Зарождение языка экономического инструментария
Крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Источники языка экономического инструментария Древнего Востока:
Вавилон — кодекс царя Хаммурапи; Китай — Конфуций; Индия — трактат «Артхашастра».
Свод законов царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.) создан около 1760 г. до н.э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности и охране интересов царских служилых людей, позволяет судить об уровне развития товарно-денежных отношений в Вавилонии.
Конфуций (Кун-цзы) (551—479 до н.э.) заложил основы конфуцианства — этико-политического учения, оказывавшего влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Индийский трактат «Артхашастра» (буквально — «наука о пользе, о практической жизни») — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, инструментарии экономики его времени, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н.э.) — древнеиндийский государственный деятель.
В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны:
• чрезмерное регулирование хозяйства через регламентацию сферы ссудных операций и торговли;
• в экономике ведущая роль отводится собственности государства;
• неприкосновенность частной собственности. Экономический язык инструментария Древней Греции связан с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430—354 до н.э.) в трактате «О домашнем хозяйстве») дана характеристика образцового хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» — попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие постулаты трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: естественное разделение труда на умственный и физический; любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Платон (428—347 до н.э.) создал теорию «идеального общественного устройства» и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем к чему более приспособлен. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственное регулирование браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Аристотель (384—322 до н.э.) предложил экономическое учение, основанное на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его книги «Политика»: обязательное наличие частной собственности; все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег, сюда же причислял и крупную торговлю. Соответственно Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности; направлено на удовлетворение потребностей людей, и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.
Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику; деньги выступают в роли соизмерителя при обмене и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения; человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности.