Тема 11. Финансовые ресурсы, доходы и прибыль организации
1. Показатели состава и объема продукции предприятия
Ассортимент продукции – это количество наименований производимой продукции. Выделяют три вида ассортимента: 1) групповой; 2) видовой; 3) внутривидовой. Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
Параллельно с определением товарной номенклатуры и ассортимента необходимо определяют объем выпуска и реализации продукции. При этом используют следующие понятия: 1) валовая продукция; 2) товарная продукция; 3) реализованная продукция.
Валовая продукция – это весь объем продукции, произведенной предприятием за определенный период, безотносительно к степени завершения.. Включает в себя следующие элементы: а) товарная продукция; б) изменение остатков незавершенного производства; в) изменение в стоимости полуфабрикатов; г) изменение в стоимости инструмента собственного производства.
Товарная продукция – это стоимость всей продукции, произведенной предприятием и предназначенной для реализации на сторону или для собственных нужд.
Реализованная продукция – это объем товарной продукции, отпущенной за пределы предприятия и оплаченной потребителем.
2. Финансовые ресурсы организации. Доходы и прибыль: сущность, функции и виды
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества, а также путем привлечения внешних источников финансирования.
Движение денежных потоков и формирование финансовых ресурсов предприятия можно представить следующим образом: 1) субсидии и субвенции образуют средства целевого финансирования; 2) средства целевого финансирования, взносы и пожертвования образуют в совокупности статью доходов «прочие взносы юридических и физических лиц»; 3) резервный капитал, добавочный капитал и накопленная прибыль образуют фонды, накопленные предприятием; 4) прочие взносы юридических и физических лиц, фонды, накопленные предприятием, и уставный капитал образуют собственный капитал предприятия; 5) собственный капитал и долгосрочные кредиты и займы формируют долгосрочные обязательства предприятия; 6) краткосрочные обязательства предприятия формируются за счет кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов и займов; 7) в совокупности долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства образуют финансовые ресурсы предприятия; 8) финансовые ресурсы расходуются на возврат кредитов и выплату по ним процентов, выплату налогов и других обязательных платежей, выплату дивидендов и доходов собственникам; 9) также финансовые ресурсы используются для содержания непроизводственной сферы, финансирования инвестиционной деятельности (основные фонды) и финансирования текущей деятельности (оборотные средства, фонд оплаты труда и пр.); 10) инвестиционная и текущая деятельность предприятия в совокупности составляют производственный процесс, в ходе которого предприятие производит продукцию; 11) средства от реализации готовой продукции формируют выручку, которая пополняет финансовые ресурсы предприятия.
Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов собственников имущества.
Виды доходов: доходы от обычных видов деятельности; прочие (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные).
Прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. Функции прибыли: 1) характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; 2) является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3) является источником формирования доходной части бюджетов различных уровней; 4) стимулирует производственную и предпринимательскую активность.
Виды прибыли: 1) валовая прибыль; 2) прибыль (убыток) от продаж; 3) прибыль (убыток) до налогообложения; 4) чистая прибыль (нераспределенная прибыль/убыток отчетного периода).
Методика определения показателей прибыли предприятия: 1) валовая прибыль = выручка от продажи продукции (работ, услуг) за вычетом НДС и др. платежей – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); 2) прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы; 3) прибыль до налогообложения = прибыль от продаж + прочие доходы - прочие расходы; 4) чистая прибыль = прибыль до налогообложения – налог на прибыль и иные обязательные платежи.
3. Рентабельность: понятие и показатели
Рентабельность – это относительный качественный показатель эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.
Показатели рентабельности:
1) рентабельность предприятия:
R= ;
2) рентабельность производственного авансированного капитала:
R= ;
3) рентабельность производственной деятельности:
R= ;
4) рентабельность производства:
R = ;
5) рентабельность продаж:
R = ;
6) рентабельность продукции (или рентабельность реализации):
R = ;
7) норма прибыли:
R = ;
8) чистая норма прибыли:
R = ;
9) рентабельность активов предприятия (или рентабельность имущества):
R = ;
10) экономическая рентабельность:
R = ,
где экономическая прибыль = прибыль от продаж ± сальдо доходов и расходов от прочих операционных и внереализационных операций;
11) рентабельность внеоборотных активов:
R = ;
12) рентабельность оборотных активов:
R = ;
13) рентабельность собственного капитала (или финансовая рентабельность):
R = ;
Взаимосвязь экономической и финансовой рентабельности находит свое выражение в эффекте финансового рычага.
