Тема 4. Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации
Понятие «социальное партнерство» в последние годы широко вошло в научный и общественный обиход в нашей стране. В новом Трудовом Кодексе Российской Федерации (принят 1 февраля 2002 года) оно получило четкое юридическое определение. Под «социальным партнерством» подразумевается «система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ТК РФ, ч. П, Раздел 2, гл. 3).
В таком понимании социальное партнерство развивается в России в последние годы, что было предопределено необходимостью реализации новой концепции регулирования социально-трудовых отношений, наиболее адекватно соответствующей условиям рыночного хозяйствования. Процессы приватизации и разгосударствления решили задачу демонтажа плановой экономики и существенно изменили структуру собственности в России. Все это потребовало кардинального изменения подходов к регулированию социально-трудовых отношений. Новая концепция (нашедшая свое отражение в Трудовом Кодексе Российской Федерации) предполагает передачу значительной части полномочий в сфере регулирования социально-трудовых отношений от государства непосредственно сторонам этих отношений - работодателям и наемным работникам.
Исходя из нового подхода, государство берет на себя определенный минимум обязательств по социальным гарантиям для работников, а также формирование законодательных рамок (определения «правил игры»). При этом именно законами предусматривается возможность предоставления на договорной основе работодателями прав и гарантий работникам сверх того, что определено в обязательном порядке. Закрепление этих гарантий осуществляется через систему соглашений и коллективных договоров, заключаемых в рамках системы социального партнерства. Именно поэтому вопросам социального партнерства в Трудовом Кодексе Российской Федерации отводится такое значительное место (ч. II, гл.гл 3-9, ст.ст. 23-55). Кроме того, в других частях Кодекса содержатся ссылки на коллективные договоры и соглашения. Такой, новый для нашей страны, подход к регулированию социально-трудовой сферы потребовал серьезных законодательных и институциональных перемен.
Правовая база социального партнерства сформировалась в России, во многом, ориентируясь на выработанные международным сообществом нормы и правила, в первую очередь, определенные Конвенциями и Рекомендациями МОТ по вопросам содействия коллективным переговорам, обеспечения свободы ассоциаций.
Начиная с 1992 года в Российской Федерации, был принят целый ряд законов, таких как, Закон «О Российской трехсторонней комиссии», «О профессиональных союзах», «Об объединениях работодателей», наконец Трудовой Кодекс Российской Федерации.
В целом можно констатировать, что правовая база в области трудовых отношений и механизмов их коллективно-договорного регулирования в России к настоящему моменту сформировалась, хотя и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Важнейшей проблемой, является не столько совершенствование норм законодательства, сколько правоприменительная практика. Несоблюдение законов (в том числе в трудовой сфере) представляет собой на сегодняшний момент одну из серьезнейших проблем для российской действительности.
В России, согласно трудовому законодательству, сложилась многоуровневая законодательно оформленная система социального партнерства, включающая федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный уровни. В рамках этой системы складываются механизмы социального партнерства – формируются органы – комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (состоящие из наделенных соответствующими полномочиями представителей сторон), в рамках которых ведется работа по подготовке и заключению соглашений соответствующего уровня. В настоящее время, согласно законодательству, в России заключаются следующие виды соглашений:
· Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
· межрегиональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации;
· региональные соглашения, определяющие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации;
· отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавливающие общие условия оплаты и другие условия труда, гарантии, компенсации и льготы для работников определенной отрасли или отраслей;
· территориальные соглашения, устанавливающие условия труда, социальные гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;
На уровне предприятия или у отдельного предпринимателя могут заключаться коллективные договоры.
В условиях децентрализации регулирования социально-трудовых отношений именно соглашения и коллективные договоры, заключаемые в рамках системы социального партнерства, должны стать основными нормативно-правовыми актами, которые устанавливают социальные нормативы и гарантии их реализации для занятого населения. Именно поэтому совершенствование содержания принимаемых коллективных договоров и соглашений, распространение их во всех отраслях и секторах экономики являются важнейшими на сегодняшний день задачами.