Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций

Тектология – “наука о строительстве“ предприятий нового типа

В основе тектологии лежат понятия формирования и регулирования динамических комплексов (систем). Богданов вводит три типа комплексов: организованные, дезорганизованные, нейтральные и, утверждая, что эта таксономия зависит от наблюдателя и контекста, по сути, формулирует принцип относительности в теории организаций.

Система (или комплекс) у Богданова не просто множество или вектор составляющих с определенными отношениями между ними (как у Л.Берталанфи,
А.Холла, У.Черчмена и др.). Его комплекс есть процесс или поток независимых процессов производства составляющих, связанных циклами развития и деградации. При этом проводится четкое различие между организацией и структурой.

Под организацией понимается сеть процессов производства ее составляющих, а структура есть особый пространственно-временной образ
(паттерн) произведенных составляющих. Процессуальный взгляд на организацию сложных систем, предполагающий все большую полноту функционального использования их свойств и структур, можно считать краеугольным камнем реинжиниринга.

Таким образом, Богданов хорошо осознавал, что понятие организации выражает двойственность некоторого действия и его результата. Организация рассматривается им не как конечное состояние, нечто застывшее, а как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия. Его ведущую мысль о том, что непрерывные организационные изменения подчиняются определенным объективным законам, можно напрямую соотнести с современными взглядами на построение предприятий как на инженерную деятельность.

В отличие от Ф.Тейлора, рассматривавшего организационную систему как замкнутую и находящуюся в неизменном окружении, Богданов подчеркивал, что “только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы”. В русле представлений об открытых системах внешняя среда видится как одна из главных детерминант организации, а также как источник неопределенности. Система у Богданова не просто взаимодействует со средой, но будучи структурно связанной с ней адаптируется к изменениям и коэволюционирует со средой. Современные концепции посттейлоровских предприятий, предусматривающих полное удовлетворение потребностей клиента (в частности гибкие предприятия – agile enterprises – с максимально быстрой реакцией на изменения конъюнктуры рынка), сегодняшние представления об "общей судьбе" предприятия и поставщиков, предприятия и подрядчиков, прогнозы О.Тоффлера о появлении класса "произвотребителей" (prosumers)8, т.е. потребителей, активно участвующих в производстве предметов потребления, по сути, конкретизируют давние идеи Богданова.

Для описания важных закономерностей функционирования организаций Богданов ввел понятия динамического равновесия, прогрессивного и консервативного отбора, регулятора и бирегулятора. Прогрессивный отбор, лежащий в основе возникновения, роста и развития системы, включает механизмы положительного и отрицательного отбора. В случае положительного отбора в системе увеличивается неоднородность компонентов и количество внутренних связей и, таким образом, повышается ее сложность и степень автономии частей.

Тезис Богданова о положительном отборе как средстве повышения автономности и функциональной целостности организации предвосхищает современные идеи многоплановой и многофункциональной работы на базе многоцелевых технологий. Эти принципы лежат в основе концепции автономной междисциплинарной рабочей группы – системной единицы предприятия нового типа; успешное формирование подобных единиц – один из важнейших результатов реинжиниринга.

Положительный отбор обычно повышает не только эффективность организации (например, среднюю производительность труда), но и ее неустойчивость. Поэтому необходимы меры, которые ослабляют его действие и охватываются термином “отрицательный отбор”. При отрицательном отборе повышается порядок и однородность, возрастает уровень централизации и координации отдельных действий. Отрицательный отбор повышает структурную целостность и устойчивость системы, но одновременно снижает ее функциональную эффективность.

Направленность отбора, от которого зависит возникновение форм организации, относительно стабильна в неизменной среде; наоборот, в быстро изменяющейся среде отбор идет то в одном, то в другом направлении.
Современными примерами положительного отбора служат стандартизация и кооперирование отдельных предприятий. Примерами отрицательного отбора в контексте стратегий “разработки, ориентированной на наиболее полное удовлетворение требований клиента” (например таких, как ”проектирование, обеспечивающее высокое качество” – design for quality – или “проектирование для производства” – design for manufacturing), является уменьшение числа деталей, упрощение их соединений и процедур сборки.

Очевидно, что механизмы структурной селекции тесно связаны с определением рациональной меры децентрализации–централизации системы.
Централизация ускоряет адаптацию и облегчает специализацию элементов системы. Но по мере развития централизации все труднее совершенствовать технологии и внедрять инновации. Поэтому надо установить некоторый уровень децентрализации, обеспечивающий большую защищенность системы (автономия способствует выживанию) и возможность продуктивного развития инициативы отдельных звеньев. При этом следует инициировать и поддерживать противоположные тенденции по отношению к классическому принципу специализации, а именно, идеи многофункциональности, процессы реинтеграции, ротации отдельных функций на предприятиях. Эти идеи Богданова об эффективном соотношении децентрализации и централизации, специализации и реинтеграции в организациях на 70-80 лет опередили свое время.

