Государственное регулирование международной торговли
Существует две группы взглядов на необходимость государственного регулирования внешней торговли. В основе первой группы лежит принцип свободной торговли, вторую группу составляют приверженцы протекционизма.
Свободная торговля— принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли.
Протекционизм— это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.
Основными инструментами внешнеторговой политики являются таможенно-тарифное регулирование (взимание импортных и экспортных пошлин) и нетарифное регулирование (квотирование, лицензирование и т.п.)
К экономическим барьерам на пути свободной торговли относятся таможенные пошлины, импортные квоты (установление максимального объема товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени) или экспортные ограничения (количественные ограничения на экспорт товаров).
К неэкономическим барьерам относятся бюрократические запреты в таможенных процедурах, лицензирование импорта, введение неоправданных стандартов качества продукции, субсидирование неэффективных отечественных производителей.
Основным способом государственного регулирования международной торговли является таможенная политика, основу которой составляют таможенные тарифы и пошлины.
Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при экспорте или импорте товара, являющийся условием экспорта или импорта.
Таможенные пошлины устанавливаются на товары в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В России применяются адвалорные (начисляемые к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемого товара) и комбинированные (сочетающие оба названных вида таможенного обложения).
Существуют сезонные пошлины, устанавливаемые главным образом на сельскохозяйственное сырье. Когда в сезон уборки сельскохозяйственных культур заводы по их переработке и склады торговой продукции загружены, сезонные пошлины, вводимые на определенный период (не более чем на 6 месяцев), призваны ограничить ввоз импортного сырья и готовой продукции из него. Например, осенью неоднократно вводились сезонные (повышенные по сравнению с обычными) пошлины на импорт сахара. В Законе РФ «О таможенном тарифе» предусмотрены также возможности установления особых пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных), а также тарифных льгот.
Как правило, пошлины взимаются с таможенной стоимости, заявленной декларантом на основе достоверной, качественно определяемой и документально подтвержденной информации. Но при отсутствии информации о правильной заявленной стоимости или при наличии оснований полагать, что она не является достоверной и достаточной, таможенный орган сам может определить таможенную стоимость на основании имеющихся у него сведений. Для этого применяются следующие методы: по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости (по цене, по которой импортный товар продается на российском рынке, за вычетом расходов, связанных с оформлением его импорта, транспортировкой, страхованием и т.д.); сложением стоимости (по цене экспортного товара, определяемого на основе сложения издержек производства, его транспортировки до таможенной границы и обычно получаемой прибыли); резервный метод, применяемый таможенным органом, когда нельзя использовать другие методы.
Внастоящее время основной формой регулирования внешней торговли являются импортные пошлины. Они выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета.
Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный тариф. Выполняя фискальные функции, таможенный тариф вместе с тем призван быть инструментом разумного протекционизма, защищая отрасли национального производства, способные быть конкурентоспособными на внутреннем и на мировом рынках, стимулируя прогрессивные структурные сдвиги во внешней торговле и рациональное соотношение экспорта и импорта товаров. Этим принципам должно отвечать построение таможенного тарифа.
При установлении таможенного тарифа учитывается чувствительность отечественного производства к импорту соответствующих товаров. В современном таможенном тарифе более высокие пошлины установлены на товары, чувствительные к импорту, которые эффективно могут производиться на территории Российской Федерации. На товары, нечувствительные к импорту (например, нефть, газ, военная техника), которые практически не импортируются, размер пошлин существенного значения не имеет, и они могут быть достаточно низкими. Низкие пошлины устанавливаются также на товары, в основном оборудование, необходимые в стране для технического перевооружения отдельных отраслей, которые в России не производятся или производятся более низкого качества по сравнению с импортными, а организовать производство на современном уровне в ближайшее время не представляется возможным.
Средний уровень таможенного тарифа невысокий (около 11 %). Но следует отметить, что пошлины в действующем тарифе установлены в диапазоне 5-30%, в отличие от других стран, где размер пошлин более дифференцирован, что позволяет им гибко реагировать на изменения потребностей в стране на те или иные товары и влияние импорта на отечественное производство.
