Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений
Критерии оценивания компетенций | Типовые контрольные задания |
Владения: современными методами сбора, обработки, анализа информации, необходимой для эффективного управления; методами и приемами анализа управленческих явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей менеджмента; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. | 1. Кто из этих ученых был основоположником менеджмента? а) Роберт Годдард б) Бенджамен Франклин в) Фредерик Уинслоу Тейлор г) Александер Грейам Белл 2. Какой ученый является сторонником школы научного управления (конец XIX – начало XX вв) а) Элизабет Роузмонд Тейлор б) Тейлор Элисон Свифт в) Фредерик Уинслоу Тейлор г) Все вышеперечисленные 3. Что выступает основой рыночных отношений, когда возникает капиталистический рынок? а) конкурентоспособность б) экономическая свобода в) спрос и предложение г) всё вышеперечисленное |
Умения: выявлять проблемы, препятствующие достижению целей организации, предлагать эффективные способы их решения в условиях неопределенности и риска; анализировать факторы внешней и внутренней среды и оценивать степень их воздействия на деятельность предприятий; осуществлять мероприятия по реализации основных функций менеджмента на предприятии (планирование, организация, мотивация и контроль); управлять конфликтами, стрессами, изменениями в организации и оценивать эффективность управления; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; использовать международный и российский опыт управленческой деятельности. | 1. Какова природа управления? Сравните позиции разных теоретиков по этому вопросу. 2. Как повлияло развитие рыночных отношений на возникновение менеджмента? 3. Какими были условия развития менеджмента в эпоху массового производства, массового сбыта и постиндустриальную? 4. Охарактеризуйте особенности школы научного управления. 5. В чем принципиальное различие во взглядах представителей административной и научной школ? 6. Каков вклад ученых, представителей административной школы в развитие менеджмента? 7. Охарактеризуйте сущность и значение поведенческой школы управления. |
Знания: основные понятия, категории и инструменты менеджмента; сущность, содержание, функции и методы управления; особенности ведущих школ и направлений управленческих наук; основы общего управления организацией: структуры, функции, процессы взаимодействия; закономерности функционирования системы менеджмента на различных уровнях; основные особенности российского менеджмента, его институциональную структуру. | o 1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. o 2.Этапы развития менеджмента. Подходы к управлению. o 3. Виды и уровни управления. o 4. Содержание менеджмента и его особенности. Объект и субъект управления, их взаимодействие. o 5. Функциональные особенности и роль менеджера в управлении. o 6. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. o 7. Школа научного управления. Основные принципы школы научного управления. |
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1.Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
2.Этапы и школы в истории менеджмента.
3.Школа научного менеджмента, административная школа управления, школа человеческих отношений, теория количественных методов менеджмента, математическая школа.
4. Процессный, системный, ситуационный подходы к управлению.
5. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
6.Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
7.Управление социальными экономическими системами.
8.Принципы и методы управления.
9.Модели менеджмента: особенности и основные черты японской, американской, европейской моделей менеджмента.
10.Становление и развитие российской системы менеджмента.
11.Классификация организаций.
12.Внутренняя среда организаций.
13.Внешняя среда организаций. Факторы прямого и косвенного воздействия. 14.Внешнеэкономические связи организаций.
15.Миссия и цели организаций. Свойства и виды целей.
16.Содержание и значение метода управления по целям.
17. Понятие, характеристика и уровни организационной культуры.
18.Элементное обеспечение и механизм формирования организационной культуры.
19.Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организаций.
20.Характеристика организаций финансово-кредитной сферы.
21.Специфика построения целей финансово-кредитных организаций.
22.Особенности формирования организационной культуры в организациях финансово-кредитной сферы.
23.Планирование как функция менеджмента.
24. Виды планирования.
25.Методы и организационные формы планирования.
26.Стратегическое планирование и управление.
27.Бизнес-планирование.
28.Прогнозирование в социально-экономических системах.
29. Организационные отношения в системе менеджмента.
30. Делегирование. Централизация и децентрализация управления.
31. Элементы организационной структуры управления и принципы ее построения.
32.Типы организационных структур управления.
33.Координация в деятельности организации.
34.Мотивация и ее роль в менеджменте.
35.Содержательные и процессуальные теории мотивации.
36.Сущность и задачи контроля в системе контроля.
37.Составляющие процесса контроля и уровни его применения.
38. Виды контроля. Этапы контроля.
39.Методы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на выбор типа организационных структур.
40. Развитие теории и практики мотивации в современных условиях.
41. Характеристики эффективного контроля.
42. Особенности реализации функций менеджмента в финансово-кредитных организациях.
43. Понятие «управленческое решение». Виды управленческих решений.
44. Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений.
45. Основные этапы процесса подготовки управленческих решений.
46. Подходы к разработке и принятию управленческих решений.
47. Принятие решений в условия х риска и не определенности.
48. Индивидуальные стили принятия решений. Эффективные управленческие решения.
49. Перспективные формы и методы разработки и принятия решений в организациях финансово-кредитной сферы.
50. Групповые процессы в системе менеджмента.
51. Формальные и неформальные группы.
52. Взаимодействие человека и группы.
53. Формирование эффективных рабочих групп.
54. Внутриорганизационные конфликты. Типы конфликтов.
55. Управление стрессами и конфликтами в организациях.
56. Командообразование: понятие, основные характеристики и особенности формирования команд.
57. Лидерство и стили управления.
58. Теория лидерских качеств. Теория лидерского поведения.
59. Концепции ситуационного лидерства.
60. Современные концепции лидерства.
61.Руководство: власть и партнерство. Формы власти.
62. Авторитет и личное влияние менеджера. Эффективность управления.
63. Информация как основа коммуникационного процесса.
64. Информация в системе управления.
65.Этапы и содержание коммуникационного процесса.
66. Формы и средства коммуникаций в организациях.
67. Стили коммуникаций и роли ее участников.
68. Особенности восприятия в процессе коммуникаций. Препятствия обмену информацией.
69. Управление коммуникациями в организациях.
70. Деловое общение. Специфика деловых коммуникаций и этика менеджмента в финансово-кредитных организациях.
71. Искусство ведения деловых бесед и переговоров. Этика менеджмента.
72. Стратегическое управление организацией.
73. Разработка корпоративной стратегии. Реализация стратегии.
74. Управление инновациями. Сущность и виды инноваций.
75. Управление процессными нововведениями.
76. Управление проектами.
77. Преодоление сопротивления изменениям.
78.Совершенствование бизнес-процессов.
79. Реинжиниринг бизнес-процессов. Условия успешного реинжиниринга.
80. Управление качеством.
81. Управление развитием финансово-кредитных организаций.