Основные категории и понятия. Несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, ценовая дискриминация, отраслевой барьер, олигополия
Несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, ценовая дискриминация, отраслевой барьер, олигополия, ценовая война, монополистическая конкуренция с дифференциацией товара, индекс Герфиндаля – Хиршмана, антимонопольная политика государства.
Контрольные вопросы
1. Что общего и в чем отличие у монополии и монопсонии?
2. Что такое «рыночная власть»? Как ей можно злоупотреблять?
3. Перечислите возможные барьеры для входа в монополизированную отрасль. Приведите примеры.
4. Что показывает индекс Герфиндаля – Хиршмана?
5. Когда может быть использована ценовая дискриминация? Приведите пример.
6. Составьте сравнительную характеристику разных типов рыночных структур несовершенной конкуренции. Какие основные критерии можно выбрать для сравнения?
7. Поясните, в чем заключается двойственная роль монополий в рыночной экономике.
8. В чем особенности антимонопольной политики разных стран?
Тема 7. Теория фирмы
и организационные формы бизнеса
1. Сущность, сферы и функции предпринимательства.
Организационно‑правовые формы предприятий
Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство.
Как экономическая категория предпринимательство – это деятельность экономического субъекта по наиболее эффективному использованию факторов производства с целью максимизации дохода.
Как метод ведения хозяйства предпринимательство представляет собой творческую деятельность, направленную на достижение коммерческого успеха и увеличение прибыли.
Как особый тип экономического мышления предпринимательство – это совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию и реализации хозяйственных решений.
Согласно ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство.
Фирма – это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. При этом важно, что понятие предпринимательства в целом шире, чем понятие фирмы, так как наряду с организациями оно включает все виды индивидуальной экономической активности.
Очень часто в микроэкономическом анализе понятия предприятия и фирмы практически отождествляются. Смысл разграничения понятий состоит в следующем. Предприятие – обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма – организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. В случае вхождения в состав фирмы нескольких производственных предприятий ее организационные рамки, скорее всего, не будут совпадать с рамками предприятия.
Предпринимательские фирмы различают также по форме собственности, на которой они базируются, по размеру, по содержанию деятельности и т. д.
С точки зрения собственности выделяют государственные, муниципальные и частные фирмы.
Указанные фирмы по численности занятых в них работников и по годовому обороту капитала могут быть малыми, средними, крупными.
Малые предприятия гибки и маневренны: они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в малых и средних городах.
Преуспевающие средние компании придерживаются патиентной специализации. Оставаясь небольшой по размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециализированной продукции, общий спрос на которую невелик. По сравнению с мелкими компаниями они обладают повышенной устойчивостью. Сильные стороны компаний‑патиентов связаны с доминирующим положением в рамках занимаемой ими ниши.
Мировой опыт действительно показывает, что наиболее новаторские инновации осуществляются мелким и средним бизнесом. Однако надо отметить, что они становятся движущей силой экономики лишь тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес, который концентрирует в своих руках и преобладающую долю частных расходов на НИОКР. Опыт России свидетельствует о том, что именно крупные промышленные и финансово‑промышленные корпорации берут на себя функции структурной перестройки, упрочения рыночных позиций в стратегически значимых отраслях и создают основу для устойчивого роста экономики в целом.
В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг и т. д., подлежащих последующей реализации потребителям.
Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно‑денежные отношения, торгово‑обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг.
Объектом финансового предпринимательства выступает специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги, т. е. различные финансовые активы.
Консультативное – заключается в предоставлении независимых советов и помощи по различным профессиональным вопросам, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Каждый вид имеет свою специфику, особенности. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, причем один вид деятельности может содержаться в другом.
Различают следующие организационно‑правовые формы коммерческих предприятий: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, производственный кооператив.
Полное товарищество–организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Совершение действий – по общему единогласному решению (договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников). Каждый участник имеет один голос (если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников). От имени товарищества вправе действовать каждый участник (если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам).
Товарищество на вере (коммандитное товарищество)–признается товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников‑вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Органы управления: общее собрание участников (высший орган управления), исполнительный орган (единоличный или коллегиальный, осуществляет текущее руководство деятельностью и подотчетен общему собранию участников).
Доля в обществе может быть продана или отчуждена иным способом. Участники общества имеют при этом преимущественное право покупки.