Таможенный тариф выступает инструментом активной внешнеторговой политики на мировой арене, так как его ставки дифференцированы в зависимости от состояния договорных отношений России со страной происхождения импорта и он содержит три величины ставки на каждый товар.
Предельной ставкой ввозной пошлины является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлины, увеличенные в два раза по сравнению с предельными. В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия установила преференциальный таможенный режим к товарам из развивающихся стран. Ставки пошлин на товары из этих стран составляют 75% от предельной ставки. Товары из наименее развитых стран (список этих стран, по классификации ООН, составляет 48 государств) при ввозе на территорию Российской Федерации импортной пошлиной не облагаются. Перечень этих товаров определяется правительством. Не облагаются импортными пошлинами товары, происходящие из стран Содружества Независимых Государств. По отношению к товарам из стран, составивших вместе с Россией ЕАЭС, не только не применяются импортные пошлины, но и ведется работа по согласованию размера таможенных пошлин по отношению к странам, не входящим в Союз.
Экспортные пошлины в России призваны сдерживать экспорт сырьевых товаров и изымать часть прибылей экспортеров в государственный бюджет. За счет экспортных пошлин, введенных главным образом на сырьевые товары, формируется значительная часть федерального бюджета России. Ставки вывозных пошлин устанавливаются Правительством РФ, а порядок установления вывозных пошлин на сырую нефть определен статьей Закона РФ «О таможенном тарифе», внесенной в него Федеральным законом от 12 декабря 2001 г. В соответствии с этой статьей пошлина на нефть устанавливается в зависимости от изменения цены сырой нефти марки «Юралс» на мировых рынках за период мониторинга, проводимого 6 раз в год.
Из форм нетарифного регулирования наиболее существенную роль играют количественные ограничения (квоты), которые могут сдерживать вывоз или ввоз товаров.
В начале рыночных реформ для ограничения вывоза сырьевых товаров наряду с экспортными пошлинами активно использовались экспортные квоты. Кроме того, был введен институт спецэкспортеров; вывоз сырьевых товаров был разрешен только предприятиям и организациям, специально для этого зарегистрированным в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации. В дальнейшем по мере сужения внутреннего рынка необходимость в ограничениях экспорта сырья отпала и экспортные квоты в основном, а также институт спецэкспортеров были отменены.
В настоящее время экспортные квоты применяются в ограниченных случаях, главным образом тогда, когда Россия, в соответствии с международными соглашениями, берет на себя обязанность ограничить вывоз определенных товаров. Такие соглашения могут носить многосторонний или двусторонний характер.
Импортные квоты в настоящее время в России, как правило, не применяются, за небольшими исключениями. Например, впервой половине 1998 г. вводились импортные квоты на ввоз в Россию ковровых изделий из ЕС, но после нахождения компромисса с Комиссией ЕС по вопросу ввоза текстильных изделий из России в страны ЕС они были отменены.
Лицензирование, предполагающее получение экспортером или импортером специального разрешения — лицензии на осуществление внешнеторговой сделки с соответствующим товаром, применяется для контроля за соблюдением экспортных или импортных квот, если они установлены, а также за торговлей специфическими товарами. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование используется в экологических целях для сохранения редких видов животного и растительного мира. Так, лицензионный контроль установлен за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения и некоторых других товаров и услуг.
Частью нетарифных барьеров являются так называемые паратарифные барьеры, в частности таможенная и административная процедура при импорте, система и процедура оценки импортных товаров, различия в тарифной классификации и документации, количество таможенных постов и закрытие некоторых из них с точки зрения ограничения импорта и др. Хотя в документах ВТО этим вопросам уделяется много внимания в целях ограничения применения этих барьеров, они сохраняются во многих странах и в какой-то мере используются в России.
Еще одна группа нетарифных барьеров связана со стандартами, в том числе с техническими стандартами, нормами упаковки и маркировки, стандартами, связанными с охраной окружающей среды, и т.д. В условиях подготовки России к вступлению в ВТО в 2002 г. был принят Закон «О техническом регулировании», который внес изменения в действующую систему стандартов, сертификации и оценки подтверждения соответствия. Уточнен порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации и подлежащих контролю с точки зрения обеспечения безопасности при их потреблении или эксплуатации.
