Иды классификации гостиниц. Их виды и критерии.

лассификация и ее роль в гостиничной деятельности

Классификация гостиниц - это определение соответствия конкретной гостиницы и номеров критериям или стандартам обслуживания. Принятая в каждой стране классификация содержит категорию разрядности, что является качественным параметром стандарта. Разрядность гостиницы влияет на его престиж, формирование клиентуры, стоимость гостиничных услуг и т. д.[2]

Проблемы разработки и введения единой международной классификации гостиниц - одна из сложнейших в туристической отрасли. Во многих странах Европы распространена звездная система классификации гостиниц. Но проблема в том, что у каждой страны свои стандарты на категоризацию гостиниц. Также в большинстве стран прохождение классификации не является необходимой, что создает преграду и сложность для туристов при выборе отеля. В разных странах даже гостиницы с одинаковым количеством «звезд» могут отличаться уровнем сервиса, комфортности номеров, местоположение и т.д.

Сегодня в мире работает около тридцати разнообразных систем классификации гостиниц. Даже в отдельных странах классификация гостиниц далека от однозначности.

Существуют главные критерии классификации гостиниц по уровню комфорта, которые можно объединить в две группы:

1. Статические показатели комфорта, определяющиеся на этапе проектирования и возведения сооружения гостиницы и зависящие от архитектурно-планировочных особенностей здания, площади помещений и функционального состава, их технического оснащение. Эти показатели в течение многих лет не меняются и являются основой для оценки уровня комфортности гостиницы.

2. Динамические показатели комфорта, определяющиеся на этапе эксплуатации отеля: характеристики санитарного состояния помещений, качество ассортимент процесса предоставления услуг, квалификация и профессиональные навыки персонала, культура общения и т.п. Эти показатели можно улучшать со временем.[3]

Так, уровень комфорта - это комплексный критерий, в который входят:

—состояние номерного фонда;

—состояние мебели, предметов санитарно-гигиенического назначения инвентаря и др.;

—наличие и состояние предприятий питания: ресторанов, кафе, баров;

—состояние здания, подъездных путей, обустройство территории, прилегающей к гостинице;

—информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, холодильников, телевизоров, мини-баров, сейфов др.;

—обеспечение возможности предоставления дополнительных платных и бесплатных услуг.

Практически во всех существующих на сегодня систем классификации гостиниц оцениваются критерии указанные выше. Кроме них, существует ряд требований к персоналу и уровню его подготовки: образования, квалификации, возраста, состояния здоровья, знания иностранных языков, внешнему виду и т.д.

Цели классификации сосредоточены на предоставлении потребителям необходимой и достоверной информации, повышение конкурентоспособности туристских услуг, а также приоритетности средства размещения в заключении долгосрочных контрактов с партнерами и выход на международный рынок реализации услуг.

Классификация гостиниц определяет место на рынке гостиничных услуг гостиницы, облегчает возможность клиентам и специалистам-профессионалам получить сведения о наборе гарантированных услуг, которые могут быть оказаны гостиницей определенного класса. Гостиницы классифицируются на основании прохождения аттестации, которая может проводиться как на национальном, так и на международном уровне.

иды классификации гостиниц. Их виды и критерии.

Гостиницы различают по следующим критериям:

Вместимость номерного фонда - это число мест (номеров), которое может быть предложено клиентам одновременно. В каждой стране существует свой подход к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц в зависимости от исторических и социально-экономических особенностей развития. Многие страны придерживаются следующих подходов к классификации

1) по вместимости, при котором:

—мини (5-10 номеров);

—малые (100-150 номеров);

—средние (от 150 до 300 номеров);

—большие (от 300 до 600-1000 номеров);

—мегаотели (более 1000 номеров).

