Производства и его структуры
При прогнозировании темпов, структуры и пропорций народного хозяйства широко используются методы моделирования социально-экономических процессов. Моделирование — это метод опосредованного познания с помощью использования объектов-заменителей, опирающийся на философскую теорию отражения и общенаучный метод абстракции. Оно включает в себя построение, изучение и применение моделей, опосредующих отношения между познаваемым объектом и познающим субъектом.
Моделью называется материальный или мысленно представляемый объект, который замещает оригинал и с определенной степенью приближения отражает его важнейшие характеристики и поведение. Все модели можно подразделить на два класса — предметные и мысленные. Предметные модели, в свою очередь, делятся на физические и предметно-математические. Физические модели представляют собой материальные объекты той же природы, что и объект-оригинал (например, система управления предприятием как модель системы управления национальной экономикой). Предметно-математической моделью является объект, принципиально отличный по своей физической природе от оригинала, но в котором характерные черты каких-либо процессов или явлений могут выражаться такими же математическими зависимостями, что и в оригинале. Основным видом мысленных моделей являются знаковые модели. Наиболее широко применяемой в настоящее время разновидностью знаковых моделей являются логико-математические модели, представляющие собой систему математических и логических выражений, отражающих существенные свойства исследуемого объекта. Этим моделям присущи следующие группы элементов: 1) характеристики объекта, которые необходимо определить; 2) характеристики меняющихся внешних условий; 3) внутренние параметры объекта.
Используемые в прогнозировании и стратегическом планировании логико-математические модели можно классифицировать по нескольким признакам:
по объекту исследования выделяются макроэкономические и локальные (отраслевые и региональные) модели;
по направлениям познания и отражения сущности объекта — структурные, описывающие внутреннюю организацию оригинала, его составные части, параметры, внутренние взаимосвязи и т.п., и функциональные, характеризующие деятельность, функционирование и поведение оригинала;
по целевому назначению — теоретико-аналитические, используемые в научно-познавательных целях, и прикладные, применяемые в целях решения конкретных задач управления и планирования;
по характеру отражения причинно-следственных связей — жестко детерминированные и вероятностные модели;
по типу содержащейся в моделях информации — дискриптивные модели, объясняющие наблюдаемые факты или дающие пассивный прогноз, и нормативные модели, отражающие желаемое состояние и необходимые для его достижения действия;
по способу отражения фактора времени — статические, состоящие из зависимостей, относящихся к одному моменту или периоду времени, и динамические, описывающие протекание каких-либо процессов во времени;
по соотношению внешних и внутренних переменных различаются открытые и закрытые модели.
Важное место в системе занимают балансовые модели, представляющие собой систему особых таблиц и расчетов, обеспечивающих увязку и согласованность взаимозависимых показателей. Балансовые модели являются основным средством вскрытия диспропорций в экономике, определения оптимальных темпов роста и пропорций в народном хозяйстве, их всестороннего ресурсного обоснования.
В современной практике прогнозирования применяется широко разветвленная система балансовых моделей, включающая балансы вещественных элементов производства, потребления и накопления (естественных ресурсов, производственных мощностей, основных фондов, материальные балансы, балансы капитальных вложений), трудовые балансы и финансовые балансы. Балансовые модели в нашей стране стали применять в плановой практике с момента составления первых хозяйственных планов конца 1917—начала 1918 гг. Это были балансы металла, топлива, фуража, продовольствия, а также рабочей силы. В условиях централизованного государственного управления экономикой балансовая работа стала основой планирования. На базе балансовых расчетов осуществлялось планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства. Государственный плановый комитет и Государственный комитет по снабжению разрабатывали и утверждали балансы по нескольким тысячам видов продукции, на их основе составлялись планы распределения материальных ресурсов по потребителям на планируемый период.
С переходом к рынку необходимость в централизованном обеспечении производства материально-техническими ресурсами отпала. Однако это не означает, что следует отказаться от использования балансов в плановой работе. Система балансовых моделей является одним из прогрессивных достижений мирового хозяйственного опыта. Она широко применяется в качестве инструмента регулирования рыночной экономики. В западно-европейских странах разрабатывается несколько сотен различных балансов, а в Японии их количество превышает тысячу.
