Основные термины и понятия. Микро- и макроэкономика Экономикс
Микро- и макроэкономика Экономикс
Экономические субъекты Новая экономическая теория
Меркантилизм Глобализация
Физиократы Экономический кругооборот
Классическая политэкономия Налоги
Марксизм Трансферты
Маржинализм Субсидии
Кейнсианство Экономическая система
Историческая школа Метод
Неоклассическое направление Позитивный и нормативный анализ
Неокейнсианское направление Анализ и синтез
Монетаризм Дедукция и индукция
Институционализм Научная абстракция
Неоинституционализм Логический и эмпирический методы
Русская школа Экономическая модель
«Основное течение» Экономическая политика
Вопросы для обсуждения
1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?
2. Перечислите экономические школы, укажите период их действия, назовите основных представителей и кратко изложите положения их теорий.
3. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему? Приведите примеры.
4. Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры.
5. Объясните, в чем разница между позитивным и нормативным утверждениями. Приведите примеры.
6. Как определить предмет новой экономической теории? Раскройте ее основные черты.
7. Что такое экономическая система? Перечислите достоинства и недостатки каждой экономической системы.
8. Каким образом традиционная, рыночная, командная экономики решают проблему редкости экономических ресурсов? Какой тип собственности преобладает в каждой из них?
9. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.
10. Что такое финансовый (денежный) и реальный секторы экономики? Чем они различаются?
11. Поясните смысл кругооборота товаров и услуг.
Задание
Заполните графу «Представители» в таблице:
Этапы предмета экономики | Основные экономические школы | Представители |
Экономия (зарождение экономики) | Учение о справедливости: экономия и хрематистика. Схоластика: первый опыт систематизации категорий | |
Политическая экономия | Меркантилизм. Физиократы. Классическая политическая экономия. Марксистская политическая экономия. Маржинализм | |
Экономикс | Кейнсианство. Неоклассическое направление. Неокейнсианское направление. Монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий. Новая политическая экономия – теория общественного выбора. Институционализм и неоинституционализм |
Тесты
1. Экономические проблемы могут быть решены:
а) с помощью экономических моделей;
б) с учетом политических соображений;
в) с помощью экономических наук;
г) с учетом мнения и ценностных ориентаций каждого человека.
2. Общая экономическая теория изучает:
а) законы экономического развития;
б) бухгалтерский учет;
в) механизм функционирования экономических систем;
г) принципы делового общения;
д) экономическую политику государства;
е) функционирование отраслей хозяйства;
ж) экономическую статистику.
3. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) наука о мотивации поведения человека;
в) наука о производстве и критериях распределения производимых благ;
г) наука о натуральном богатстве;
д) наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов?
4. Фундаментальный вопрос экономики – это:
а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;
б) перераспределить доходы и устранить нищету;
в) понизить безработицу;
г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.
5. Какое положение учитывается общей экономической теорией:
а) оптимальное использование наличных ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) материальные и духовные потребности;
г) неограниченные потребности?
6. В каком из перечисленных направлений экономическая наука имеет прикладное значение:
а) каждый человек вынужден использовать свои знания и опыт для того, чтобы зарабатывать деньги и рационально их тратить. Теоретическая экономика учит людей «умению жить»;
б) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, в которых невозможно разобраться без знания экономической теории;
в) знакомство с экономической наукой позволяет успешнее осуществлять предпринимательскую деятельность;
г) каждый человек находится во власти экономических процессов и стихийно воздействует на них?
7. Что характерно для экономического образа мышления:
а) способность правильно понимать тенденции экономического развития общества;
б) умение разбираться в сущности и способах осуществления экономической политики государства;
в) правильная оценка места своей деятельности в общем экономическом развитии страны;
г) умение реально оценивать суть и последствия конкретных экономических процессов и явлений?
8. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
9. Отметьте утверждения, относящиеся к микро-, макроэкономике:
а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию;
б) одним из способов приватизации является ваучеризация;
в) правительство повысило заработную плату в бюджетных сферах экономики;
г) общая сумма налогов на прибыль предприятий в России составляет более половины получаемых доходов.
10. «Позитивная наука, – писал Дж. М. Кейнс, – может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся…» (продолжите):
а) к тому, что есть;
б) к тому, что должно быть;
в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;
г) к оценочным суждениям.
11. Научный анализ установил, что можно преодолеть экономическое отставание страны посредством радикальных структурных изменений, обусловленных преимущественным развитием наиболее приоритетных отраслей. Какой вид науки призван сформулировать такую рекомендацию:
а) позитивный;
б) нормативный;
в) микроэкономический;
г) макроэкономический?
12. Какова экономическая цель, если общество стремится повысить эффективность функционирования народного хозяйства, располагающего ограниченными производственными ресурсами:
а) достижение полной занятости;
б) ускорение экономического роста;
в) повышение уровня благосостояния населения;
г) достижение экономической эффективности?
13. Экономическая модель является:
а) инструментом для экономических прогнозов;
б) объяснением того, как функционирует экономика и ее конкретные сферы;
в) тем количественным и качественным уровнем развития экономики, к которому следует стремиться;
г) относится к одному из методов экономики.
Тема 2