ВНП и экономическое благосостояние общества
ВНП представляет собой весьма точный и очень полезный показатель функционирования национальной экономики, однако он не является показателем реального благосостояния общества. Есть причины и факторы, по которым ВНП может либо завышать, либо занижать реальные объемы производства:
1.Существует ряд производственных операций, которые не осуществляются на рынке, а потому не включаются в ВНП: работа домохозяйки, ремонт собственного дома, автомобиля и прочего, выращивание овощей на даче, приготовление пищи, репетиторство, уход за больными и т.д. В этом случае ВНП занижает объемы реального производства.
2. За длительный период свободное время населения существенно увеличилось: сократилась продолжительность рабочей недели, увеличились оплачиваемые отпуска, увеличились праздничные дни. Этот возросший объем свободного времени оказал положительное воздействие на наше благосостояние, которое не учитывается в ВНП.
3. В ВНП не учитывается качество товаров и услуг, т.к. это количественный показатель.
4. Рост ВНП- это рост производства товаров и услуг, а это приводит к загрязнению окружающей среды(воздуха, воды, свалки, перенаселение, шум и т.д.). Все это сказывается на жизненном уровне населения, т.об. ВНП завышает уровень материального благосостояния.
5. ВНП не учитываетдоходы от теневой экономики.
6.Рост рождаемости может опережать рост ВНПи в расчете на одного человека количество товаров не только не увеличивается, но и сокращается.
11.10.12 (семинар)
12.10.12
Используются три вида индексов:
1. индекс потребительских цен
2. индекс цен производителей
3. дефлятор ВВП
Индекс Ласпейриса - это индекс, который определяется путем взвешивания цен двух временных периодов по объемам потребления базисного периода, и отражает изменения стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшие за текущий период (ИЦП и ИПЦ).
Индекс рассчитывается, как отношение потребит расходов, обусловленных приобретением того же набора благ по текущим ценам, к расходам на приобретение потребительской корзины базисного периода. Индекс индивидуализации – I = q1 / q0.
, где — стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода
— фактическая стоимость продукции в базисном периоде (Ласпейриса). Отражает динамику цен по потребительской корзине базисного периода. Индекс цен не учитывает изменения в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен на блага. Индекс Ласпейриса отражает эффект дохода и игнорирует эффект замещения. Соответственно, дает завышенную оценку инфляции при росте цены (заниженную в случае снижения цены).
Индекс Пааше. Индекс, который отражает изменение цен на товары и определяется путем взвешивания цен двух временных периодов по объемам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости текущего периода. Рассчитывается, как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в у.е. названного базисного периода (, — фактическая стоимость продукции отчетного периода
— стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода
15.10.12