Общество с дополнительной ответственностью–учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Акционерное общество–общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Различают открытое и закрытое акционерное общество. Органы управления: общее собрание акционеров (высший орган управления), наблюдательный совет или совет директоров (если акционеров менее 50, то может не создаваться), исполнительный орган (единоличный и/или коллегиальный).
Акции ЗАО размещаются среди заранее известного круга лиц, в ОАО может быть открытая подписка.
Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Унитарное предприятие–коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Унитарные предприятия могут быть 2 видов: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
2. Издержки производства и их виды.
Экономическая и бухгалтерская прибыль. Доходы предприятия
Любой производственный процесс связан с затратами (издержками) и результатами (прибылью).
Постоянные издержки – издержки, которые не зависят от объема производства. Они остаются неизменными, даже если предприятие вообще ничего не производит. К ним можно отнести проценты по займам, амортизационные отчисления, плату охраны, арендную плату и т. д.
Переменные издержки – издержки, зависящие от количества производимой продукции и складывающиеся из затрат на сырье, материалы, электроэнергию, заработную плату и т. д. В ситуации, когда продукция не выпускается, переменные издержки равны нулю.
Валовые издержки – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы при каждом конкретном уровне производства.
Средние издержки (АС) – это издержки, приходящиеся на единицу продукции. Выделяют:
· средние постоянные издержки – это постоянные издержки, деленные на объем выпуска продукции;
· средние переменные издержки – переменные издержки, деленные на объем выпуска продукции;
· средние валовые издержки – сумма средних переменных и средних постоянных издержек.
Предельные издержки (МС) – затраты на производство дополнительной единицы продукции.
Альтернативные издержки – затраты на производство одной продукции, выраженные в единицах другой продукции или ценностей, которые могла бы создавать фирма в условиях альтернативного, иного применения своих ограниченных ресурсов.
Явные реальные издержки – это все затраты предпринимателя, учтенные в официальной, или бухгалтерской отчетности предприятия.
Скрытые реальные издержки – это фактические затраты предпринимателя, не отраженные в официальной отчетности предприятия. Примером может служить случай, когда хозяин фирмы не начисляет себе или членам своей семьи зарплату и т. д.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между общей выручкой фирмы и явными реальными издержками.
Экономическая прибыль – разность между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя).
Совокупный доход – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.
Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданного блага.
Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.
3. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Эффект масштаба производства
На конкурентном рынке рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения в рамках всей отрасли, т. е. конкурентная фирма принимает цену как заданную внешне. Из этого следует, что кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы будет представлена горизонтальной линией (dd), общий валовой доход фирмы (TR) будет равен произведению цены на количество проданной продукции, предельный доход (MR) будет равен цене продукции, средний доход (AR) будет также равен цене продукции, т. е. dd = P0 = AR = MR. Определим условия производства, максимизирующие прибыль.
Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.
Рис. 10. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
На рис. 10 видно, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода (MR) в точке М, соответствующей объему производства Q1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.
Таким образом, условие равновесия фирмы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС = МR, а на рынке совершенной конкуренции это условие можно записать как МС = Р.
Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (ТR) и валовыми издержками (ТС). Но TR = Q*Р, ТС = Q*АС. Соединим проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек.
На рис. 11 показаны 3 варианта развития ситуации.
В первом случае MR = AC, валовая выручка равна валовым издержкам, цена продукции равна средним издержкам, прибыль будет нормальной.
Во втором случае линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек, то в точке равновесия М фирма будет получать прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2 средние издержки будут равны С2, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника ОС2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник ОР2МQ2) будет больше и площадь заштрихованного прямоугольника С2Р2МL покажет общую массу получаемой сверхприбыли.
В третьем случае средние издержки превышают рыночную цену и даже при оптимальном объеме производства (МС = Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других значениях объема производства.
Рис. 11. Прибыли и убытки фирмы в условиях совершенной конкуренции
Краткосрочным можно назвать период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее. Долгосрочный период, напротив, является достаточным для вступления новых фирм в отрасль, если представляется возможность получения более высокой прибыли и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки. В отличие от краткосрочного, длительный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ресурсы, поскольку все факторы производства становятся переменными. Поэтому в долгосрочном периоде используется одно понятие – средних издержек.