Система балансовых таблиц, объединяющая взаимосвязанную совокупность синтетических экономических показателей, которые дают обобщенную характеристику народного хозяйства, получила название баланса народного хозяйства (БНХ). Схема, показатели и методология составления баланса народного хозяйства были разработаны экономистами и статистиками нашей страны в 20-х годах. С 30-х годов в отечественной практике начала складываться и утверждаться особая система статистического учета в форме баланса народного хозяйства как инструмента государственного планирования и контроля за сбалансированностью социально-экономического развития. Баланс народного хозяйства выступал в качестве средства координации всей экономической статистики в стране. С его помощью формировался и согласовывался понятийный аппарат, давались определения и классификации, применяемые в различных взаимосвязанных разделах, что обеспечивало плановым работникам возможность проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации также применяется система балансовых моделей народного хозяйства, позволяющая лучше удовлетворять потребности индикативного планирования и регулирования экономики с помощью финансово-кредитных рычагов. Эта система представляет собой взаимосвязанную совокупность балансовых таблиц, отражающих процесс расширенного воспроизводства, и включает в себя балансы: производства, потребления и накопления общественного продукта; производства, распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода; валового внутреннего продукта в структуре формирования доходов и его конечного использования; национального богатства; финансовых ресурсов; трудовых ресурсов.
Баланс народного хозяйства разрабатывается для отчетного и планового периодов. В целях научного обоснования оптимальных темпов и пропорций развития общественного производства в прогнозном периоде разрабатывается провизорный баланс народного хозяйства, представляющий собой экономико-математическую модель народного хозяйства страны в прогнозируемом периоде. Эта модель включает сравнительно небольшую группу наиболее тесно связанных между собой показателей, абсолютные значения которых даются на начало и конец прогнозируемого периода, выявляются также среднегодовые изменения этих показателей.
В плановой практике применяются три основных метода разработки провизорного баланса, которые дополняют и контролируют друг друга, — это методы баланса накопления, труда и потребления. Первый метод (баланс накопления) основывается на расчетах объективно возможного объема производственного накопления и фондоемкости производства. При этом исследуются тенденции и определяются возможные изменения нормы производственного накопления и эффективности накопления в перспективном периоде. Второй метод (баланс труда) исходя из расчетов численности занятых в материальном производстве и возможных темпов роста производительности труда учитывает влияние на производительность труда изменения технической и энергетической вооруженности, квалификации работающих и баланса рабочего времени в перспективном периоде. Третий метод (баланс потребления) основан на расчетах объема фонда потребления и размеров необходимого накопления предметов потребления, которые определяют объем продукции II подразделения общественного производства, а также коэффициентов связи между I и II подразделениями, на базе которых исчисляется величина всего общественного продукта. При этом методе осуществляются анализ и разработка планового потребительского бюджета населения.
Модель экономики страны, составленная в виде провизорного баланса, развертывается в систему балансов с помощью разработки планового межотраслевого баланса (МОБ) производства и распределения продукта. Разработка межотраслевого баланса позволяет оценить влияние на экономику последствий различных изменений в технологии, объемах и структуре производства, потребительском спросе, соотношениях цен и доходов, внешней торговле и других областях хозяйственной жизни. С помощью расчетов по межотраслевому балансу прогнозируются последствия проведения различных вариантов налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической и другой политики государства.
В основе межотраслевого баланса лежит метод «затраты— выпуск», разработанный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии В.В. Леонтьевым. Метод «затраты-—выпуск» исходит из представления плана на перспективу в виде результата численного решения системы уравнений общего равновесия. Неизвестными в системе уравнений выступают выпуск и затраты товаров и услуг, произведенных и соответственно использованных в каждой отрасли экономики. В целях упорядочения первичных данных, предназначенных для построения уравнений, составляются таблицы межотраслевых потоков товаров. Система уравнений общего равновесия позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой из множества отраслей данной экономики, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры.
Основные элементы межотраслевого баланса в нашей стране впервые были разработаны при составлении первого баланса народного хозяйства на 1923—1924 гг. Во второй половине 50-х годов идеи межотраслевого баланса получили дальнейшее развитие. В 1959 г. был разработан отчетный межотраслевой баланс в стоимостном выражении по 83 отраслям народного хозяйства, а также первый в мировой практике межотраслевой баланс в натуральных измерителях по 157 позициям. В 1962 г. на основе использования результатов широко развернувшихся прикладных исследований в центральных плановых органах и их научных организациях были построены первые плановые межотраслевые балансы в натуральном и денежном выражении. В конце 60-х годов за исследования в области межотраслевых балансовых моделей группа ученых была удостоена Государственной премии. В этот период в нашей стране сложилась отечественная научная школа межотраслевых исследований. Межотраслевой баланс позволял в условиях союзного государства давать комплексную характеристику межреспубликанских экономических связей и внешнеэкономических связей отдельных республик.
