Непосредственные причины снижения достижений
Чем конкретно, определяется снижение достижений при работе с тестовым заданием, после того как на тренировочной стадии удалось вызвать атрибутивные эффекты, приводящие к беспомощности?
Несомненно, результирующая атрибуция своей трудно объяснимой и нагруженной самооценочными переживаниями несостоятельности имеет определенные последствия для выполне-ния тестового задания. Известно, что когнитивные явления самооценочного характера, к которым следует отнести и атрибуцию неудачи относительно своей неспособности вполне могут серьезно нарушить процесс решения тестовой задачи. Причем совсем не обязательно, чтобы при этом происходило снижение уровня мотивации, напротив, именно сверхмотивация может вести к нарушению способности решить задачу.
Это предположение получило поистине драматическое подтверждение в уже рассмотренном нами ранее исследовании Дайнера и Дуека [С.I.Diener, С.S.Dweck, 1978], в котором пятиклассники, подразделенные на группы «беспомощных» и «ориентированных на достижение», после непродолжи-тельной стадии упражнения сталкивались с длительной неудачей в выполнении задания на различе-ние понятий. И если ориентированные на достижение дети реагировали на неудачу не атрибуцией, а главным образом размышлением о том, как рациональнее организовать процесс решения задачи, то их «беспомощные» товарищи изнуряли себя, объясняя неудачи своей бездарностью, одновременно пытаясь защититься от негативных аффектов и теряя время на безотносительные к заданию фантазии.
Тяготение к этим противоположным состояниям можно обозначить как ориентацию на дей-ствие и ориентацию на положение. Еще более примечательным в контексте нашего анализа явля-ется качественное изменение стратегии выдвижения гипотез. Если большинство ориентирован-ных на достижение детей продолжают придерживаться целесообразных стратегий выдвижения гипотез или даже переходят к еще более эффективным стратегиям, то почти все "беспомощные» дети отказываются от таких стратегий в пользу более примитивных и неэффективных гипотез.
Индивидуальные различия
Существуют личностные факторы, благоприятствующие переживанию неподконтрольности результатов действия и поэтому способствующие научению беспомощности. Люди с ярко выражен-ными особенностями такого рода при прочих равных условиях быстрее достигают стадии 3 по схеме развития процесса и дольше на ней задерживаются. К рассматриваемым факторам относится прежде всего внутренний — внешний локус контроля. Испытуемые с внешним контролем скорее должны интерпретировать «несопряженную» обратную связь как неподконтрольную и поэтому должны быстрее и в большей степени научаться беспомощности и более широко обобщать ее. Это подтверждается данными ряда исследований [см.: D.S.Hiroto, 1974 — степень научения, выраженности беспомощности; S.Cohen et al., 1976 — широта обобщения].
Более всего поддаются индуцирующему беспомощность воздействию те индивиды, которые слишком поспешно объясняют неудачу недостаточностью своих способностей, вместо того что-бы приписать ее слабому старанию или высокой сложности задания. Атрибуция этого типа, характе-рная для индивидов с мотивом избегания неудачи, быстро подавляет субъекта, и он легко падает духом.
Выученная беспомощность по своим проявлениям очень напоминает клиническую картину де-прессии [W.R.Miller, М.Е.Р.Seligman, 1975]. Поэтому показатели нормальных и склонных к депрес-сии испытуемых (впрочем, речь идет лишь о реактивной депрессии) довольно часто сравниваются.
Наряду с негативным эмоциональным сдвигом решающую роль нередко играет снижение самооценки [Р.Н.Blaney, 1977]. Характерно, что при работе с депрессивными испытуемыми была выявлена своеобразная «предубежденность атрибуции» — склонность к приписыванию неподконт-рольных результатов (или неудач) исключительно внутренним, глобальным и стабильным факторам. В частности, Ризли [R. Rizley, 1978] создавал испытуемым-студентам (разделенным по данным спе-циального опросника на депрессивную и недепрессивную подгруппы) либо успех, либо неудачу в решении проблемных задач, а затем просил их назвать причины такого результата. Обнаружилось, что депрессивные студенты приписывают свои успехи легкости задания (внешняя, специфическая и стабильная атрибуция), а неудачи — своей неспособности (внутренняя, глобальная и стабильная ат-рибуция). Недепрессивные студенты, напротив, возлагали ответственность за успех на свои спосо-бности (внутренняя, глобальная и стабильная атрибуция), а причиной неудачи считали сложность соответствующего задания. Таким образом, уже сам тип атрибуции депрессивных испытуемых способствует крайне обобщенному и хроническому ожиданию неудачи, в то время как атрибуция недепрессивных испытуемых подкрепляет обобщенное и тоже хроническое ожидание успеха.
В заключение следует указать на опасность пренебрежения тем обстоятельством, что круг явлений беспомощности значительно шире, богаче и сложнее, чем это можно заключить на основе искусственных лабораторных экспериментов по научению избеганию и деятельности достижения [С. В.Wortman, L.Dintzer, 1978]. Ведь существуют еще и такие вещи, как тяжелые удары судьбы, события, касающиеся жизни и смерти, а также несчастные случаи с необратимыми последствиями, неизлечимые болезни, потеря близкого человека, экономический кризис, безработица, переселение в дом для престарелых, и как раз с ними связана внезапная и порой неустранимая потеря подкон-трольности всего хода жизни. Например, Булман и Уортман [R.J.Bulman, С.В.Wortman, 1977] изучали вопрос о том, каким образом справлялись со своим увечьем молодые люди, у которых в результате несчастного случая оказывалась парализованной нижняя половина тела. В отличие от происходящего при деятельности достижения (и добавим, что это совершенно закономерно) к беспомощности здесь приводит прямо противоположный тип атрибуции. Чем большую ответственность за происшедшее жертвы несчастного случая возлагали не на себя, а на других людей, чем сильнее они верили в то, что случившегося можно было бы избежать, тем менее они умели справиться со своей участью. Иными словами, атрибуция удара судьбы относительно внешнего, вариативного и специфического поведения других людей делает человека более беспомощным, чем признание стабильных и внутренних причин случившегося и принятие ответственности на себя.