К этим формам регулирования относится также контроль за соблюдением при импорте товаров фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов и требований, установленных в России.
К нетарифным барьерам в международной практике относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, административные и статистические сборы, государственное участие в торговле.
Международное движение капитала
Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания, хотя и не только для этого.
Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса:
1. Частная и государственная формы движения капитала.
Государственный (официальный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств или межправительственных организаций (займы, ссуды, гранты, финансовая помощь).
Частный капитал — это средства частных фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению руководящих органов этих организаций (инвестиции, торговые и межбанковские кредиты).
2. Денежная и товарная формы.
Вывозимый (ввозимый) капитал может выступать в форме денежных средств или в форме оборудования, патентов, технологий как вклада в уставный капитал создаваемой там фирмы. Кроме того, существуют международные товарные кредиты.
3. Краткосрочная и долгосрочная формы.
В краткосрочной форме обычно выступают межбанковские кредиты и депозиты банков на счетах за границей. К долгосрочной форме вывоза капитала обычно относят все виды инвестиций.
4. Ссудная и предпринимательская формы.
Капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход преимущественно в виде процента по вкладам, займам и кредитам. Предпринимательский капитал — это средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли.
По цели вложения предпринимательский капитал подразделяется на прямые и портфельные инвестиции.
Прямые инвестиции — это вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения.
Портфельные инвестиции — это вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования.
Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирмы, покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме, полностью покупают (поглощают) эту фирму. Такие фирмы называются зарубежными филиалами родительских компаний. Филиалы подразделяются на отделения, дочерние и ассоциированные компании. Отделение полностью (на 100%) принадлежит родительской фирме, не являясь полноценным юридическим лицом. Дочерняя компания регистрируется за рубежом как самостоятельная компания (то есть является юридическим лицом) с собственным балансом, но контроль над ней осуществляет родительская компания, обладающая основной частью паев (акций) или всем капиталом дочерней компании. Ассоциированная компания отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы, которой принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев).
С вопросом прямых инвестиций тесно связано образование международных корпораций (форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны (из страны своего базирования в принимающие страны). Международные корпорации бывают двух типов. Транснациональные корпорации (ТНК) — это корпорации, в которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам. Многонациональные корпорации (МНК) — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталам двух и более стран.
Валютные отношения
Существует три взаимно дополняющих друг друга определения валюты:
1. Это денежная единица данной страны
2. Это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международных расчетах
3. Это международная денежная расчетная единица и платежное средство.
Экономические, политические, культурные связи между странами влекут за собой денежные отношения, связанные с оплатой полученных товаров и услуг. Они составляют содержание валютных отношений.
Валютные отношения включают повседневные связи между частными лицами, фирмами, банками с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Валютный механизм — это правовые нормы и институты, представляющие эти отношения на национальном и международном уровне.
В совокупности валютные отношения и валютный механизм представляют собой валютную систему, главная задача которой — эффективное осуществление платежей за импорт-экспорт товаров, капитала, услуг; создание благоприятных условий для развития производства и международного разделения труда.
Конвертируемость (обратимость) валюты — это возможность обмена валюты данной страны на валюты других стран по действующему курсу. Степень конвертабельности валюты обратно пропорциональна объему и жесткости действующих в стране валютных ограничений, под которыми понимают действия официальных инстанций, сужающие возможности валютного обмена, повышают его издержки и ведут к задержкам в валютном обмене и платежах по международным сделкам.
С точки зрения конвертируемости все валюты делятся на свободно конвертируемые (отсутствие каких-либо законодательных ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций как для резидентов, так и для нерезидентов), частично конвертируемые (существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок) и неконвертируемые, или замкнутые (ограничения практически по всем видам операций).
Валютный курспредставляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны или в международных счетных единицах. Эта категория отражает взаимодействие национальной и мировой экономики.
Необходимость валютного курса обусловлена необходимостью в обмене иностранных валют на национальные при экспорте, поступлении в страну кредитов, доходов в иностранной валюте. Равным образом валютный курс нужен при обмене национальной валюты на иностранную для оплаты импорта, предоставления международных кредитов, перевода прибыли за границу.
