Теоретические основы государственного долга

Бюджетная система страны всегда представляла собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.

Бюджет страны непосредственно зависит от её государственного устройства. К примеру, в странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты, а страны с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Бюджет любого уровня играет роль централизованного фонда денежных ресурсов. В свою очередь правительство страны или администрация конкретной территории располагает и распоряжается имеющимися активами.

Рассматривая бюджет более детально, различается деление на две части: доходы субъекта и его расходы. Доходами являются, получаемые государством за счет взимания налогов, пошлин, платежей, межторговых операций, иностранных кредитов и помощи и используемые для осуществления государственных функций. А расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные сегменты, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели и т.д.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП.

К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием производственных секторов экономики, которые в свою очередь направлены на поддержание и развитие всей экономической государственной системы.

На современном этапе всемирного развития, страны находятся в постоянной модернизации. В рамках всеобщей конкуренции, большинство стран вынуждены прибегать к помощи других государств, в связи, с чем возникают долговые обязательства.

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

Государственным долгом именуются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, субъектами, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, возникшие в результате государственных заимствований, а также долговые обязательства по государственным гарантиям. Государственный долг обусловлен наличием у государств больших долгов и необходимости выработки и осуществлению результативной политики в данной сфере.

На протяжении всего времени экономико-теоретические вопросы государственного долга рассматривались многими учеными-экономистами.

К настоящему времени в экономической науке разработано значительное число теоретических моделей, посвященных бюджетному дефициту и государственному долгу. Его можно рассмотреть как необходимый элемент действенной экономической политики, направленной на поддержание достаточного уровня совокупного спроса, определяющего степени производства и занятости.

Государственный долг выступает как элемент здравой экономической политики. Необходимость поддержания бюджетного дефицита и соответственно оправдание роста государственного долга объясняется необходимостью достижения эффективного спроса, сокращение которого приводит к сокращению объема производства и занятости.

Рассматривая долговые обязательства в рамках традиционного подхода, в современной экономической науке положительным следствием бюджетного дефицита считается наличие его стимулирующего эффекта в условиях закрытой и большой открытой экономики, а государственного долга соответственно — наличие ликвидных инструментов вложения сбережений. Таким образом, можно отметить, что положительный эффект представляет собой силу «короткого» действия, а отрицательный — «длинного действия». Но не стоит, не отметить о необходимость достижения равенства между приведенной текущей стоимостью государственных расходов и приведенной стоимостью налоговых поступлений.

Каждое государство самостоятельно принимает решение в выборе о решении вопроса государственного долга. Для одних приемлемо отказаться от значительной части своих обязательств, которые обязательства из года в год не выполняются, что порождает неплатежи и подрывает авторитет государства. Для других существуют серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов, т.к. сказывается сложившийся уровень государственной поддержки населения. Расходы на поддержание высокого уровня страны отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшение расходов на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных радикальных реформ в этих сферах, что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.

Наши рекомендации