Контроль за выполнением управленческих решений
Контроль позволяет обеспечивать своевременное выявление и предупреждение отклонений от принятой программы. В. И. Ленин выдвигал в качестве основной задачи управления требование сосредоточиться на контроле исполнения решений .
Контроль — это система мер, направленных на оценку проделанной работы, выявление отклонений и их причин, их предупреждение, устранение выявленных отклонений. Задачи контроля состоят также в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению.
Контроль следует организовать так, чтобы он носил в основном профилактический характер, чтобы для его осуществления не требовались большие затраты.
В этой связи важно четко продумать организационную структуру контролирующих органов. Контроль должен осуществляться тем должностным лицом, которое, будучи достаточно компетентным, заинтересовано в выполнении решения.
Очень важно, чтобы информация о выполнении решения была своевременной, достаточной, достоверной и представлялась в форме, удобной и понятной контролирующему органу.
Практическая трудность в осуществлении контроля за исполнением решений состоит в том, что приходится контролировать исполнение сразу нескольких решений. Поэтому в больших системах управления целесообразно создание специальных систем контроля. Наиболее эффективная и доступная из них — ведение картотеки. Карточки заводятся на каждое решение. И них указываются исполнители и сроки исполнения по каждой задаче, ответственный исполнитель и общий Срок выполнения решения; а также имеются графы, в которых проставляются отметки о проверках и их результатах, сроках переноса исполнения и т. д. Цвет карточки может говорить о срочности, важности решения. Возможна и такая система, когда карточка печатается на оборотной стороне решения (приказа, распоряжения), а решение подшивается в дело только после исполнения.
Важную роль в организации контроля, предупреждения действий, препятствующих своевременному достижению цели, играют постоянная воспитательная работа в коллективе, принципиальность и последовательность оценки выявленных отклонений, применение санкций к нарушителям. В. И. Ленин говорил о большом значении правильного выбора форм ответственности за невыполнение решения, о недопустимости снисходительного отношения руководителя к недостаткам в работе, равно как и излишнего увлечения наказаниями.
Контроль эффективен тогда, когда он осуществляется высококвалифицированными специалистами при участии общественности; когда деятельность контрольных органов четко координируется и направляется из единого центра; когда умело выбираются сроки, объекты и методы контроля; когда обеспечиваются тщательность проверки, деловитость обсуждения, принципиальность оценки; когда информация в контролирующие органы поступает своевременно и в необходимом объеме.
Список использованной литературы:
1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: изд-во “Экономика”, 2009. – 150 с.
2. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Издательство “Лань”, 2008. – 448 с.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. Грибоедова, 2010. – 480 с.
4. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 501 с.
6. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Специальная литература, 2010. – 700 с.
7. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия. – М.:Юнити, 2003. – 368 с.
8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика , 2010. – 208 с.
9. Дорошева М.В. Нужны ли Вам такие сотрудники? – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2009. – 48 с.
10.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 644 с.
11.Книга работника кадровой службы/Под ред. Е.В. Охотского, В.М. Анисимова. – М.: “Издательство“Экономика”, 2007. – 494 с.