Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Экономическая теория – учебный курс, предваряющий изучение микроэкономики и макроэкономики. С одной стороны, данный учебный курс позволяет осветить в целом проблематику экономической науки: студент знакомится с принципами экономической теории, инструментами и методами экономического анализа, базовыми экономическими категориями, законами и закономерностями, которые определяют экономические процессы. С другой стороны, именно «Экономическая теория» формирует у студента потребность в самостоятельном анализе реальной экономической практики, закладывает основы экономического поведения, навыки решения экономических проблем и экономических задач. Контрольная работа как вид самостоятельного изучения учебного курса включает задания, ориентированные на указанные выше цели, и состоит из 4 заданий. Вариант задания студенты выбирают по последней цифре номера зачетной книжки.
Задание 1 носит теоретический характер, требуют рассмотрения проблемы в исторической перспективе, а именно: студент должен обратиться к истории экономических учений и проанализировать разработку теоретического вопроса в теориях и концепциях представителей различных экономических школ, а также представить современную трактовку того или иного вопроса. Форма отчета по 1 заданию – реферат объемом от 10 до 15 страниц. Структура реферата в соответствии с требованиями включает в себя план, вступление, основную часть, заключение, список литературы. Реферат должен содержать сноски, указывающие на первоисточники суждений, а также самостоятельно составленные по теме обобщающие таблицы, рисунки, схемы.
Задание 2 предполагает общую характеристику инструментария и методов экономического анализа с примерами их использования в экономическом исследовании.
Задание 3 – тест по программе курса.
Задание 4 – задача (графическая или логическая) на тему «Принятие оптимального решения»
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
Задание 1. Становление и развитие предмета экономической теории. Его современная трактовка.
Задание 2. Краткосрочный и долгосрочный период в экономике.
Задание 3. Выберите правильный ответ: Какая из названных характеристик не относится к административно-командной экономике: А) централизованное планирование; Б) свобода частного предпринимательства; В) установление государством цен на подавляющее большинство товаров и услуг.
Задание 4. Проводимые опросы среди молодых потребителей со средним заработком показали, что большинство отдает предпочтение недорогим, но качественным товарам. Основными требованиями, предъявляемыми к одежде, являются современные модели и приемлемая цена: в среднем 20-30 у. е.
Необходимо открыть розничное предприятие по реализации готовой одежды общей площадью 112кв.м. и штатом сотрудников 12 человек. Перед началом деятельности необходимо:
· провести ремонт в арендуемом помещении на сумму по смете – 7000у.е.;
· закупить офисное и торговое оборудование на сумму – 8200 у.е.;
· закупить партию товара в количестве 1250 единиц со средней ценой 9 у.е.;
· разработать штатное расписание на 12 сотрудников со средней заработной платой 250у.е.
Определите, выгодно ли продавать продукцию по планируемой цене.
Вариант 2.
Задание 1. Воспроизводство: сущность, фазы, простое и расширенное воспроизводство. Модель производственных возможностей.
Задание 2. Общие, средние, предельные величины в экономическом анализе.
Задание 3. Установите соответствие
Экономический субъект | Альтернативы выбора | |
1) Домохозяйство | А. Экспорт или импорт | |
2) Фирмы | Б. Эффективность экономики или справедливость распределения общественного продукта | |
3) Государство | В. Потребление или сбережения | |
4) Заграница | Г. Потребление или инвестирование |
Задание 4. Как изменится меновая стоимость товаров 18 карандашей = 50 тетрадям, если стоимость карандашей возрастет в 2 раза?
Вариант 3.
Задание 1 Факторы производства и их характеристика.
Задание 2. Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт. Агрегированные величины.
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа
«Фиаско рынка» - это:
А) Расцвет рыночных отношений,
Б) Монополизация экономики,
В) Высокий темп инфляции.
Задание 4. Решается вопрос выбора товара для производства. Себестоимость товара А 150 руб. за единицу товара. Себестоимость товара Б на 20% больше. Опросы покупателей показали, что товар А приобретет ограниченная группа покупателей. На товар Б спрос вдвое больше. Наценка составляет 15% к себестоимости. Какой товар рекомендован к выпуску?
Вариант 4.
Задание 1 Принципы экономической теории.
Задание 2. Запасы и потоки.
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа
Способность к труду (рабочую силу) на рынке труда предлагают:
А) фирмы,
Б) домохозяйства
В) предприниматели,
Г) члены правительства
Задание 4.Сформируйте из имеющихся данных денежные агрегаты М1, М2, М3.
Вклады по текущим счетам в банке – 800ед.
Чеки – 120 ед.
Металлические деньги – 100ед.
Мелкие срочные вклады – 2380 ед.
Крупные срочные вклады – 620ед.
Вариант 5.
Задание 1. Экономические системы: сущность, типы. Традиционная, рыночная, плановая (командно-административная), смешанная экономика.
Задание 2. Предельный анализ в экономической теории.
Задание 3. Установите соответствие
Тип рыночной структуры | Основные черты |
1. Совершенная конкуренция | А. Один продавец, производящий уникальный продукт |
2. Монополистическая конкуренция | Б. Небольшое число фирм, главной чертой поведения которых является взаимная зависимость |
3. Олигополия | В. Большое число крупных фирм, производящих товары, не являющиеся близкими заменителями |
4. Чистая монополия | Г. Большое число фирм, производящих однородный продукт, цена на который устанавливается на рынке |
Задание 4. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 ден.ед. сумма цен товаров. Проданных в кредит – 200 ден. ед., сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил – 10 ден. ед., взаимопогашающиеся платежи – 15 ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найдите количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращение будет выпущено 15 тыс. д.ед.?