Межотраслевой баланс в системе моделей баланса народного хозяйства представляет собой дальнейшее развитие и детализацию сводного раздела материального баланса. Его схема имеет форму шахматной таблицы, в графах и строках которой перечислены в одинаковой последовательности отрасли материального производства. После перечня отраслей в строках таблицы приведены статьи, характеризующие отдельные элементы чистой продукции — оплата труда, прибыль и др., а в графах — элементы конечного использования продукции на непроизводственное потребление, накопление и другие цели. В результате в каждой строке отражается сводный материальный баланс продукции отрасли, характеризующий использование на производственное потребление в разрезе отраслей, — потребителей, непроизводственное потребление, накопление и др. В каждой графе таблицы показан состав продукции отрасли по стоимости.
В шахматной таблице межотраслевого баланса принято выделять четыре квадранта. Основным среди них считается первый квадрант, в котором по колонкам показан состав материальных затрат на производство продукции отрасли, а по его строкам — распределение продукции каждой отрасли между всеми отраслями материального производства. По данным, содержащимся в первом квадранте, исчисляются коэффициенты прямых и полных затрат на производство продукции. Коэффициенты прямых затрат характеризуют вели чину затрат продукции одной отрасли на производство продукции другой отрасли. Коэффициенты полных затрат учитывают помимо прямых затрат продукции одной отрасли и косвенные затраты всех смежных отраслей, продукция которых используется при изготовлении данного конечного продукта.
Во втором квадранте отражается использование национального дохода на потребление и накопление, дается характеристика процесса расширенного воспроизводства и потребления материальных благ населением, предприятиями и учреждениями непроизводственной сферы. Кроме того, во втором квадранте содержатся данные об использовании части общественного продукта на возмещение выбытия основных фондов, капитальный ремонт, экспорт и возмещение потерь в народном хозяйстве.
В третьем квадранте, характеризующем состав национального дохода по стоимости, даны основные элементы чистой продукции (заработная плата и другие виды оплаты труда, прибыль) по каждой отрасли материального производства.
В четвертом квадранте отражены отдельные элементы перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Эти показатели особенно важны при международных стоимостных сравнениях, так как позволяют охарактеризовать весь экономический оборот в народном хозяйстве.
В условиях перехода России к рынку предстоит преобразовать отраслевую, межотраслевую и продуктовую детализацию в МОЕ в материально-вещественный и натурально-стоимостный состав важнейших видов продукции и обеспечить согласование основных показателей баланса народного хозяйства с модифицированным балансом межотраслевых связей. Применение модели межотраслевого баланса будет способствовать усилению социальной направленности народно-хозяйственных планов и программ. При этом разработка плана начинается с формулирования социальных целей, а затем с помощью межотраслевой модели проводятся многовариантные расчеты темпов и пропорций развития экономи ки и с учетом ограниченности ресурсов избирается вариант, наилучшим образом отвечающий поставленным целям.
В зарубежных развитых странах прогнозирование развития национальной экономики опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в ней, получившую название системы национальных счетов (СНС). Эта система основана на балансовом методе и представляет собой адекватный рыночной экономике национальный учет, который на макроуровне завершается набором показателей, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики, совершаемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности операции, имеющиеся в стране ресурсы и их использование. СНС построена в форме балансовых таблиц и счетов, создающих макет функционирования звеньев национальной экономики.
СНС можно охарактеризовать как макростатистическую модель экономики и как механизм, обеспечивающий единство разработки планов и контроля за их выполнением. С ее помощью органы управления и планирования разрабатывают прогнозы, проекты программ и планов, оценивают результаты воздействия на экономику, контролируют выполнение планов.
В качестве первичных элементов в системе национального счетоводства выступают экономические операции и экономические агенты. Под экономической операцией понимается процесс, в котором одна из участвующих сторон передает или продает, а другая получает или покупает материальные и финансовые ценности или услуги. Юридические и физические лица, осуществляющие экономическую операцию, являются экономическими агентами. Все действующие в стране экономические агенты, включая агентов из других стран, называются резидентами. Экономические агенты данной страны, действующие за рубежом, называются нерезидентами.
