Компетенции студента, формируемые в результате прохождения производственной (преддипломной) практики
Прохождение производственной (преддипломной) практики способствует формированию у студентов следующих компетенций:
коды | компетенции (в соответствии с компетентностной моделью) |
ПК-1 | Способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. |
ПК-2 | Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов. |
ПК-3 | Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами. |
ПК-4 | Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты. |
ПК-5 | Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений. |
ПК-6 | Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей. |
ПК-7 | Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет. |
ПК-8 | Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. |
ПК-9 | Способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта. |
ПК-10 | Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. |
ПК-11 | Способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. |
ПК-12 | Способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы. |
ПК-13 | Способность принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин. |
ПСК-1 | Способность анализировать деятельность хозяйствующих субъектов на концептуальном, логическом, макро- и микроэкономических уровнях. |
ПСК-2 | Способность к проведению предварительного экономического расчета коммерциализации разработок и инноваций. |
ПСК-3 | Владеет общеразговорной деловой лексикой и профессиональной терминологией на английском языке. |
ПСК-4 | Владеет базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками в области бухгалтерского финансового учета, управленческого учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и комплексного анализа хозяйственной деятельности экономического субъекта. |
ПСК-5 | Способен выполнять расчеты налогооблагаемой базы и налогов, оптимизировать налоговые платежи на основе действующего законодательства. |
ПСК-6 | Способен применить знание экономики отрасли и особенностей организации учета на предприятиях атомной отрасли. |
ПСК-7 | Способен организовать контрольно-ревизионную работу в экономическом субъекте и проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом требований международных стандартов. |
ПСК-8 | Владеет знаниями в области правовых основ бухгалтерского учета, контроля, ревизии и аудита внешнеэкономической деятельности. |
ПСК-9 | Способен организовать бухгалтерский учет и сформировать отчетность экономических субъектов малого инновационного и научно-производственного бизнеса. |
ПСК-10 | Способен готовить экономическое обеспечение разработки стратегических, текущих и оперативных финансовых бюджетов/планов и смет; осуществлять мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения. |
ПСК-11 | Способность выявлять и оценивать риски, осуществлять мероприятия по их снижению, оценивать эффективность использования ресурсов для минимизации финансовых потерь и предотвращению банкротства экономических субъектов. |
ПСК-12 | Способность использовать современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе, экономическом анализе и при проведении аудиторских проверок. |
ОК– общекультурные компетенции;
ОСК– общекультурные компетенции, введенные данным ОС;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ОПСК - общепрофессиональные компетенции, введенные данным ОС;
ПК– профессиональные компетенции;
ПСК -профессиональные компетенции, введенные данным ОС.
Поскольку перечисленные компетенции носят интегральный характер, для разработки оценочных средств целесообразно выделить планируемые результаты обучения – знания, умения и навыки, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Таким образом, в результате прохождения производственной (преддипломной практики) студенты должны:
Знать (З) | - профессиональные источники нормативно-правовой, научной и учебной литературы по направлению и профилю обучения; - способы сбора, группировки и отражения в системе бухгалтерского учета экономической информации о деятельности хозяйственного субъекта. |
Уметь (У) | - выполнять основные учетные процедуры, участвовать в работе бухгалтерских и финансовых подразделений экономического субъекта; - проводить внутренний/ внешний контроль или аудиторскую проверку, готовить информацию для принятия тактических и стратегических управленческих решений. |
Владеть (В) | - методикой экономического анализа и рассчитывать основные финансово-экономические показатели организации; - современными информационными технологиями в профессиональной деятельности. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Производственная (преддипломная) практика студентов строится с учетом специфики объекта практики, в соответствии с тематическим планом, примерное содержание которого представлено ниже:
1. Изучение производственной структуры организации, основных видов её деятельности, состава и назначения цехов и участков, основных технико-экономических показателей их работы, и пр.
2. Ознакомление с учредительными документами организации и изучение организационной структуры предприятия, структуры и основных функций аппарата управления. При изучении финансово-хозяйственной деятельности необходимо использовать материалы всех подразделений организации.
3. Ознакомление с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучение организации бухгалтерского учета: порядок построения учетного аппарата, закрепление обязанностей за отдельными группами, действующую форму бухгалтерского учета, организацию первичного учета и документооборота, взаимосвязь аналитического и синтетического учета.
4. Ознакомление с формами внешнего и внутреннего контроля, существующими на предприятии. Изучение и оценка эффективности исследования системы внутреннего контроля для предотвращения или выявления и исправления существенных искажений достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности.
5. Участие в работе бухгалтерии на различных участках: материального учета, учета труда и его оплаты, учета основных средств и других внеоборотных активов, учета затрат на производство, учета расходов, учета готовой продукции и ее продаж, учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета капитала, резервов, финансовых результатов, сводного учета и составления отчетности.
6. Участие в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Ознакомление с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок и работой внутренних аудиторов (при их наличии), с результатами проверок налоговых инспекций и внебюджетных фондов.
7. Участие в работе отделов, осуществляющих плановые расчеты и аналитическую обработку информации. Выполнение анализа финансового состояния организации, его финансовых результатов, анализа использования ресурсов. Обработка и анализ экономической информации (составление аналитических таблиц, расчет показателей экономического анализа, интерпретация результатов).
8. Изучение системы внутреннего управленческого анализа, содержания, организации и методов аналитического обоснования управленческих решений на предприятии.
9. Изучение порядка составления бизнес – планов на предприятии, а также систему оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям.
10. Изучение технических средств сбора, обработки и передачи экономической информации. Изучение программных продуктов, используемых в организации по бухгалтерскому учету, финансовой отчетности, экономическому анализу, внутреннему аудиту. Самостоятельное ведение бухгалтерского учета и экономического анализа в компьютерной среде.
11. Изучение и анализ налоговой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
12. Изучение нормативно – инструктивной и методической документации в соответствии с выполняемыми в период практики функциями.
13. Практическое использование принципов и правил аудита основных хозяйственных операций.
14. Выполнение индивидуального задания.
Конкретизация плана, особенности его выполнения применительно к объекту практики находят свое отражение в индивидуальном задании, которое разрабатывается руководителем практики от МИФИ. Форма индивидуального задания дана в Приложении 2.
Примерный календарный план практики представлен в таблице 1.
Таблица 1
Примерный календарный план практики
№ п/п | Наименование работы | Продолжительность, недели |
Ознакомление с объектом практики, работой структурных подразделений, инструктаж по технике безопасности | ||
2. | Работа на рабочем месте, сбор материалов | |
3. | Оформление отчета, получение отзыва | |
Итого |