С именем Богданова связана также целенаправленная разработка организационных структур на основе предсказания будущих направлений их развития и в первую очередь развития в кризисных ситуациях. Его концепция " коллективной структуры ", способствующая стиранию граней между управляющими и работниками, может считаться прямой предшественницей посттейлоровских организаций. Чем сложнее организация, тем больше шансов у нее столкнуться в ходе развития с кризисной ситуацией, необходимостью структурной перестройки. Лишь в 70-е годы эти идеи заново сформулированы и конкретизированы в книгах Р.Акоффа, Дж.Гэлбрейта и др9.

В своих трудах Богданов четко сформулировал принципы автономного поведения и близко подошел к идеям современной теории автопоэзиса
(autopoiesis) и замкнутой круговой организации процессов10. Так, понятие автономии тесно связано у него с круговоротом, рекурсией и регенерацией.
Автономная система операционно замкнута, если ее организация характеризуется процессами, которые рекурсивно зависят друг от друга и образуют устойчивую структурную единицу в области гомеостазиса.

Сохранение и развитие целостности, индивидуальности системы обеспечиваются в автопоэтических процессах самообновления (self- production), когда гомеостатическая система при внешних возмущениях постоянно заменяет собственные составляющие. Иными словами, автопоэтическая организация означает образование сети самовоспроизводящихся и саморегулирующихся процессов.

Заключение

Многие ученые из разных отраслей наук на протяжении последнего столетия вносили свою лепту в Теорию организации. Их работы изменялись вместе со временем и эволюционировали вместе с обществом.

Существенный вклад в развитие организационной мысли внесли и русские ученые – А.А. Богданов/ М.М. Сперанский и др. С учением А. Файоля сходна теоретическая позиция Н.А. Витке, выделявшего административную, функцию управления, подчеркивающего, что «современный администратор – это, прежде всего, социальный техник или инженер – в зависимости от его положения в организационной системе, – строитель людских отношений. «Чем выше его положение в служебной иерархии, чем больше численный состав работников, объединяемых администратором, тем больше в его непосредственной работе выступает деятельность административная за счет материально-технической».

Основателем русской школы в области организационной науки, да и вообще в мировой науке, с большим основанием можно считать А.А. Богданова создавшего фундаментальный труд – «Тектология. Всеобщая организационная наука».

В своем труде А.А. Богданов по существу дал целостное представление об организационной науке, сформулировал ее основные принципы и закономерности и объяснил их механизм проявления, показал ее роль и значение в мироздании, пути ее развития.

Наряду с А.А. Богдановым, следует отметить таких отечественных ученых, как АД. Гастева, П.М. Керженцева (Лебедева), Н. Кондратьева, Обобщенный подход к проблемам организации нашел впоследствии выражение в кибернетике и в общей теории систем и сыграл важную роль в изучении организации социальных объектов и построений организационных структур. Особое место в теории организации и управления, занимает графический: метод, с помощью которого стало возможным наглядно производить исследование и проектирование организационных структур. Это графики технологических процессов, хронограммы, гармонограммы, oпeрограммы, документограммы и др. Основная заслуга в создании такого метода принадлежит отечественному экономисту Л.А, Бызову, который, занимался в основном проблемами рационализации труда и управления производством и создал целое учение об организационных графиках. Также важное значение построению графических схем управления придавал МЛ. Липский.

Список используемых источников и литературы:

1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. «Теория организации» Учебное пособие. —Петрозаводск: ПетрГУ, 2002г. // Интернет ресурс: www.aup.ru

(Административно-управленческий портал);

2. Алиев В.Г. Теория организации: учебник. — «Экономика», 2003г.// Интернет ресурс: institutiones.com;

3. Богданов А.. «Очерки организационной науки» // Интернет ресурс: www.uic.unn.ru

4. Богданов А.А. «Тектология. Всеобщая организационная наука» // Интернет ресурс: uf.kgsu.ru;

5. Волков Ю.Е. «Производственный коллектив и управление его социальным развитием», 1972г.

6. Гвишиани Д.М. «Организация и управление» 1972г.

7. Клебанер. B.C. «Александр Богданов и его наследие» // Вопросы философии. — 2003г. — № 1. С.105–110.//Интернет ресурс: www.bogdanov.com

8. Лапыгин Ю.Н. «Теория организации: учебное пособие.» — М.,Инфра-М, 2007;

9. Смирнов Э.А. «Организация организации» 1996г.

10. Устинов А.Н., Селезнев В.А. «Теория организации: учебно-методический комплекс.» — М., Издательский центр ЕАОИ.,2008г;

Наши рекомендации