Экономические операции фиксируются в счетах, построенных на принципе двойной записи, в соответствии с которым каждая операция фиксируется дважды — в разделе «Ресурсы» и в разделе «Использование». По каждому счету выводится балансирующее сальдо — разность между ресурсами и их использованием. При избытке ресурсов сальдо записывается в разделе «Использование», при недостатке — в разделе «Ресурсы».
Счета составляются как для экономических операций, так и для экономических агентов. В целях использования данных для анализа и прогнозирования счета объединяются в группы по видам деятельности и институциональным секторам народного хозяйства.
СНС зародилась в 30-е годы XX столетия в ответ на осознанную под влиянием Великой экономической депрессии 1929—1933 гг. необходимость государственного регулирования рыночной экономики и связанную с ним потребность органов государственного управления в систематизированной макроэкономической информации. Большое влияние на развитие СНС оказала разработка в нашей стране балансов народного хозяйства за 1923—1929 и 1928—1930 гг. Другим историческим событием, стимулировавшим развитие СНС, явилась вторая мировая война, обострившая интерес органов государственного управления к прогнозированию и планированию. В 40-х годах попытки составления СНС предпринимались в Великобритании (1946 г.), США (1947 г.), Франции (1949 г.).
Усиление международных связей потребовало унификации национальных систем счетоводства. Большой вклад в развитие СНС в этом направлении внесли международные организации — ООН, МВФ и др. Обобщив опыт различных стран, статистическая комиссия ООН выработала единые стандарты по методике составления СНС. Это позволило сопоставлять экономические показатели на межстрановом уровне и обобщать их по группам стран и мировому хозяйству в целом, вырабатывать согласованные хозяйственные и политические решения, облегчило формирование всесторонне обоснованных бюджетов международных организаций.
Первая стандартная СНС начала применяться в 1953 г. и стала международным руководством для национальных статистических служб. В 1968 г. на смену этому стандарту был введен новый документ, одобренный статистической комиссией ООН. Этот стандарт использовался на протяжении 25 лет и среди специалистов назывался «Голубой книгой».
В феврале 1993 г. на сессии статистической комиссии ООН, проходившей в Нью-Йорке, была принята новая стандартная СНС, призванная стимулировать исследовательскую и практическую деятельность в области совершенствования национального счетоводства для облегчения выработки макроэкономической политики. Она должна сыграть важную роль в повышении уровня сравнимости важнейших макроэкономических показателей и улучшении на этой основе условий для развития международного экономического сотрудничества.
Новая система национальных счетов ООН обеспечила полную гармонизацию ее показателей с платежным балансом, государственным бюджетом, более тщательную проработку вопросов интеграции в СНС показателей национального богатства. Важным преимуществом СНС ООН 1993 г. является всеохватывающий характер, выражающийся в наличии счетов и показателей для отражения всех потоков товаров, услуг и доходов, всех активов и пассивов субъектов хозяйственной деятельности, всех аспектов экономического процесса. В системе предусмотрена возможность включать в ее структуру особые сателлитные счета, позволяющие использовать подходы, не обозначенные в основной схеме, например составление сателлитных счетов для анализа влияния процессов в области экологии на экономический рост и т.п.
Общая система новой СНС включает четыре класса счетов — стандартный набор для всех секторов экономики, для отраслей экономики (счета производства и образования доходов), для отдельных видов экономических операций (например, счета товаров и услуг, счет операций с другими странами) и для экономики в целом. Важной особенностью СНС образца 1993 г. является ежегодное составление межотраслевого баланса новой формы, в одной матрице которого представлен выпуск продуктов (товаров и услуг) по отраслям, а в другой — затраты продуктов по отраслям. СНС дает ступенчатую картину экономических процессов в стране. Она отражает операции, относящиеся к следующим основным фазам экономического процесса:
• производство и образование доходов;
• распределение и перераспределение доходов;
• образование «располагаемого дохода» и его использование на потребление и накопление;
• формирование источников финансирования капитальных затрат;
• инвестиции;
• приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств;
• изменения в активах, не связанные с нормальным экономическим процессом (войны, катастрофы, стихийные бедствия);
• формирование активов и пассивов.
Как макростатистическая модель рыночной экономики СНС базируется на идеологии равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных субъектов хозяйствования в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности. При этом в качестве инструментов саморегулирования экономики признаются механизм спроса и предложения, конкуренция, естественный перелив капитала. Вместе с тем предполагается осуществление государством функций по регулированию социально-экономических процессов в необходимом объеме.
