Конвертируемость валют и валютные ограничения
Валюта и валютный курс являются важнейшими регуляторами в осуществлении внешнеэкономической политики государства. Воздействие па курс может быть оказано в рамках как кредитно-денежной, так и валютной политики. Их направления и эффективность способны затрагивать интересы иностранных инвесторов по отношению к тому или иному национальному валютному рынку, а также рынку товаров и услуг.
Внешняя (перезидентская) конвертируемость, принятая в стране, позволяет иностранным гражданам обменивать любую иностранную валюту на национальную, обеспечивая вывоз полученной прибыли за границу. Возможность неограниченного обмена иностранной валюты на отечественную, предоставленная своим и иностранным гражданам, указывает на полную конвертируемость валюты.
Внутренняя обратимость обеспечивает защиту интересов граждан и организаций данной страны и, в частности, их право на покупку и продажу инвалюты. Одновременное выполнение названных условий обмена для резидентов и нерезидентов, означающее введение полной конвертируемости, свидетельствует об открытости финансовых рынков для реализации системы отношений свободной конкуренции.
Однако при общем низком уровне деловой активности и экономического развития государства прибегают к частичным ограничениям
Роджер Лсрой Миллер, Дэвид Д. Ван-Хуз. Современные деньги и банковское дело / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 2000. С. 744.
Часть П. Инструменты и рынки в финансовом секторе экономики
по обмену валют. В начале 90-х гг. прошедшего столетия, по данным МВФ, 31 страна мира имела ограничения при проведении экспортно-импортных сделок и 32 - при осуществлении сделок с капиталом (ссуды, инвестиции, выплаты процентов за кредит). Ограничения имеют целью перевод части долларовой выручки или инвалютных вкладов в национальную валюту по причине осгрой нехватки иностранной. Однако это лишь самое общее определение. На практике принятые в мире приемы валютных ограничений могут быть различными. Среди них:
а) лицензирование импорта;
б) введение более чем одного курса валют;
в) требование заблаговременное™ внесения импортных депозитов;
г) количественный контроль.
а) Лицензирование импорта означает, что курс валюты фиксируется
правительством. Экспортеры обязаны продавать всю или часть валют
ной выручки центральному банку по официальному курсу. В свою оче
редь, центральный банк также по фиксированному курсу может осу
ществлять продажу валюты импортерам для проведения текущих ин
валютных платежей и расчетов. Однако импортеры могут приобретать
валюту лишь при наличии соответствующей лицензии на импорт.
б) Введение более чем одного валютного курса. В 1989 г. в ряде стран
действовало более одного курса валют; в том числе в 32 эта практика
применялась при экспорте, в 35 - в отношении как экспорта, так и им
порта. Здесь введение надбавок к валютному курсу способствует удо
рожанию товара, скидок - его удешевлению. В результате мотивация
импортеров изменяется, а государство, реализуя заранее намеченные
цели, сдерживает или поощряет экспортно-импортные потоки.
в) Внесение авансового импортного депозита в размере 90-95% зап
рашиваемой валютной лицензии с уведомлением регулирующих орга
нов ограничивает возможности свободного обмена валют и служит
сдерживающим фактором для участников валютного рынка.
г) Количественный контроль, применяемый в отношении туризма,
означает установление размеров обменного фонда для отъезжающих
за границу граждан. Часть суммы может быть вывезена в наличной
валюте, другая - в дорожных чеках или иных платежных средствах,
деноминированных в каких-либо иностранных валютах.
Валютные ограничения могут иметь место даже при режиме полной обратимости валют. Участие валют ряда стран в развитии миро-
Глава 6. Спрос на деньги в открытой экономике
вых финансовых и товарных рынков превращает их в свободно используемые или свободно конвертируемые (СКВ). С санкции МВФ в условиях демонетизации золота, официально закрепленных в 1978 г., к СКВ были отнесены американский доллар, немецкая марка, японская иена, французский франк и фунт стерлингов (британский фунт).