14) рентабельность инвестиций:
R = .
Рентабельность активов – важнейший показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике), с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Норма рентабельности составляет примерно 18-20%. Если средняя норма рентабельности активов – это регулятор межотраслевой конкуренции, то средняя рентабельность продаж – это регулятор внутриотраслевой конкуренции.
4. Методы планирования прибыли. Порядок распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм
Планирование прибыли осуществляется раздельно по всем видам деятельности предприятия. Объектом планирования являются элементы прибыли до налогообложения. При этом особое внимание уделяется планированию прибыли от продаж. Методы планирования прибыли предприятия: 1) метод прямого счета; 2) анализ лимита рентабельности; 3) прогноз рентабельности; 4) метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли; 5) анализ перекрытия ликвидности; 6) аналитический метод; 7) нормативный метод; 8) метод экстраполяции.
Основные направления использования прибыли предприятия: отчисления в резервный капитал; образование фондов; отвлечение на благотворительные и другие цели; выплата дивидендов (в акционерных обществах).
Распределение прибыли полного товарищества: 1)из полученной прибыли до налогообложения, прежде всего, выплачивается в бюджет налог на прибыль; 2) чистая прибыль полного товарищества распределяется по основным направлениям; 3) далее прибыль распределяется между учредителями.
Распределение прибыли коммандитного товарищества: 1) выплачиваетсяналог на прибыль; 2) затем часть прибыли направляется коммандитистам в доле, соответствующей их вкладу в капитал товарищества; 3) часть прибыли расходуется на развитие товарищества; 4) остаток прибыли распределяется между полными товарищами.
Распределение прибыли общества с ограниченной ответственностью 1) выплачивается налог на прибыль; 2)часть прибыли направляется на развитие предприятия и материальное поощрение работников; 3) по окончании финансового года каждому пайщику выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставный капитал.
Распределение прибыли в акционерном обществе:1)общая сумма прибыли до налогообложения подразделяется на прибыль, не облагаемую налогом и прибыль, облагаемую налогом; 2) из прибыли, облагаемой налогом, уплачивается налог на прибыль; 3) чистая прибыль АО используется по трем направлениям (резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления); 4) из фонда потребления АО осуществляются выплаты на социальные нужды, благотворительные цели, тантьема, проценты по облигациям, дивиденды по привилегированным акциям, дивиденды по обыкновенным акциям и пр.
Распределение прибыли унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.Государством не регламентируется распределение прибыли после уплаты соответствующих налогов и перечисления части прибыли в доход бюджета (уставом определяется размер прибыли, перечисляемой в бюджет).
Распределение прибыли унитарного предприятия на праве оперативного управления (казенное предприятие).Порядок распределения прибыли регулируется Типовым уставом казенного предприятия и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных предприятий, утверждаемыми Правительством РФ.
5. Сущность, методы и инструменты государственного регулирования деятельности предприятий
Современная концепция государственного регулирования базируется на следующих принципах: принцип протекционизма; принцип сочетания экономических и социальных целей; принцип сочетания индикативности и директивности; принцип программного регулирования; принцип стабилизации рынка; принцип поддержания эквивалентности обмена между различными отраслями экономики; принцип учета региональных условий и отраслевых особенностей.
Методы госрегулирования: административный; экономический; метод косвенного воздействия государства на экономическую деятельность; программно-индикативный.
Функции госрегулирования: правовая; стабилизационная; регулирующая; административно-хозяйственная; научно-кадровая; контрольная.
Для осуществления указанных функцийформируются механизмы, составляющие следующие блоки единой системы государственного регулирования экономики: механизм правового обеспечения социально-экономических процессов; механизм слежения, мониторинга и контроля; механизм разработки стратегий, прогнозов; механизм стабилизации; механизм экономического регулирования и финансовой поддержки; механизм научного и кадрового обеспечения; механизм управления государственными предприятиями и государственной собственностью.
Инструменты:законы, законодательные, нормативные акты; дотации, компенсации, субсидии; госзаказы, квоты; товарные, закупочные интервенции, залоговые операции; бюджетное финансирование, бюджетные ссуды; льготное налогообложение; таможенные пошлины; льготное кредитование и страхование; ускоренная амортизация.
Формы госрегулирования: административно-правовая; рыночная; организационно-экономическая; финансово-экономическая; социально-экономическая; эколого-экономическая.
Уровни госрегулирования: федеральный уровень; региональный уровень; местный уровень.