Центральное место в СНС занимает показатель валового национального продукта, являющийся стоимостным эквивалентом рыночных стоимостей всех произведенных в течение года товаров (продуктов, услуг). При расчете производственным методом он исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости в отраслях народного хозяйства; методом распределения доходов — как общая сумма доходов хозяйственных звеньев от всех видов экономической деятельности и амортизационных отчислений; методом конечного использования — как сумма величины конечного потребления благ и услуг, капитальных вложений, прироста материальных оборотных средств и сальдо внешнеторговых операций.
Другими важными и часто используемыми показателями СНС являются:
• валовой внутренний продукт — рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года экономическими агентами, являющимися резидентами данной страны;
• чистый внутренний продукт — ВВП за вычетом потребления основных фондов;
• чистый национальный доход — ВНП за вычетом потребления основных фондов;
• располагаемый национальный доход — чистый национальный доход плюс поступившие из-за границы пожертвования, дарения, гуманитарная помощь за вычетом аналогичных передач за границу;
• конечные потребительские расходы — расходы на приобретение товаров и услуг домашними хозяйствами, конечные потребительские расходы органов государственного управления и частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
• сбережения — превышение располагаемого дохода над расходами на потребление, являющееся источником финансирования капитальных затрат;
• валовое накопление — сумма валового накопления основных фондов, прироста материальных оборотных средств и расходов на приобретение ценностей (антиквариата, картин, ювелирных изделий и т.п.);
• чистое накопление — валовое накопление за вычетом потребления основных фондов;
• капитальные затраты — сумма перечисленных выше элементов, покупки земли и других непроизводственных активов;
• чистое кредитование (заимствование) — превышение приобретения страной финансовых активов над принятием финансовых обязательств;
• чистый собственный капитал — сумма всех финансовых и нефинансовых активов, включая материальные и нематериальные, за вычетом финансовых обязательств;
• национальное богатство — сумма чистого собственного капитала резидентов данной страны;
• сальдо внешней торговли — разница между экспортом и импортом товаров и услуг;
• сальдо по текущему счету операций с другими странами — сумма сальдо текущих доходов, полученных из-за границы (оплата труда, доходы от собственности, трансферты), и сальдо внешней торговли.
Потребность в совершенствовании макростатистической модели воспроизводства в нашей стране все более отчетливо начала ощущаться с 70-х годов. Отсутствие ряда атрибутов товарно-денежных отношений, соответствующих разнообразным формам расчетов и движению капитала между участниками хозяйственных операций, и несовместимость с международными стандартами сужали возможности использования баланса народного хозяйства в качестве инструмента управления на основе экономических методов. Чтобы углубить анализ и повысить научный уровень макроэкономического планирования в 1980-е годы в дополнение к балансу народного хозяйства начали разрабатывать новые таблицы (например, баланс нематериальных услуг, затрат на их оказание, использования услуг различными слоями населения). Важным шагом в совершенствовании макроэкономического анализа и прогнозирования в России стало внедрение с 1989 г. в практику экономических расчетов показателя валового внутреннего продукта и валового национального продукта.
Переход от централизованного управления к рыночной модели хозяйствования, необходимость общаться с другими странами на едином экономическом языке вызвали потребность внедрить СНС и в России. В октябре 1992 г. была утверждена государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему национального счетоводства и принято постановление правительства по вопросам ее реализации. Внедряемая в России СНС базируется на стандартах по национальному счетоводству ООН и Европейской системы интегрированных экономических счетов.
В СНС РФ выделяются следующие сектора и подсектора экономики:
• предприятия по производству товаров и услуг, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия);
• финансовые учреждения — центральные банковские учреждения, другие финансовые и кредитные институты, страховые предприятия;
• органы государственного управления — центральное и местное правительство, фонды социального обеспечения;
• общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
• домашние хозяйства;
• внешнеэкономические связи («остальной мир»): страны — члены СНГ, институты СНГ, страны дальнего зарубежья и международные организации.
СНС РФ содержит счета для внутренней экономики (счет продуктов и услуг (свободный), счет производства, счет образования доходов, счет распределения доходов, счет использования доходов, счет капитальных затрат, финансовый счет) и счета внешнеэкономических связей (счета текущих операций, капитальных затрат и финансовый).