Так как все вовлекаемые ресурсы становятся переменными, то фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. Меняя объемы производства, фирма переходит от одной кривой средних издержек краткосрочного периода к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать. Соединив точки минимума АС1, АС2, АС3, АС5 и т. д. получим средние издержки в длительном периоде (ACL).
Рис. 12. Долгосрочные средние издержки фирмы
При условии, что цены на вводимые ресурсы остаются неизменными, уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде до Q3 объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия «эффекта масштаба». Однако дальнейшее расширение производства приведет к тому, что на фирмах возрастут так называемые издержки бюрократического контроля.
Положительным эффект масштаба будет, если при росте объема выпуска снижаются издержки, отрицательным – если они увеличиваются, оптимальным считается тот, при котором достигается глобальный минимум издержек (Q3).
Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по‑разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии: предприятия электро‑, газо‑ и водоснабжения.
Если цена равна минимальным средним издержкам, то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа фирм в отрасли, отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия (МС = Р = АС = LАС).
Рис. 13. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции.
4. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики.
Понятие асимметричной информации
Явление, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют другие заинтересованные лица, называется асимметричностью информации. Возникает неопределенность – недостаток информации о вероятных будущих событиях.
В экономической теории существуют различные точки зрения относительно неопределенности.
1. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов.
2. Сила рынка как раз и заключается в умении использовать информацию, которая первоначально доступна немногим (Ф. А. Хайек). Предприниматель, обладающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к информации не получат остальные агенты на рынке.
Таким образом, асимметричность информации представляет собой естественный и объективный феномен, присущий современной рыночной экономике, где все участники сделок никогда не будут равны, с точки зрения информационной обеспеченности.
В результате асимметричности информации возникают интерналии, т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены и документально отражены в содержании сделки, и экстерналии, т. е. издержки или выгоды, получаемые «третьими лицами» (лицами, не участвующими в данной сделке).
Примером положительной интерналии является ситуация, при которой приобретенные в ходе сделок блага обнаруживают такие дополнительные свойства, которые обеспечивают рост благосостояния потребителя. Правда, для продавца эта ситуация выступает в форме отрицательной интерналии, так как он упустил часть возможного дохода.
Широко известен также пример страховых услуг. Люди, обращающиеся в компанию, лучше знают состояние своего здоровья, качества имущества, в результате возникает асимметричность информации.
Существует несколько методов снижения асимметричности информации. Одним из самых распространенных способов являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автор этой концепции – М. Спенс. Рыночным сигналом может быть внешний вид изделия, репутация продавца, предоставление гарантийных обязательств, на рынке труда таким сигналом является образование. Еще одним способом снижения асимметричности информации может стать вмешательство государства.
Неопределенность не следует идентифицировать с понятием риска, представляющего собой такую степень информированности экономических субъектов, когда они знают о вероятных событиях в будущем, однако не знают точно о том, какое именно событие произойдет. Это означает, что для хозяйственных субъектов наиболее предпочтительной является ситуация, связанная с риском, в которой можно обосновать логику экономического поведения, чего объективно сделать невозможно в ситуации неопределенности.
У собственников факторов производства и предпринимателей наблюдается самое различное отношение к риску. Оно зависит не только от реально складывающихся конкретных обстоятельств, связанных с динамикой рыночной среды, но и от субъективно‑личностных качеств участников соответствующих сделок и контрактов, их благосостояния и т. д.
Существует множество критериев для классификации предпринимательских рисков. Рассмотрим некоторые из них.
Глобальный (общегосударственный) риск связан с принятием решений в отношении налоговой, кредитно‑финансовой политики на уровне государства. Локальные риски – риски на уровне предприятия.
В зависимости от степени влияния известны следующие виды предпринимательского риска: производственный, коммерческий, финансовый.
Риск банкротства представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и его неспособность рассчитываться по взятым обязательствам. Понятие, признаки, процедуры банкротства регулируются Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Страхование – процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.
Объединение риска – это способ его минимизации, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики.
Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию.
Диверсификация – способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать за счет другой сферы.
Надо также иметь в виду, что существуют нестрахуемые риски. Здесь речь идет о слабой предсказуемости природно‑климатических явлений, социально‑политических катаклизмах и т. п.