Тема 7. Национальное и международное регулирование торговли
Вопросы темы:
1. Внешнеэкономическая политика государства.
2. Международное регулирование торговли.
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.
Вопрос 1. Внешнеэкономическая политика государства. Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран, на практике международная торговля не развивается без вмешательства государства. Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Цели внешнеторговой политики: защита общенациональных интересов и превращение внешней торговли в фактор экономического развития и роста; улучшение положения страны в МРТ; изменение степени и способа включения страны в МРТ; защита интересов национальных производителей и потребителей; улучшение структуры экспорта; обеспечение населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами; повышение бюджетных доходов от внешней торговли.
Государственное регулирование имеет различные формы: одностороннее регулирование (государство предпринимает какие-либо меры автономно, без согласования с торговыми партнерами); двухстороннее регулирование (все меры торгового регулирования согласованы); многостороннее регулирование (мероприятия государства регулируются многосторонними международными соглашениями).
Направления внешнеторговой политики: 1. Политика свободной торговли (фритредерство) – государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. 2. Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
Государственное регулирование внешней торговли осуществляется тарифными и нетарифными методами. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, напротив которого указаны ставки таможенных пошлин. Тариф, как правило, имеет несколько колонок, т.е. несколько ставок таможенных пошлин на один и тот же товар. Таможенная пошлина – это налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основными функциями таможенной пошлины являются: фискальная – с помощью таможенных пошлин идёт пополнение государственного бюджета; защитная– относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных; балансировочная– относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт. Положительные моменты тарифного регулирования: тариф защищает новые молодые отрасли; стимулирует национальное производство; является важным источником бюджетных доходов; защищает национальную безопасность, международный престиж страны. Но использование тарифов имеет недостатки: замедляется экономический рост; одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам; увеличивает налоговое бремя на потребителей.
Классификация таможенных пошлин: 1. По способу взимания: адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (веса, объёма, штуки и т.д.); комбинированные (смешанные) - сочетают оба вида таможенного обложения. 2. По объекту обложения: экспортные – на вывозимые товары; импортные – на ввозимые товары; транзитные– на товары, перевозимые через территорию страны. 3. По характеру: сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукцией; компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров; антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если импорт наносит ущерб отечественным производителям. 4. По происхождению: автономные – вводятся на основании односторонних решений государства; конвенционные (договорные) - введённые на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом на основе многосторонних соглашений. 5. По типам ставок: постоянные - не изменяются в зависимости от обстоятельств; переменные – могут изменяться государством (например, при изменении уровня мировых цен, государственных субсидий)
Нетарифные методы регулирования: внешнеторговые, административные и финансовые методы. К внешнеторговым методам относятся:
1) лицензирование внешней торговли – когда необходимо получить разрешение на право экспорта или импорта товаров; 2) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз или вывоз товара в стоимостном или натуральном выражении; 3) «добровольное» ограничение экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая под угрозой применения более жёстких мер. Административными мерами являются: 1. технические стандарты – это требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки, маркировки товаров, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм, требования к оформлению товарораспорядительных документов; 2. государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; 3. эмбарго - запрет на ввоз или вывоз товаров. К финансовым мерам относятся: субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национального производства; льготное кредитование; страхование внешнеторговых сделок и др.
Вопрос 2. Международное регулирование торговли.Развитие МЭО сопровождается не только национальным регулированием внешней торговли, но и возникновением в последние десятилетия разнообразных форм межгосударственного взаимодействия в этой сфере. В итоге регулирующие меры одной страны оказывают прямое влияние на экономику других государств, которые предпринимают ответные шаги по защите своих производителей и потребителей, что вызывает необходимость в координации процесса регулирования на межгосударственном уровне. Международная торговая политика — согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.
Главным субъектом либерализации международной торговли остается международная торговая организация ГАТТ/ВТО. ГАТТ - международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли (это кодекс правил поведения в сфере международной торговли). ГАТТ было подписано в 1947 г. 23 странами и действовало до 1995 г., когда на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ способствовало либерализации торговли посредством международных переговоров. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, в урегулировании и либерализации торговых отношений.