• Счет продуктов и услуг отображает формирование ресурсов продуктов и услуг посредством их производства и импорта, а также использование продуктов и услуг на конечное потребление, накопление и экспорт.
• Счет производства отражает все операции, связанные с производственным процессом на предприятиях, в организациях и у отдельных производителей в отраслях материального производства и нематериальных услуг.
• Счет образования доходов охватывает распределительные процессы, связанные с производством и приводящие к образованию первичных доходов участников производственного процесса — валовой прибыли предприятий, оплаты труда, чистых налогов на производство, смешанных доходов населения.
• Счет распределения доходов характеризует общий размер доходов, которые были получены и переданы хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, владения собственностью и перераспределения.
• Счет использования располагаемого дохода отражает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, негосударственных некоммерческих (общественных) организаций и валовое сбережение.
• Счет капитальных затрат показывает образование ресурсов для капитальных затрат и использование этих ресурсов для накопления основных фондов и материальных оборотных средств, приобретения земли и нематериальных активов.
• Финансовый счет, занимая особое положение в системе счетов для внутренней экономики, показывает изменение финансовых активов и пассивов, движение капиталов, характеризует финансовое состояние экономики. В составлении этого счета участвуют Министерство финансов, Центральный банк РФ.
• Счета внешнеэкономических связей отражают связи экономики РФ с республиками бывшего СССР и зарубежными странами. В счете текущих операций представлено движение продуктов, услуг и доходов, в счете капитальных затрат — движение капитала, в финансовом — изменение финансовых активов и пассивов.
В СНС РФ предусмотрена возможность разработать наряду с основными счетами дополнительные аналитические таблицы и счета по более широкому кругу отраслей, с большей детализацией показателей и т.п. Схемы счетов, составляемых на разных уровнях управления, идентичны, что существенно облегчает их агрегирование в целях анализа и прогнозирования и делает СНС сквозной системой.
С точки зрения отображения социально-экономических процессов и их прогнозирования в условиях перехода к рынку СНС как макромодель национальной экономики обладает рядом преимуществ:
1) характеризует функционирование всего экономического организма, включая сферу нематериальных услуг, занимающую значительный, постоянно возрастающий удельный вес в развивающейся рыночной экономике;
2) адекватно отображает реальное взаимодействие хозяйственных единиц в условиях рыночных отношений;
3) в модель СНС органично вписаны такие инструменты регулирования государством социально-экономического развития, как бюджет, налоги, финансирование и др.;
4) предоставляет большие возможности для анализа и прогнозирования финансовых процессов и функционирования кредитно-денежного механизма в стране в тесной взаимосвязи с общеэкономическими процессами;
5) отражение закономерностей в развитии экономики, связанных с отраслевой спецификой хозяйственной деятельности, органично сочетается с приоритетом отражения закономерностей кругооборота стоимости, имеющего в условиях рыночной системы первостепенное значение.
Переход к использованию СНС в качестве исходной базы разработки прогнозов и формирования на их основе государственной социально-экономической политики в полной мере соответствует плановой модели индикативного стратегического планирования, применяемой во многих развитых странах со смешанной рыночной экономикой. При этом обеспечивается возможность расчета трех блоков показателей:
· общеэкономических индикаторов, отражающих основные пропорции и структурные сдвиги в народном хозяйстве и важнейшие факторы их формирования;
· целевого воздействия государства на развитие отдельных сфер, отраслей и региональных звеньев экономики через контрактную систему;
· основных экономических регуляторов, с помощью которых государство оказывает влияние на темпы, пропорции и тенденции социально-экономического развития страны.
СНС позволяет прогнозировать важнейшие пропорции и структурные сдвиги в экономике в категориях формирования совокупного спроса и предложения. При этом используется схема расчетов, включающая оценку: структуры совокупного спроса и предложения на основе показателя ВНП, исчисляемого тремя методами; факторов, влияющих на величину совокупного спроса и предложения процентной ставки, цены, обменного курса, сбережений, финансовой и денежной системы; факторов, определяющих структуру совокупного спроса и предложения доходов населения, предприятий и государства; спроса и предложения на отдельных рынках товаров и услуг в разрезе институциональных секторов экономики с выделением трех классов производителей — товаров, государственных некоммерческих услуг и частных коммерческих услуг.
