Тема 3.6. Финансовая система государства и бюджетно-налоговая политика
Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме .
Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы.
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.
Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически
Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета. Различают внутренний и внешний долг государства.
Внутренний долг - это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства - это долг перед резидентами.Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами
Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц.
Вопросы для самоконтроля
1.За счет чего финансируется дефицит госбюджета?
2.Что относится к косвенным налогам?
3.Что такое стимулирующая фискальная политика?
4.Назовите основные статьи доходов и расходов госбюджета.
Тема 3.7. Мировое хозяйство: основные черты и особенности развития.
Мировое хозяйство – глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся посредством международных экономических отношений в тесном взаимодействии и взаимозависимости.
Международные экономические отношения – экономические связи между странами, интеграционными объединениями и отдельными предприятиями (международными корпорациями) по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Черты мирового хозяйства:
- Глобальность международного товарного обмена;
- Углубленное развитие международного разделения труда – международной специализации и кооперирования производства;
- Высокая степень интенсивности международного движения факторов производства: капитала, рабочей силы, технологии и информации;
- Интернационализация производства и капитала.
- Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, либерализация внешнеэкономических связей;
- Формирование самостоятельной международной финансовой сферы;
- Информатизация и информационные технологии становятся важнейшим аспектом развития мирового хозяйства;
- Стремление к регулированию текущих экономических и валютно-финансовых процессов в международном масштабе.
Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Национальная валютная система представляет собой форму организации валютных отношений страны, определенную национальным законодательством. В основе национальной валютной системы лежит денежная единица страны. В более широком смысле, к категории валюты относятся: различные средства обращения – монеты, банкноты, казначейские билеты; платежные документы – чеки, векселя, аккредитивы; ценные бумаги – акции, облигации и другие; драгоценные металлы и некоторые другие ценности. В зависимости от степени интегрированности страны в мировое хозяйство и других условий, могут быть установлены различные режимы обратимости валют. При этом важно понимать, что обмен национальных валют – не техническая проблема, а необходимое условие международной торговли. Правда, международные торговые сделки возможны и на основе бартера, т. е. Обмена товара на товар, но эта форма применяется обычно при отсутствии валютных запасов, от безысходности, ибо крайне неэффективна.
Валютная обратимость называется конвертируемостью. Степень конвертируемости валюты определяется наличием или отсутствием валютных ограничений, которые выступают как экономические, правовые и организационные меры, регламентирующие операции с национальной и иностранными валютами.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение протекционизма.
2.Разграничьте причины экспорта и импорта капитала.
3.Какими факторами определяется валютный курс?
4.В каких случаях международная торговля является взаимовыгодной?