Порядок выполнения задания

Севастопольский национальный технический университет

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ДАННЫХ В СРЕДЕ EXCEL

Методические указания

К выполнению контрольной работы

по дисциплине “ИНФОРМАТИКА”

Для студентов направления

“Экономика и предпринимательство”

Севастополь

УДК 681.3

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «ИНФОРМАТИКА» на тему «Обработка и анализ данных в среде Excel» для студентов направления «Экономика и предпринимательство» / Сост. А.А. Брюховецкий, М.А.Лебедева. — Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007. — 20 с.

Цель –дать студенту практические знания и навыки работы с одним из инструментов современной офисной компьютерной технологии – табличным процессором Excel. В методических указаниях представлено подробное описание выполнения заданий на конкретных примерах, приведены варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы для проверки знаний.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры кибернетики и вычислительной техники (протокол № 7 от 27.04.2007 г.)

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

Рецензент канд. техн. наук, доцент.

Нормоконтроль Персидсков Г.М.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание 1. Графические средства электронных таблиц......................... 4

1.1. Краткие теоретические сведения...................................................... 4

1.1.1. Работа с таблицами................................................................ 4

1.1.2. Создание диаграмм................................................................ 6

1.2. Порядок выполнения задания.......................................................... 6

1.3. Варианты индивидуальных заданий............................................... 7

1.4. Содержание отчета........................................................................... 9

1.5. Контрольные вопросы..................................................................... 9

2. Задание 2. Обработка списков................................................................ 9

2.1. Краткие теоретические сведения...................................................... 9

2.1.1. Создание списков.................................................................... 9

2.1.2. Сортировка данных.............................................................. 10

2.1.3. Применение фильтров для поиска записей......................... 10

2.2. Порядок выполнения задания........................................................ 12

2.3. Варианты индивидуальных заданий............................................. 12

2.4. Содержание отчета......................................................................... 13

2.5. Контрольные вопросы................................................................... 13

3. Задание 3. Использование MS Excel в экономических расчетах........ 13

3.1. Краткие теоретические сведения................................................... 14

3.1.1. Основные встроенные функции для работы с массивами.. 14

3.1.2. Подбор параметра................................................................ 16

3.1.3. Сводные таблицы................................................................. 16

3.2. Порядок выполнения задания........................................................ 18

3.3. Варианты индивидуальных заданий............................................. 18

3.4. Содержание отчета......................................................................... 19

3.5. Контрольные вопросы................................................................... 19

Библиографический список....................................................................... 20

ЗАДАНИЕ № 1.

ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ

Цель - приобрести навыки работы с таблицами, освоить технологию создания и форматирования диаграмм.

Краткие теоретические сведения

Работа с таблицами

Основными объектами Excel являются таблицы. В ячейки таблицы можно вводить константы и формулы. Константы подразделяют на числовые (2.31; 5.4Е02; 45%), текстовые (Итого, 1 квартал), логические (ИСТИНА, ЛОЖЬ), даты и время (12.03.07; 11:30). Тип данных определяется автоматически при вводе.

Порядок выполнения задания - student2.ru Для ввода последовательных рядов данных, т.е. данных, отличающихся друг от друга на фиксированный шаг, используют метод автозаполнения. В две последовательные ячейки таблицы вводят первый и второй члены ряда. Выделяют ячейки и, установив указатель мыши на маркер заполнения выделенной области, растягивают диапазон на требуемое число ячеек (рисунок 1.1). Для построения произвольных рядов используют команду Правка – Заполнить - Прогрессия. Перед выполнением команды необходимо выделить ячейку, содержащую первый член ряда. В окне команды задают тип прогрессии, шаг прогрессии и предельное значение.

Рисунок 1.1 – Построение числового ряда:

интервал изменения аргумента Порядок выполнения задания - student2.ru ; шаг 0,5

Основным средством вычислений в таблицах являются формулы. Формула – последовательность символов, начинающаяся со знака «=». Формула может содержать константы, ссылки на ячейки, функции, имена, знаки операций. Для обозначения арифметических операций используются символы «+, -, *, /» и «^» (возведение в степень). Пример записи формул: =12+5; =SIN(A1)-A1^2.

Важнейшим свойством таблицы является адрес ячейки. Ссылки на ячейки могут быть абсолютными и относительными. Абсолютная ссылка всегда указывает на конкретную ячейку или интервал ячеек. Признаком абсолютной ячейки является знак доллара «$» перед адресом столбца и строки.($A$2). Относительная ссылка вычисляет адрес относительно той ячейки, где эта ссылка используется (A3). Относительные ссылки автоматически корректируются при перемещении формул из одной ячейки в другую. Это свойство позволяет при помощи маркера заполнения автоматически заполнить ячейки одинаковыми формулами. Смешанные ссылки – это ссылки, которые сочетают в себе относительную и абсолютную адресацию ($H4, H$4). Для изменения способа адресации нужно выделить ссылку на ячейку и нажать клавишу F4.

Для выполнения стандартных вычислений используют функции. Функция начинается со знака равенства (=), за ним следует имя функции, открывающая скобка, список аргументов, закрывающая скобка. Аргументы в списке разделяются точкой с запятой. В качестве аргументов можно использовать константы, ссылки, формулы, другие функции. Функции, содержащие в качестве аргументов другие функции, называются вложенными. Допускается использовать до семи уровней вложенности.

Excel содержит более 400 встроенных функций. Для облегчения работы с функциями используют специальное средство – Мастер функций. Мастер функций выбирается командой Вставка –Функцияили нажатием на кнопку Порядок выполнения задания - student2.ru панели инструментов. Перед вызовом Мастера функций необходимо выделить ячейку, куда будет вставлена готовая формула. Мастер функций вычисляет значение функции за два шага.

