Список использованных источников. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и пе­чатать с абзацного

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и пе­чатать с абзацного отступа. Допускается для гуманитарных факультетов сведения об источниках располагать в алфавитном порядке и по степени их юридической силы (кодексы, законы РФ, указы Президента и поста­новления Правительства РФ, законы, указы, постановления РМ). Для электронных источников указываются сайт Интернета или названия ком­пакт-дисков с использованными материалами.

Список использованных работ должен включать не менее 20 источников.

Сноски

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то их следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой гори­зонтальной линией с левой стороны, а к табличным данным - в конце таб­лицы над линией, обозначающей ее окончание.

Знак сноски ставят непосредственно после слова, числа, символа, предложения, требующего пояснения, который повторяется перед текстом пояснения.

Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.

Пример: «... экономические модели2) ...»

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками (*). Применение более четырех звездочек не допускается.

Приложения

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке следования ссылок.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и обозначения прописной буквой русского алфавита. Например: Приложение А.

Сокращения

Применять сокращения по ГОСТ 7.12.

Единицы физических величин

В работе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.

Если в тексте приведен ряд числовых значений физической величины, выраженных одной и той же единицей, то ее обозначение указывают только за последним числовым значением.

Пример: 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 мм.

НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Процесс написания текста является ключевым моментом всей работы.

Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно, последовательно, выводы должны быть аргументированы. Цель работы состоит не в простом описании по­ставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по их решению.

Разработка каждой составной части имеет свои особенности. Во вве­дении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать ее научную новизну и практическую зна­чимость, определить предмет и объект исследования, структуру, хроноло­гические рамки, информационную базу исследования, указать направле­ния реализации полученных в работе выводов и предложений.

Введение в курсовой работе должно быть не более 3 страниц. Содер­жащиеся здесь формулировки актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и приводимые в заключении выводы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо опреде­лить степень ее проработанности в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения, ситуации. Пра­вильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже из­вестно и что пока неизвестно о предмете исследования.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно пе­рейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в реше­нии проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерно­стей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели ­процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Наряду с целью работы определяются задачи по ее реализации. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разрабо­тать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., вырабо­тать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., устано­вить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т. п.). Формулировки задач необходи­мо обдумать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание вопросов курсовой работы. Это важно так­же и потому, что заголовки вопросов довольно часто рождаются из фор­мулировок задач работы. В последующем, при написании заключения, це­лесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и решение поставленных задач.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие тео­рии исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно за­ключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономиче­ских процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Она должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, реализация которых может привести к повышению эффективности произ­водства.

При написании введения особое внимание следует обратить на опре­деление предмета и объекта исследования. Предмет исследования опреде­ляется теми экономическими отношениями, которые анализируются в ра­боте. Уровень возникновения исследуемых экономических отношений (в стране в целом, отдельном регионе, в рамках отдельного субъекта) харак­теризует объект исследования.

Важным элементом введения является определение направлений реа­лизации полученных выводов и предложений, что придает работе боль­шую теоретическую и практическую значимость.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последователь­ность их расположения.

При работе над введением студенту нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два - три раза и от первона­чальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важно­стью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творческий характер.

В ходе раскрытия отдельных вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план, с тем чтобы каждый во­прос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, от­рывочных, логически не связанных между собой положений.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме ра­боты и полностью ее раскрывать. Важна логическая связь текста от перво­го предложения до последнего. Логически построенная работа не содер­жит материала, который может быть изъят из нее без нарушения строй­ности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложе­ния, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного вопро­са должны быть последовательно связаны друг с другом.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его на­чало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая та­кое предложение как бы заголовком к остальным предложениям этой структурной части. Формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Чис­ло самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весь­ма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

Завершив раскрытие каждого вопроса, следует сформулировать вы­воды (2 - 3 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод - это аб­страктное выражение какой-либо устойчивой закономерности между яв­лениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистиче­ских данных. Обычно выводы начинаются оборотом «Таким образом, ...», затем формулируется содержание самих выводов.

При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-­первых, они должны быть неочевидными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежу­точные; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.); в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно приво­дить те положения, которые важны для изложения последующего мате­риала; в-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содер­жать приведенные в ходе раскрытия вопроса рассуждения.

Первый вопрос, как правило, посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения ма­териала. Здесь обычно рассматриваются сущность, содержание, ор­ганизация исследуемого процесс а, его составные элементы. Излагая во­просы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а сред­ство для создания теоретической базы, позволяющей перейти к практиче­ским вопросам исследуемой проблемы.

При раскрытии первого вопроса курсовой работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу за­рубежного опыта организации экономических процессов. Полученные в результате рассмотрения первого вопроса выводы должны показать науч­ную новизну работы, которая сформулирована во введении.

При работе над вторым вопросом исходя из рассмотренных в нем общих теоретических положений рекомендуется проанализировать моно­графическую литературу, материалы научно-практических конференций, статистические данные, отражающие протекающие экономические процессы в масштабах как страны в целом, так и региона.

Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом необходи­мо учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой ма­териал должны быть достоверными. Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы (для обеспечения сопоста­вимости могут применяться, например, индексы-дефляторы). В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и законо­мерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и про­анализированы для обоснования выводов. Для анализа используются раз­личные математические методы. При этом не следует забывать, что ис­пользование математических методов - средство, но не цель написания работы.

Важным достоинством работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут исполь­зоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Их наличие показывает высокий уровень его аналитиче­ского мышления, умение формализовать исследуемую проблему.

При рассмотрении третьего вопроса приводится обоснование пред­ложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены при работе над вторым вопросом. Эти предложения должны быть нацелены на решение тех задач, которые были сформулированы во введении. При этом следует опреде­лить несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «ми­нусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Сформулирован­ные и обоснованные выводы по третьему вопросу определяют практиче­скую значимость работы, сформулированную во введении.

Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо уси­лить...», «совершенствовать...» и т. д. Без разработки механизма реализа­ции таких предложений они выглядят голословными.

В заключенииработы (2 - 3 страницы) излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнута ли цель и реализованы ли поставленные задачи. Оно носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логи­чески стройное изложение полученных выводов.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Оно не должно подменяться сложением выводов по каждому вопросу, а должно содержать итоговые результаты всей работы.

После завершения работы над текстом целесообразно еще раз прочи­тать введение и заключение. Особое внимание при повторном чтении вве­дения следует уделить формулировкам актуальности темы, цели, задач ра­боты, а также полученных выводов и при этом обратить внимание на то, чтобы в выводах четко просматривалось достижение цели и задач работы.

В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных про­блем должны обсуждаться в оперативном порядке. Студенту следует из­бегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руко­водителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме и содержание вопросов, не проявляя самостоятельного подхода.

Встречи с научным руководителем надо планировать вначале не реже двух-трех раз в месяц, а в дальнейшем - по мере подготовки отдельных структурных частей работы и возникновения существенных вопросов. В ходе про ведения консультаций научным руководителем студент должен четко уяснить, что подвергается критике (предложения, композиция рабо­ты, язык и стиль и т. д.) И что нужно сделать, чтобы недостатки исправить.

К встрече с научным руководителем надо готовиться заранее для об­суждения конкретных возникших проблем. Если студент идет на встречу с вопросом: «Каковы основные направления совершенствования функцио­нирования денежно-кредитного механизма», то он навряд ли получит от руководителя ответ, поскольку вопрос носит общий характер.

После текста заключения работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов, а также даты и представляется научному руководи­телю.

Наши рекомендации