Список использованных источников. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного
Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Допускается для гуманитарных факультетов сведения об источниках располагать в алфавитном порядке и по степени их юридической силы (кодексы, законы РФ, указы Президента и постановления Правительства РФ, законы, указы, постановления РМ). Для электронных источников указываются сайт Интернета или названия компакт-дисков с использованными материалами.
Список использованных работ должен включать не менее 20 источников.
Сноски
Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то их следует обозначать надстрочными знаками сноски.
Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к табличным данным - в конце таблицы над линией, обозначающей ее окончание.
Знак сноски ставят непосредственно после слова, числа, символа, предложения, требующего пояснения, который повторяется перед текстом пояснения.
Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.
Пример: «... экономические модели2) ...»
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.
Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками (*). Применение более четырех звездочек не допускается.
Приложения
В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке следования ссылок.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и обозначения прописной буквой русского алфавита. Например: Приложение А.
Сокращения
Применять сокращения по ГОСТ 7.12.
Единицы физических величин
В работе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.
Если в тексте приведен ряд числовых значений физической величины, выраженных одной и той же единицей, то ее обозначение указывают только за последним числовым значением.
Пример: 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 мм.
НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Процесс написания текста является ключевым моментом всей работы.
Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно, последовательно, выводы должны быть аргументированы. Цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и обосновании предложений по их решению.
Разработка каждой составной части имеет свои особенности. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать ее научную новизну и практическую значимость, определить предмет и объект исследования, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.
Введение в курсовой работе должно быть не более 3 страниц. Содержащиеся здесь формулировки актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и приводимые в заключении выводы.
Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень ее проработанности в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения, ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели процесс не менее важный, чем формулирование выводов.
Наряду с целью работы определяются задачи по ее реализации. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т. п.). Формулировки задач необходимо обдумать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание вопросов курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения, целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и решение поставленных задач.
Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.
Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Она должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, реализация которых может привести к повышению эффективности производства.
При написании введения особое внимание следует обратить на определение предмета и объекта исследования. Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые анализируются в работе. Уровень возникновения исследуемых экономических отношений (в стране в целом, отдельном регионе, в рамках отдельного субъекта) характеризует объект исследования.
Важным элементом введения является определение направлений реализации полученных выводов и предложений, что придает работе большую теоретическую и практическую значимость.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
При работе над введением студенту нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два - три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творческий характер.
В ходе раскрытия отдельных вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план, с тем чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных, логически не связанных между собой положений.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Важна логическая связь текста от первого предложения до последнего. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.
При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям этой структурной части. Формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.
Завершив раскрытие каждого вопроса, следует сформулировать выводы (2 - 3 абзаца) по существу изложенного материала. Вывод - это абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих выводы, используются ссылки на труды зарубежных и отечественных экономистов, нормативные документы, логические рассуждения, результаты обработки статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом «Таким образом, ...», затем формулируется содержание самих выводов.
При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, они должны быть неочевидными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.); в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-пятых, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать приведенные в ходе раскрытия вопроса рассуждения.
Первый вопрос, как правило, посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. Здесь обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесс а, его составные элементы. Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы, позволяющей перейти к практическим вопросам исследуемой проблемы.
При раскрытии первого вопроса курсовой работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов. Полученные в результате рассмотрения первого вопроса выводы должны показать научную новизну работы, которая сформулирована во введении.
При работе над вторым вопросом исходя из рассмотренных в нем общих теоретических положений рекомендуется проанализировать монографическую литературу, материалы научно-практических конференций, статистические данные, отражающие протекающие экономические процессы в масштабах как страны в целом, так и региона.
Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными. Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы (для обеспечения сопоставимости могут применяться, например, индексы-дефляторы). В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них.
Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы. При этом не следует забывать, что использование математических методов - средство, но не цель написания работы.
Важным достоинством работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и программы, разработанные самим автором. Их наличие показывает высокий уровень его аналитического мышления, умение формализовать исследуемую проблему.
При рассмотрении третьего вопроса приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены при работе над вторым вопросом. Эти предложения должны быть нацелены на решение тех задач, которые были сформулированы во введении. При этом следует определить несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления всех «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Сформулированные и обоснованные выводы по третьему вопросу определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.
Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить...», «совершенствовать...» и т. д. Без разработки механизма реализации таких предложений они выглядят голословными.
В заключенииработы (2 - 3 страницы) излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнута ли цель и реализованы ли поставленные задачи. Оно носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных выводов.
Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Оно не должно подменяться сложением выводов по каждому вопросу, а должно содержать итоговые результаты всей работы.
После завершения работы над текстом целесообразно еще раз прочитать введение и заключение. Особое внимание при повторном чтении введения следует уделить формулировкам актуальности темы, цели, задач работы, а также полученных выводов и при этом обратить внимание на то, чтобы в выводах четко просматривалось достижение цели и задач работы.
В процессе написания работы следует установить контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться в оперативном порядке. Студенту следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме и содержание вопросов, не проявляя самостоятельного подхода.
Встречи с научным руководителем надо планировать вначале не реже двух-трех раз в месяц, а в дальнейшем - по мере подготовки отдельных структурных частей работы и возникновения существенных вопросов. В ходе про ведения консультаций научным руководителем студент должен четко уяснить, что подвергается критике (предложения, композиция работы, язык и стиль и т. д.) И что нужно сделать, чтобы недостатки исправить.
К встрече с научным руководителем надо готовиться заранее для обсуждения конкретных возникших проблем. Если студент идет на встречу с вопросом: «Каковы основные направления совершенствования функционирования денежно-кредитного механизма», то он навряд ли получит от руководителя ответ, поскольку вопрос носит общий характер.
После текста заключения работа подписывается автором с указанием фамилии и инициалов, а также даты и представляется научному руководителю.