

– доходов от государственной собственности и государственных предприятий

– взносов во внебюджетные фонды

Расходные статьи бюджета включают:

– расходы на социальную сферу (здравоохранение, образование, культуру и т.п.) (40-50%)

– расходы на производственные программы государства (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на НИОКР) (10-20%)

– оборонные расходы (на ВПК, на проведение конверсии, на содержание дипломатических служб, МИД) (10-20%)

– административно-управленческие расходы (на содержание государственного аппарата, органы внутренних дел, юстиции и т.п.) (5-10%)

– расходы на обслуживание государственного долга (до 7-8%).

Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение национального дохода. Большая доля бюджета приходится на вторичное распределение (перераспределение). Оно обеспечивает:

– доступ большинства населения, в том числе и его низкодоходных слоёв к потреблению социальных благ (здравоохранения и образования),

– осуществление долгосрочных программ (развитие фундаментальной науки, космоса, исследования мирового океана и т.п.),

– проведение определённой макроэкономической политики.

В составе госбюджета могут выделять отдельной строкой так называемый бюджет развития – финансирование государственных инвестиций в передовые отрасли и направления экономики.

Помимо бюджета перераспределение дохода осуществляется через систему внебюджетных фондов: целевых (дорожного) и так называемых доверительных (пенсионного, медицинского, фонда занятости). Внебюджетные фонды являются дополнением к бюджету и утверждаются одновременно с ним. Отличие заключается в целевом характере ресурсов, аккумулируемых в этих фондах. Их средства не могут использоваться в других направлениях

Совокупность госбюджета, системы налогообложения, государственных расходов получила название фискальной системы (от латинского фиск – государственная казна), а набор определённых мероприятий по налогово-бюджетному регулированию и изменению государственных расходов – фискальной политики государства.

Одна из важнейших макроэкономических проблем – это сбалансированность госбюджета. Обычно на практике имеет место расхождение между расходными и доходными статьями бюджета. Превышение доходов над расходами называется профицитом, превышение расходов над доходами – дефицитом госбюджета. Профицит возникает в период бурного экономического роста и обычно носит краткосрочный характер. Для подавляющего большинства стран, в том числе и развитых, характерно наличие бюджетного дефицита.

Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита:

1. Денежная эмиссия. Самый простой и нежелательный способ.

2. Государственные займы у центрального банка, финансовых учреждений, зарубежных государств, международных организаций.

3. Выпуск и размещение на фондовых рынках государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги могут выпускаться для населения, предприятий, кредитно-финансовых учреждений, зарубежных инвесторов (нерезидентов). Поскольку непосредственно или через продажу ценных бумаг государство занимает деньги как внутри страны, так и за рубежом, то государственный долг делится на внутренний и внешний.

Сумма накопленных за определённое время бюджетных дефицитов образует государственный долг предприятия. Государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет). Наиболее тяжёлым является краткосрочный долг, на него обычно приходится большая часть задолженности и выплат по процентам.

При большой величине государственного долга значительная часть бюджетных поступлений отвлекается на его обслуживание.

До 30-х годов 20 века считалось, что в нормально функционирующей экономике необходимо ежегодно иметь бездефицитный бюджет. Во второй половине 20 века возобладала точка зрения, согласно которой дефицит го бюджета - допустимое явление. Бюджет должен быть сбалансированным в рамках одного экономического цикла. На этапе спада государство может сводить бюджет с дефицитом, который компенсируется за счёт профицита в период подъёма. Однако в дальнейшем бюджетный дефицит стал хроническим явлением, имеющим место даже на стадии экономического роста.

Наши рекомендации