2) Функциональное назначение:

Целевые гостиницы, которые включают:

—деловые гостиницы;

—курорт, отдых (пансионаты и курортные гостиницы, дома отдыха, туристско-спортивные гостиницы);

—отели при казино;

—отели SPA. Отели, предлагающие своим постояльцам огромный выбор различных оздоровительных программ и действий;

—транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки;

—мотели - одноэтажные или двухэтажные сооружения, расположенные у автомагистралей в пригороде;

—гостиницы для постоянного проживания;[4]

Уровень комфорта:

—фешенебельные отели расположены в центре города в крупнейших столицах мира, чаще всего в исторически значимых зданиях, которые являются памятниками архитектуры. Этот сегмент отличают дорогие интерьеры, созданные с помощью натуральных и дорогих материалов, при участии известных дизайнеров;

—полносервисные отели 5 звезд - отели с четко выраженной направленностью коммерческой деятельности, ориентированные на индивидуальных бизнес-туристов. Располагаются близко к крупным деловым центрам. Инфраструктура таких гостиниц включает бары, рестораны, конференц-залы, фитнес-центр и бассейн, магазин с предметами первой необходимости и сувенирной продукцией. Такие отель имеют широкий спектр услуг: круглосуточное ресторанное обслуживание в номере, услуги консьержа и парковщика, бизнес-центр, чистку обуви и ежедневные газеты, трансфер до и из аэропорта, кофеварку и пресс для одежды в каждом номере, срочную стирку и химчистку, а также услуги такси и прокат машин. Также беспроводный Интернет во всех публичных помещениях и доступ в Интернет из каждого номера;

—полносервисные отели 4 звезды. Данный сегмент характеризуется сокращенным набором услуг, востребованы бизнес-туристами, которым не требуется весь спектр услуг, предоставляемых в полносервисных пятизвездоных отелях;

—полносервисные отели сокращенного типа;

—отели сокращенного сервиса можно разделить на три подгруппы: четырехзвездные отели сокращенного сервиса, экономичные трехзвездные с завтраком (без ресторана) и бюджетные. У трехзвездных отелей размер номеров меньше относительно бюджетных, также сокращен перечень сопутствующих услуг. Владельцы таких отелей акцентируют внимание на ночлеге туристов, а не на их питании. Такой прием позволяет уменьшить стоимость номера на 30% по сравнению с полносервисными отелями.

3) Месторасположение:

—центр города. Гостиницы, расположенные в центре города, ориентированы в основном на корпоративные мероприятия и бизнес-туриста. Такой отель должен иметь собственную парковку или подземный гараж. Если они отсутствуют, арендуются места в подземных гаражах, расположенных недалеко от отеля;

—пригород. Благодаря более низким ценам на строительство, с гостиницами, расположенными в городе, пригородные отели могут позволить себе поэкспериментировать с архитектурой — шоссе, магистрали. Основной клиентурой отелей, расположенных рядом с шоссе или крупной магистралью, являются бизнес-туристы или туристы-путешественники. Доступность, удобный подъезд, видимость с магистрали – все это необходимо для нормального функционирования подобных отелей. Инфраструктура в таких отелях небогата. На наполняемость такого отеля могут влиять несколько факторов – стоимость топлива, новые технологии в автомобилестроении, введение нового скоростного маршрута по данному направлению;

—аэропорт. Такие отели расположенные недалеко от аэропорта или на его территории, ориентируются на туристов, целью поездки которых является бизнес. Также они также принимают категорию гостей, имеющих отношение к авиакомпаниям.

—деловые и выставочные центры. Гостиницы, расположенные рядом с деловыми центрами рассчитаны на гостей, которые приезжают в центр на определенные мероприятия. Они предлагают выбор баров и ресторанов, дополнительные конференц-залы и переговорные, а также условия для отдыха;

—отели в составе многофункциональных комплексов;

—курорты.

4) Продолжительность работы:

—односезонные.

—работающие два сезона;

—работающие круглогодично;

5) Длительность пребывания:

—для длительного пребывания туристов;

—для кратковременного пребывания туристов.

6) Уровень цен. По уровню цен, которые установлены на основные платные услуги в номерном фонде, гостиницы делятся на бюджетные, эконом, средние, первоклассные, фешенебельные.

7) Вид собственности:

—государственные;

—муниципальные;

—акционерные;

—ведомственные;

—общественные объединения;

—частные предприятия;

—совместные предприятия и т.д.