СНС представляет собой систему учета и расчетов макроэкономических показателей, альтернативную системе БНХ, которая на протяжении многих лет применялась в практике планирования в РФ. В этой связи принципиально важное значение имеет вопрос о существовании непротиворечивого метода перевода показателей БНХ в СНС. Ответ на этот вопрос базируется на сравнительном анализе БНХ и СНС Сопоставление основных концепций и показателей СНС и БНХ позволяет выявить различия, общие черты и принципы в четырех основных аспектах: в задачах, концепциях, методологиях и формах представления данных. Рассмотрим кратко эти различия и общие черты.
Различие двух систем в задачах состоит в том, что БНХ ориентировался на потребности централизованного планирования, вследствие чего его основной задачей было отражение процесса производства и движения материальных ресурсов. СНС обслуживает потребности управления рыночной экономикой и главное внимание в ней уделяется денежно-финансовым потокам и отношениям. Общим в задачах обеих систем является обеспечение базы для определения, анализа и прогнозирования системы макроэкономических показателей, характеризующих отдельные процессы в хозяйственной жизни страны и важнейшие взаимосвязи в экономике, ее развитие, а также достижение единства макроэкономических показателей с показателями развития ее различных сфер и звеньев.
В концепциях систем БНХ и СНС различны трактовки производительной деятельности и состава продукта: в БНХ производительной признается лишь деятельность в сфере материального производства, а в СНС — любая деятельность, приносящая доход; в БНХ в стоимость продукта включается перенесенная и вновь созданная стоимость, а в СНС стоимость продукта включает потребление материальных ресурсов и услуг и оплату факторов производства (труда, земли и капитала).
В методологии отличие систем СНС и БНХ выражается в ином подходе к определению сферы создания национального дохода (продукта), что приводит к иному содержанию показателей производства, а также показателей промежуточно го и конечного потребления, распределения и перераспределения доходов. К методологическим различиям двух моделей относится также подход к трактовке финансовых потоков (займов, кредитов и др.), которые в СНС рассматриваются как вид инвестиций отдельных секторов экономики, а в БНХ — как форма перераспределения национального дохода. Еще одно методологическое различие состоит в определении сбережений: в СНС четко разграничиваются текущие доходы и расходы, балансируемые сбережениями, которые рассматриваются в качестве источника финансирования капитальных затрат. В БНХ доходы и расходы не подразделяются на текущие и единовременные, вследствие чего в нем нет позиции сбережений как разности между текущими доходами и расходами. Отдельные виды сбережений, отражаемые в системе БНХ (прирост вкладов в банках и денежной наличности), рассматриваются как форма перераспределения национального дохода.
При отмеченных различиях в методологии СНС и БНХ можно найти много сходных моментов. Прежде всего в обеих макромоделях национальное хозяйство рассматривается как развивающаяся, воспроизводящаяся система, связанная с внешним миром, в целях структурирования хозяйства используются группировки и классификации, выделяются отдельные стадии в воспроизводственном процессе. Потоки потребительских стоимостей в СНС и БНХ отделены от потоков доходов. В обеих системах выделены, с одной стороны, потоки потребительных стоимостей и доходов, с другой — запасы ресурсов. Доходы от производства разграничены с доходами, полученными в процессе перераспределения. Применяется группировка продукции и потребления на конечные и промежуточные. Проводится различие между воспроизводимыми и невоспроизводимыми фондами, выделены основные фонды и материальные оборотные средства. Методологическое сходство проявляется также в отделении экономических операций от их субъектов, расчете накопления в виде валового и чистого (без вычета и с вычетом амортизации). Много общего между СНС и БНХ в использовании текущих и постоянных цен при исчислении показателей, трактовке деятельности подсобных хозяйств населения, методах оценки продукции, не принимающей товарно-денежной формы.
Различия в форме представления данных состоят в применении в СНС взаимосвязанных двусторонних счетов и таблиц вместо основанных на принципе двойной записи балансовых таблиц, используемых в БНХ.
Проведенный сравнительный анализ двух альтернативных систем учета и макроэкономического моделирования позволяет сделать вывод о возможности их интеграции, которая позволит сохранить такой важный элемент макроэкономического анализа и прогнозирования, как воспроизводство материального продукта, составляющего фундамент социально-экономического развития страны. Кроме того, это даст возможность воссоздать отдельные блоки и фрагменты СНС для ретроспективного анализа и применить экстраполяцию при разработке сценариев развития экономики в рамках альтернативных концепций.