Шаг 1. В списке Категория выбирается категория, к которой относится функция (математические, статистические, текстовые, логические, финансовые и т.д), в списке Функция – конкретная функция данной категории.

Шаг 2.Ввод аргументов функции в соответствующие поля диалогового окна. Если в качестве аргумента используются ссылки на ячейки, достаточно выделить эти ячейки с помощью мыши. Справа от поля отображается содержимое соответствующей ячейки, а рядом со знаком равенства в средней части окна выводится текущее значение создаваемой функции с учетом введенных на данный момент ссылок. Завершение очередного шага – нажатие кнопки ОК.

Математические функции. Позволяют выполнять действия из различных областей математики. К математическим функциям относятся: ABS (модуль), LN (натуральный логарифм), EXP (ex), КОРЕНЬ, СТЕПЕНЬ и др.

Логические функции.Используются, когда необходимо реализовать те или иные действия в зависимости от выполнения каких-либо условий. Функция ЕСЛИ(аргумент1, аргумент2, аргумент3) возвращает значение аргумент2, если логический аргумент1 при вычислении приобретает значение ИСТИНА, и аргумент3, если логический аргумент1 при вычислении приобретает значение ЛОЖЬ. Использование функции ЕСЛИ для вычисления значений кусочной функции Порядок выполнения задания - student2.ru показано на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Вычисление значений функции у(х).

Создание диаграмм

Диаграмма - графическое представление числовых данных. Набор значений, отображаемых на диаграмме, называется рядом данных. Это группа ячеек с данными в пределах одной строки или столбца таблицы. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных.. Диаграмма – внедренный объект. Он может располагаться на одном листе с данными либо на отдельном листе. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных, изменяет свой вид.

Для построения диаграмм используют Мастер диаграмм, запускаемый командой Вставка-Диаграмма или нажатием кнопки Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов. Перед построением диаграммы выделяют мышью диапазон, содержащий исходные данные. При задании диапазона имеет смысл включить в него все заголовки, которые идентифицируют ряды данных и категории диаграммы (названия точек одного ряда диаграммы). Эти заголовки мастер включит в диаграмму в виде легенды или меток на осях координат. Диапазоны заголовков и рядов данных могут быть несмежными, тогда они выделяются при нажатой клавише CTRL..Нажимают кнопку Мастер диаграмм или выполняют команду Вставка-Диаграмма.

Шаг 1.В первом окне диалога мастера диаграмм выбирают тип и формат диаграммы.

Шаг 2.Задают или подтверждают диапазон данных, отображаемых на диаграмме. Если диаграмма включает в себя несколько рядов, можно осуществить группировку данных в строках или столбцах таблицы. Для форматирования и настройки рядов используют вкладку Ряд. При построении графиков задают метки оси Х (поле Подписи оси Х).

Шаг 3. Устанавливаются параметры диаграммы: заголовки, подписи, формат легенды, координатной сетки, таблицы данных.

Шаг 4. Устанавливаются параметры размещения диаграммы: на отдельном или имеющемся листе. После выполнения всех этапов построения необходимо задать кнопку Готово.

Диаграмма состоит из набора отдельных элементов (ряды, оси, заголовки). Для форматирования элемента диаграммы необходимо подвести к нему указатель мыши, выполнить двойной щелчок левой кнопкой мыши и в появившемся диалоговом окне установить требуемые параметры. Для изменения элемента диаграммы (редактирования) необходимо вызвать контекстное меню правой кнопкой мыши.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант I= (N mod 25 ) +1, где N - последние две цифры зачетной книжки, а I- остаток от деления N на 25

2. Вычислить значения функции на заданном интервале с заданным шагом изменения аргумента. Результаты оформить в виде таблицы. Первый столбец таблицы должен содержать значения аргумента x, второй столбец – значения функции y. Для ввода значений x использовать метод автозаполнения, для вычисления значений y – встроенную логическую функцию ЕСЛИ.

3. Построить график функции. Сформировать на графике: заголовок, названия осей, метки легенды.

3.1. На графике разными маркерами выделить максимальное и минимальное значения функции.

3.2. Метки на оси X представить в формате с фиксированной точкой (числовой формат), а на оси Y – с плавающей точкой (экспоненциальный формат).

Варианты индивидуальных заданий

Таблица 1.1 – Варианты заданий

Функция Интервал изменения аргумента Шаг изменения аргумента
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
Порядок выполнения задания - student2.ru y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
Порядок выполнения задания - student2.ru y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.4
Порядок выполнения задания - student2.ru y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru     Порядок выполнения задания - student2.ru     0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.5
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru  
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.1
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
  y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2
y = Порядок выполнения задания - student2.ru Порядок выполнения задания - student2.ru   Порядок выполнения задания - student2.ru   0.2

Содержание отчета

Цель работы, постановка задачи, основные шаги формирования таблицы, компьютерные распечатки результатов моделирования, выводы.

Контрольные вопросы

1. Какие средства имеются в электронных таблицах Excel для построения графиков и диаграмм?

2. Какие этапы необходимо выполнить для построения графика с помощью мастера диаграмм?

3. Как изменить формат отображения ряда данных на диаграмме?

4. Какие изменения можно внести при редактировании формата оси на диаграмме?

5. Как изменить область данных при работе с диаграммой?

6. Какие типы диаграмм вы знаете. Как изменить вид диаграммы?

ЗАДАНИЕ №2

ОБРАБОТКА СПИСКОВ

Цель – изучить принципы выполнения операций сортировки данных (строк / столбцов) и поиска записей с использованием фильтров.

Наши рекомендации