8) Обеспечение питанием:

—полный пансион (размещение + трехразовое питание);

—полупансион (завтрак и ужин);

—только завтрак;

— без питания.[5]

Больше всего распространены следующие системы мировых классификаций:

1. Система звезд – европейская система классификации, построенная на французской национальной системе классификации, суть которой в делении гостиницы на категории по одной из пяти звезд. Количество звезд зависит от уровня комфорта, которым способна гостиница предоставить своим клиентам. Эта система применяется в Китае, Венгрии, Франции, Бразилии Австрии, Египте, России и других стран.

Однозвездный отель. Расположены такие гостиницы обычно на окраине, или рядом с центром. Чаще всего, это маленький отель, обслуживаемый одной семьей. Вход после часа ночи запрещен, питание предполагается. В маленьком номере - две кровати, тумбочка и стул.

Двузвездный отель. В таком номере обычно присутствует кровать, стул, стол, может быть, раковина. Иногда уровень двух звезд подразумевает наличие таких удобств, как душ и телевизор, и платный от него пульт. Завтрак обычно есть. На вход в ночное время ограничений нет.

Трехзвездный отель. Наиболее распространенная в мире разновидность гостиниц. В номере отеля должны быть все необходимые удобства: телевизор, телефон, мини-бар. Номера бывают одноместные и двухместные как с большой одной кроватью, так и с раздельными двумя. Есть трехместные номера для родителей с ребенком: обычно это двухместный номер с раскладывающимся диваном или с дополнительной кроватью или.

Четырехзвездный отель. Гостиница с высоким уровнем сервиса, рассчитанная на людей со средним и выше среднего по европейским стандартам достатком. Такой отель может располагаться в центре города или на первой линии пляжа. Должна обязательно быть охраняемая автостоянка. Как правило, в таких гостиницах много дополнительных бесплатных услуг, возможность пользоваться тренажерными залами, кортами, бассейнами и различными представлениями, устраиваемыми отелем.

Пятизвездный отель – самый высокий уровень обслуживания и комфорта. В таких отелях есть несколько ресторанов (с европейской и национальной кухней), баров, магазины и ночной клуб, парикмахерские и прачечные, фитнес и бизнес центры, бассейны и косметические кабинеты. Самый скромный номер в пятизвездной гостинице - одноместный с одной двуспальной кроватью. Для деловых людей в некоторых пятизвездных отелях есть бизнес номера - с компьютером, факсом, многоканальной телефонной связью, и комнатой для переговоров. В любом номере пятизвездного отеля должен быть полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы роскоши, облегчающие быт.

2. Система корон. Данная система распространена в Великобритании. Переводить систему корон в систему звезд нужно путем вычитания из общего количества корон одной короны, т.е. корона на одну единицу выше в сравнении с общеевропейской звездой.

3. Система категорий используется в Испании и Италии. Отели делятся на три категории: первую категорию можно условно отнести к 4 звездам (по европейской системе); вторую – к 3 звездам, третью – к 2 звездам. Существует последовательность средств размещения по категориям:

¾ гостиницы – пяти категорий от 1 до 5 звезд;

¾ дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и др.

¾ от 1 до 4 звезд;

¾ постоялые дворы – от 1 до 3 звезд;

¾ пансионы – трех категорий.

4. Система букв. Используется в Греции, в соответствии с этой системе все отели разделены на четыре категории: A, B, C, D. Высшая категория гостиниц обозначается de luxe и отвечает пятой категории звездности, гостиницы категории A – 4 звезды, B – 3 звезды, C – 2 звезды, D – уровню гостиницы «одна звезда».[6]

Краткие выводы: таким образом, гостиницы классифицируются по многим признакам и критериям, а именно: по вместимости, функциональному назначению, месторасположению, комфортности и т.п.

Классификация необходима для порядка предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии Объекта туристской индустрии категории, предусмотренной настоящим Порядком классификации. Она имеет большое значение при поиске подходящей гостиницы клиентом, также не меньшее значение имеет для владельца гостиницы, так как, выявляя нужный сегмент, на который будет ориентироваться гостиница, он может решить, в какую классификацию попасть, чтобы получить необходимый поток клиентов, а соответственно и прибыль.

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Наши рекомендации