Организационно-правовые формы.

Введение.

1. Реформирование внешнеэкономической сферы - основа интегрирования

экономики в мировое хозяйство.

2. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие,

содержание и взаимосвязь.

3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.

Становление и развитие мирового хозяйства явилось след­ствием использования и размещения национальных производи­тельных сил за пределами границ отдельных государств. Нерав­номерность распределения природных ресурсов, населения, раз­личия в научно-техническом потенциале, уровне образования и квалификации рабочей силы, специализации производства в раз­личных странах вызывают необходимость и создают предпосыл­ки для эффективного международного разделения труда, объеди­нения производительных сил, принадлежащих отдельным странам. В процессе интернационализации хозяйственной жизни все сильнее проявляются тенденции к межгосударственным взаимо­действиям не только в сфере обращения и обмена, но и непосред­ственно в сфере производства. Международные экономические отношения выходят за традиционные рамки внешнеторговых сде­лок, и хотя внешняя торговля товарами сохраняет доминирую­щие позиции, наиболее динамично развивается торговля услуга­ми (транспорт, туризм, страхование, передача информации, ин­жиниринг и консалтинг), возрастает объем лизинговых и ли­цензионных сделок. Создание совместных предприятий с инос­транным капиталом, инвестирование в экономики других стран становятся важным аспектом внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения трансформируются в отношения сотрудничества национальных экономик различных стран, формируется мировое экономическое хозяйство. Современ­ный мир стремительно превращается в единое гигантское миро­вое сообщество с международными рынками.

В силу ряда причин бывший СССР и отдельные республики в его составе оставались долгие годы вне мирового экономического хозяй­ства. И хотя после второй мировой войны СССР участвовал в перего­ворах о создании международного валютного фонда, однако, отка­зался ратифицировать соглашение о его основании, так как не мог пойти на выполнение некоторых требований американской стороны. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, СССР стремился лик­видировать внешнеэкономическую изоляцию, тем не менее, при­нципы, на которых основывалось управление внешнеэкономичес­ким комплексом страны, оставались неизменными вплоть до сере­дины 80-х гг. XX в. Характерными чертами внешнеэкономической сферы оставались государственная валютная монополия и монопо­лия внешней торговли, отделявшие внешний рынок от

внутреннего. Товары закупались на внешнем рынке по мировым ценам и реали­зовывались на внутреннем по национальным, а при экспорте, наобо­рот, закупались на внутреннем рынке по национальным ценам и продавались на внешнем по мировым. Образовавшиеся при этом убытки или прибыль регулировались государственным бюджетом. Непосредственные субъекты хозяйствования — предприятия были изолированы от международных рынков, так как внешние связи осуществлялись только специализированными внешнеэкономичес­кими организациями, платежный оборот страны основывался на це­нах, практически не связанных с ценами мирового рынка.

Рубль оставался внутренней валютой, его курс по отношению к свободно конвертируемой валюте и даже к валюте стран СЭВ не имел экономического обоснования.

Внешнеэкономическая сфера СССР, как и вся экономика стра­ны, отличалась невысокой эффективностью.

Все это потребовало радикального реформирования условий хозяйствования, включая и внешнеэкономическую сферу, являю­щуюся неотъемлемой частью экономики страны.

Цель проводимых в странах с переходной экономикой в 90-х гг. XX в. экономических реформ состояла в создании реальных рыноч­ных условий хозяйствования, охватывающих также и внешнеэко­номическую сферу.

Реформирование внешнеэкономической сферы реализовыва­лось по следующим направлениям:

-Децентрализация управления. Право выхода на мировой рынок получили

предприятия, ставшие основным звеном внеш­неэкономических связей. Центральным

государственным орга­нам отводилась координирующая роль.

-Ликвидация валютной монополии. Предприятия получили право открывать

валютные счета и самостоятельно использовать валюту.

-Либерализация всего комплекса законодательных мер, обеспечивающих

правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (квотирование,

лицензирование, таможенное офор­мление и т.д.).

-Внедрение экономических методов управления (реформа планирования,

ценообразования, финансового механизма).

-Оптимизация структуры экспорта и импорта.

Таким образом, можно сказать, что суть внешнеэкономичес­ких реформ сводилась к децентрализации внешнеэкономической сферы и переходу от межправительственных внешнеэкономичес­ких связей к внешнеэкономической деятельности на уровне пред­приятий.

В настоящее время наша республика как независимое госу­дарство активно вырабатывает и осуществляет внешнеэкономи­ческую политику, определив в качестве стратегической цели на­ращивание экспортного потенциала и вхождение в мировое эко­номическое сообщество.