Вариант 6.
Задание 1 Экономические ресурсы: сущность и свойства. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Редкость ресурсов.
Задание 2. Балансовый метод в экономической теории.
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа
Альтернативные издержки строительства нового стадиона – это:
А) оплата его охраны;
Б) цена строительства стадиона;
В) уровень получаемых доходов от эксплуатации стадиона;
Г) цена других товаров, на производство которых можно потрать эти деньги.
Задание 4. Между предприятиями заключен договор мен: одно предприятие передало другому малогабаритный станок в обмен на линолеум на равнозначную цену. Кому выгодна эта сделка?
Вариант 7.
Задание 1. Товар и его свойства: меновая стоимость, потребительная стоимость и стоимость. Трактовка товара в трудовой теории стоимости и в маржиналистской теории стоимости.
Задание 2. Графический метод анализа в экономической теории.
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа
Потребности в ходе исторического развития:
А) остаются неизменными, поскольку делятся на первичные и вторичные;
Б) возрастают под воздействием прогресса;
В) возрастают в результате роста доходов;
Г) возрастают в результате насыщения.
Задание 4. Семья копила деньги на компьютер с принтером, но компьютерная техника подорожала. Можно купить либо один компьютер более современный, либо компьютер худшего качества и принтер. Какое решение будет оптимальным?
Вариант 8.
Задание 1 Рынок: сущность, рыночные структуры и особенности их функционирования, виды рынков и их инфраструктура.
Задание 2. Реальные и номинальные величины в экономике.
Задание 3. Установите соответствие
Понятие | Определение |
1. Потребительная ценность | А. стоимость издержек одного блага, выраженная в другом благе |
2.Стоимость | Б. денежное выражение стоимости товара |
3.Альтернативные издержки | В. полезный эффект, получаемый владельцем при потреблении или использовании блага |
4.Цена | Г. определенное количество других благ, которые можно получить в обмен на данное благо |
Задание 4. В 2000 г. реальный ВНП страны составляет 300 млн. долларов, в 2001 г. – 312 млн. долларов. Каковы темпы роста ВНП? Население возросло со 100 тыс. человек до 102 тыс. чел. Каков ВНП на душу человека в 2000 году, каков в 2001 году? Что происходит с материальным благосостоянием населения?
Вариант 9.
Задание 1. Деньги: товарная и современная теория денег. Денежная масса.
Задание 2. Метод сравнительной статистики.
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа
Если какое-то имущество взять в аренду, то арендатор:
А) является полным собственником данного имущества;
Б) распоряжается ценностью данного имущества (может продать или подарить)
В) пользуется полезными свойствами чужой собственности.
Задание 4. Изобразите на графике следующую зависимость: «чем ниже температура, тем больше спрос на шубы».
Вариант 10.
Задание 1 Отношения собственности: социально-экономическое содержание и организационно-правовые формы. Теория «пучка прав собственности». Теорема Коуза.
Задание 2. Экономическое моделирование.
Задание 3. Установите соответствие
Факторы производства | Доход от факторов производства | |
1. Земля | А. Заработная плата | |
2. Труд | Б. Прибыль | |
3. Капитал | В. Рента | |
4. Предпринимательские способности | Г. Процент |
Задание 4. Изобразите на графике зависимость «Чем выше доходы населения, тем больше студентов обучается на платной основе».
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой
1. Понятие экономики. Современная структура экономики
2. Воспроизводство товаров и услуг, фазы и виды воспроизводства.
3. Потребности: понятие, виды, иерархия потребностей.
4. Модели человека в экономике
5. Предмет экономической теории и его генезис
6. Методы исследования экономических процессов
7. Основные этапы развития экономической теории
8. Стадии развития производства: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная, их характерные черты
9. Принцип ограниченности ресурсов.
10. Принцип рациональности поведения человека экономического.
11. Принцип альтернативности выбора в экономике.
12. Принцип приращения величин.
13. Основные экономические цели экономических субъектов.
14. Экономическая эффективность.
15. Модель производственных возможностей экономики.
16. Натуральное хозяйство, характерные признаки натурального хозяйства
17. Товарное хозяйство, характерные признаки товарного хозяйства. Простое и капиталистическое товарное хозяйство
18. Товар: понятие товара, его свойства. Классификация товаров
19. Деньги, виды современных денег, функции денег, закон денежного обращения
20. Цена: понятие и виды.
21. Методы ценообразования
22. Собственность: понятие. Экономическое содержание отношений собственности.
23. Общественная собственность, характерные черты.
24. Частная собственность, виды частной собственности, характерные черты.
25. Коллективно-долевая собственность, ее виды и характерные черты.
26. Экономические системы: понятие и типы, критерии деления экономических систем на типы.
27. Характеристика рыночной экономической системы.
28. Характеристика административно- командной экономики
29. Смешанная экономика. Рыночные модели смешанной экономики.
30. Традиционная экономика, ее характерные признаки
31. Рынок: понятие рынка, субъекты и объекты рынка.
32. Классическая модель рынка. Функции рынка.
33. Классификация рынков. Конъюнктура и инфраструктура рынка
34. Положительные и негативные стороны классической модели рынка
35. Необходимость и границы государственного вмешательства в экономику
36. Конкуренция, виды конкуренции, роль конкуренции в экономике
37. Монополия, ее виды и роль в экономике.
38. Капитал: понятие, виды. Закономерности движения капитала.
39. Основной и оборотный капитал
40. Основной капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.
41. Земля как фактор производства.
42. Труд как фактор производства.