Подготовка туристских кадров в бывшем СССР и Российской Федерации
В дореволюционной России системной подготовки специалистов по туризму и экскурсионному делу с высшим образованием не велось.
Начало преподаванию туризма в высших учебных заведениях СССР было положено в середине 50-х годов XX века, когда его ввели в качестве обязательного предмета для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. За более чем тридцатилетний период обучения основам туризма будущих учителей физического воспитания его программа неоднократно менялась. В конце 70-х годов к туризму добавили ориентирование на местности, а позднее Министерство просвещения СССР утвердило дисциплину «Туризм и спортивное ориентирование».
Для тех, кто избрал туризм и спортивное ориентирование одним из видов спортивного совершенствования, организовывали факультативные занятия по этим предметам на третьем и четвертом курсах, в процессе которых студенты должны были выполнить нормативы второго спортивного разряда и сдать экзамен на звание инструктора туризма.
В начале 60-х годов примеру педагогических институтов последовали институты физической культуры. В учебные планы их педагогических факультетов была введена дисциплина «Туризм». Согласно ее программе будущие преподаватели физической культуры знакомились с теорией туризма и участвовали в учебном походе продолжительностью до 5 дней. Таким образом, они приобретали первые навыки организации и проведения туристских путешествий и получали после этого право быть руководителями походов выходного дня и многодневных некатегорийных походов по родному краю.
Следующий этап становления туризма как учебного предмета в институтах физической культуры был связан с созданием специализации по туризму наравне с другими видами спорта. Этот шаг был сделан в Азербайджанском государственном институте физической культуры им. С.М.Кирова: на педагогическом факультете открыли специализацию «Туризм и спортивное ориентирование».
Для подготовки менеджеров туризма в Казахстане весьма интересен опыт французского института «Карет», который находится в Парк Инолен Бордо Мериньяк (создан в январе 1990 г.). «Карет» объединяет группу из 15 экспертов-консультантов, известных своей компетенцией. Основные задачи обучения в «Карет»: привлекать к туристской карьере кандидатов с серьезными потенциальными возможностями; формировать новое поколение специалистов, обученных и призванных использовать стратегию развития туризма и способных управлять вновь созданными структурами; отбирать и обучать мужчин и женщин технике, иностранным языкам, искусству приемов, торговле, умению управлять и оживлять новые туристские концепции перед лицом новых требований рынка; быть лабораторией идей и поисков, необходимых туризму. «Карет» тесно сотрудничает с министерством туризма, региональным управлением по труду и занятости, предприятиями туристского сектора, как частными, так и со смешанной экономикой (отели, рестораны, турагенства, реабилитационные центры, парки отдыха).
Планы семинарских (практических) занятий
№ | Темы и их объем в часах | Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов | Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); | Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе | Изучение учебно-монографической литературы | ||
10. | Введение. 1 ч | Устный опрос | Работа по карточкам | Изучение рекомендуемой литературы | |||
11. | Теоретико-методологические основы туризма 1 ч. | Решение проблемных вопросов | Доклад | Слайды | Изучение рекомендуемой литературы | ||
12. | Туристская деятельность и туристские ресурсы. 2 ч. | Устный опрос | Доклад | Метод «автомобиля» | Изучение учебно-монографической литературы | ||
13. | Наука о туризме и туристское образование 1 час | Устный опрос | Тестовый опрос | слайды | Изучение рекомендуемой литературы | ||
Итого семинарских занятий 5 часов | |||||||
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП) с методическими указаниями
Тема 1. Введение.
- Основные понятия, используемые в настоящем Законе
- Субъекты и объекты туристской деятельности
- Туристская индустрия
- Организационные формы и виды туризма
- Государственное регулирование туристской деятельности
- Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Методические указания: необходимо изучить Закон РК «О туристской деятельности»
Рекомендуемая литература:8