Повышение роли предприятий во внешнеэкономических свя­зях, расширение и углубление международных экономических связей — основные направления развития экономики республи­ки, важнейшие факторы повышения эффективности производ­ства.

Роль внешнеэкономических связей в повышении эффектив­ности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта путем приобре­тения новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изоб­ретения, технологические процессы и т.д.

Радикальное реформирование внешнеэкономического ком­плекса страны способствовало интегрированию ее экономики в мировое хозяйство. Изменение геополитического положения су­щественно повысило роль внешнеэкономического фактора, уси­лив зависимость национальной экономики от внешних рынков. Одним из следствий этих изменений явилась трансформация ха­рактера участия предприятия в системе внешнеэкономического комплекса страны из положения технического исполнителя до статуса реального и равноправного субъекта. Таким образом, на­ряду с традиционным понятием «внешнеэкономические связи» (ВЭС) появилось понятие «внешнеэкономическая деятель­ность» (ВЭД).

«Внешнеэкономические связи»- понятие более широкое, чем «внешнеэкономическая деятельность». В этих свя­зях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научно-технические иссле­дования и валютно-финансовые операции, это форма международного сотрудничества, осу­ществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производствен­но-техническом направлениях.

Сферой внешнеэкономических связей являются обмен товарами и услугами (внешняя торгов­ля), производственное сотрудничество (международная специа­лизация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содей­ствия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества.

Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономичес­ких, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправи­тельственных торговых соглашений.

В отличие от ВЭС, внешнеэкономическая деятельность относит­ся к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях».

Внешнеэкономическая деятель­ность — это прежде всего производственно-хозяйственная и ком­мерческая деятельность, это часть рыночной сферы, которая основывается на критериях предприни­мательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.

В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономи­ческая деятельность осуществляется на уровне первичных про­изводственных звеньев (фирмы, предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования) с полной самостоятельнос­тью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, определении цены и стоимости товара, объемов, условий и сроков поставки и является час­тью их производственно-хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия осущест­вляется на принципах полного хозяйственного расчета, фи­нансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом соб­ственных валютно-финансовых и материально-технических воз­можностей. Такие принципы построения внешнеэкономической деятельности предполагают ответственность предприятия за ее результаты как в части экспортных поставок, так и импортных закупок, необходимых для совершенствования производства, его технической реконструкции, развития импортозамещающих производств.

Основными видами ВЭД являются:

-внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами

интеллектуальной деятельности);

-производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в

различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического

разделения труда);

-инвестиционное сотрудничество (объединение финансо­вых и

материально-технических ресурсов иностранных партне­ров, реализуемое через

совместное предпринимательство путем создания совместных производств,

образования концессий, кон­сорциумов, акционерных компаний и т.д.);

-валютные и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой,

банковской, валютной сфере, а также сопровожда­ющие любую коммерческую

внешнеторговую сделку.

Вместе с тем, исследуя содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности, было бы ошибоч­ным рассматривать их как две раздельно функционирующие сфе­ры.

Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значитель­ному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятель­ности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдель­ных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.

Участников ВЭД можно классифицировать по ряду призна­ков. Важнейшие из них:

-профиль внешнеэкономической деятельности;

-характер совершаемых внешнеторговых операций;

организационно-правовые формы.

Классификация по профилю внешнеэкономической деятель­ности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государ­ственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.

В этой классификационной группе можно выделить следую­щих субъектов ВЭД:

-субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие

выпуск и самостоятельную реализацию про­дукции и услуг на внешнем рынке:

предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;

консорциумы — объединения предприятий производствен­ного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;

СП и ИП — совместные и иностранные предприятия.

-субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта — обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:

специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэконо­мические организации на договорных условиях могут осущест­влять экспортно-импортные операции по поручению непосред­ственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сот­рудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;

смешанное общество (СО) - - форма организации компа­нии, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там оте­чественными хозяйственными организациями при долевом учас­тии местных партнеров с целью формирования товаропроводя­щей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в боль­шинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;

торговый дом — тип внешнеторговой организации, осущес­твляющей экспортно-импортные операции по широкой номен­клатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей. Торговый дом реализует комплекс сде­лок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей.

-субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярма­рок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансо­во-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешне­торговых транспортных перевозок.

В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономичес­кого сотрудничества с зарубежными странами, Торгово-про­мышленная палата и ее региональные отделения, транспор­тные, кредитные и финансовые организации, а также междуна­родные неправительственные организации.

Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по ха­рактеру внешнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров, и группу специализированных посредников. Предприятия, участвующие во внешнеэкономической дея­тельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определен­ную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятель­ности получение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют предприниматель­скую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создают­ся. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Форма­ми их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.

Наши рекомендации