Основные принципы ГАТТ: торговля должна быть недискриминационная; устранение дискриминации посредством введения принципа наибольшего благоприятствования в отношении экспорта, импорта и транзита товаров; либерализация международной торговли путем снижения таможенных пошлин и ликвидации других ограничений; безопасность торговли; предсказуемость действий предпринимателей и регламентация действий правительств; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок, урегулирование споров через переговоры и консультации; использование количественных ограничений не допускается, все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифные пошлины; тарифы должны сокращаться посредством мировых переговоров и не могут быть впоследствии повышены; страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая недопустимость односторонних действий.
ВТО контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме его пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей. Страны, желающие вступить в ВТО, должны: начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени; пойти на торговые уступки; соблюдать принципы ГАТТ/ВТО.
Беларусь пока не является членом ВТО и находится в дискриминационном положении на мировом рынке. Она несет убытки от антидемпинговой политики; в её отношении действуют ограничения на поставки высоких технологий. К тому же Беларусь пока не готова к вступлению в ВТО, но в данном направлении ведётся постоянная работа.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) созывается с 1964 г. 1 раз в 4 года. Наиболее значимые решения ЮНКТАД - это Общая система преференций (1968 г.), Новый международный экономический порядок (1974 г.) и Интегрированная программа по сырью (1976 г.). Общая система преференций означает предоставление торговых льгот развивающимся странам на невзаимной основе. Это значит, что развитые страны не должны требовать в ответ каких-либо уступок для своих товаров на рынках развивающихся стран. С 1971 года развитые страны стали предоставлять общую систему преференций развивающимся государствам. СССР отменил все ограничения в отношении импорта товаров из развивающихся стран в 1965 г. В 1974г. по предложению развивающихся стран были приняты основополагающие документы об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) в отношениях между странами Севера и Юга. В НМЭП говорилось о формировании нового МРТ, ориентированного на ускоренную индустриализацию развивающихся стран; о формировании новой структуры международной торговли, отвечающей задачам ускоренного развития, повышения жизненного уровня народов. Развитым странам предлагалось внести коррективы в экономическую структуру своей экономики, освободить ниши для товаров из развивающихся стран. В соответствии с НМЭП необходимо оказывать помощь развивающимся странам в развитии продовольствия и способствовать расширению его экспорта из развивающихся стран.
Вопросами международной торговли занимаются и другие международные организации. В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению мирового обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов членам организации. В рамках ОЭСР разрабатывают меры по административно-технической унификации правил в области внешней торговли, вырабатываются единые стандарты, рекомендации по изменению торговой политики и другие. Существенное воздействие на внешнюю торговлю стран развивающихся и с переходной экономикой, особенно несостоятельных должников, оказывает Международный валютный фонд (МВФ). Под давлением МВФ идет ускоренная либерализация рынков этих стран в обмен на кредиты.
Вопрос 3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь.В РБ внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.
Экспортная политика — это мероприятия, нацеленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса. Концептуальной основой формирования экспортной политики является Национальная программа развития экспорта на 2006-2010гг. В соответствии с ней экспортной стратегией является освоение новых рынков, преимущественно перспективных рынков развивающихся стран при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции. Организационными принципами построения экспортной политики РБ являются: суверенитет при открытости экономики и полномасштабной интеграции; многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли при всемерном развитии интеграционных процессов в союзном государстве Беларуси и России, а также в рамках СНГ; выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках; перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой; преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования; сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых); увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости (энергоемкость, материалоемкость) и рационального импортозамещения; повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров; совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для наращивания экспортного потенциала. Экспортоориентированными отраслями белорусской промышленности являются машиностроение, металлообработка, нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Отраслями экспортоориентированных услуг — транспортные и деловые услуги. Среди предприятий – «Беларусь-калий», «Гродно-Азот», Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», МАЗ, БелАЗ и др.
Импортная политика - это мероприятия, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса. Политика импортозамещения состоит из: организации собственного производства продукции взамен импортируемой; рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др. Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, АПК. Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов.
Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли, которая оказывает содействие предприятиям при выходе на внешние рынки, создает благоприятные условия для сбыта продукции на мировых и региональных рынках, оказывает организационное и финансовое содействие, предоставляет своевременную информацию о состоянии зарубежных рынков и возможностях участия в международных инвестиционных проектах. Актуальным является также создание единой национальной системы внешнеэкономической информации, позволяющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним, получить информацию о состоянии конъюнктуры на продукцию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспортно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного регулирования, особенностях налогообложения, лицензирования и пр.