Определение курсов валют называется котировкой. Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте. При косвенной котировке за единицу принимается национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц (применяется в Великобритании и с 1978 г. в США).
Ведущая роль в котировке валют принадлежит немногим крупнейшим банкам, которые могут диктовать другим банкам свою валютную политику. Котировка осуществляется преимущественно в доллару, а на основе курсов валют по отношению к доллару осуществляется их котировка между собой. Курс валюты, полученный расчетным путем из курсов двух валют к третьей, называется кросс-курсом
Валютные курсы делятся на гибкие и фиксированные.
Фиксированный валютный курс предполагает наличие зарегистрированных паритетов и поддерживается государственными валютными органами. Это могут быть реально фиксированные курсы (опираются на монетный паритет) и договорные фиксированные курсы (опираются на согласованный эталон, по которому регистрируется паритет. В качестве эталона выступает одна или несколько валют, либо условно установленная официальная цена золота, либо сочетание валют и золота)
Гибкие валютные курсы — это система, при которой у валюты нет официально зарегистрированных паритетов. В свою очередь делятся на плавающие или свободно колеблющиеся (изменяются в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынках) и колеблющиеся (изменяются в зависимости от спроса и предложения, но корректируются Центробанком для сглаживания резких колебаний).
На формирование валютных курсов влияет:
1. Покупательная способность денежной единицы и темпы инфляции
2. Состояние платежного баланса страны
3. Деятельность валютных рынков
4. Степень доверия к валюте на мировых валютных рынках
5. Государственное регулирование валютного курса
Различают номинальный и реальный валютный курс.
Номинальный валютный курс — это цена иностранной валюты, выраженная в национальной валюте.
Реальный валютный курс — это соотношение цен на товары за рубежом и в данной стране, выраженных в одной валюте (относительная цена товаров, произведенных в двух странах). Реальный валютный курс определяется как отношение уровня цен за рубежом, умноженного на номинальный валютный курс, к уровню внутренних цен в национальной валюте.
Паритет покупательной способности (ППС) – валютный курс, рассчитываемый на основе сопоставления стоимости стандартного набора товаров и услуг в данной стране по сравнению со стоимостью этого набора в другой стране в ее национальной валюте.
Сопоставимый уровень цен – отношение ППС к номинальному валютному курсу; чем меньше этот показатель, тем более «дешевой» является страна для иностранных туристов
Торговый и платежный баланс
Платежный баланс — это «статистический отчет за определенный период, показывающий: 1) операции с товарами, услугами и доходами, совершенные какой-либо страной с остальным миром; 2) смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному; 3) односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимые для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются» (определение МВФ)
В платежном балансе можно выделить три основных части:
1. Текущие операции
2. Движение капиталов
3. Балансирующие операции (изменение резервов)
Баланс текущих операций (торговый баланс) представляет собой разницу между 1) экспортом (+) и импортом (-) товаров и услуг; 2) доходами от инвестиций за рубежом (+) и доходами иностранных инвесторов, полученными в данной стране (-); 3) трансфертными платежами, полученными гражданами страны от иностранцев (+) и выплаченными иностранцам (-); 4) приобретениями иностранцев в данной стране (+) и приобретениями граждан страны за рубежом (-). Знаком «+» обозначены притоки валюты в страну, знаком «– » — оттоки. Если сумма притоков превышает сумму оттоков, то речь идет о положительном сальдо торгового баланса или об активном торговом балансе. Если оттоки превышают притоки, то сальдо торгового баланса отрицательно, а сам торговый баланс является пассивным.
Баланс движения капиталов включает в себя притоки и оттоки прямых и портфельных инвестиций и миграции краткосрочного капитала. Если притоки инвестиций превышают оттоки, то сальдо баланса движения капиталов положительно, в противном случае — отрицательно.
Балансирующие статьи связаны с использованием средств МВФ для покрытия дефицита балансов текущих операций и движения капиталов, либо с переоценкой и движением резервов в ту или иную сторону в зависимости от состояния платежного баланса.