Практический кейс №1 (8 час.)
АлтГУ
Практические кейсы
По дисциплине
«Экономика сферы услуг»
Барнаул 2016
Практические кейсы по дисциплине «Экономика сферы услуг»
Каждый модуль дисциплины сопровождается практическим кейсом, который состоит из двух частей: I-я включает задания выполняемые группой (командой) по 3–7 человек; II – задания, выполняемые индивидуально (для самостоятельной работы, СРС). Готовится презентация результатов.
Модули имеют следующую структуру:
1) разные точки зрения, контент-анализ (15 баллов);
2) обобщения, собственные выводы, сравнительная характеристика, преимущества, недостатки (10 баллов);
3) приводятся арифметические примеры, которые позволяют оценить предмет изучения в количественных (объемных и стоимостных) показателях (10 баллов);
4) задания проблемно-ориентированные, включают расчет, анализ, оценку основных или сопутствующих данному явлению, ситуацию (предмет изучения данной главы) (10 баллов);
5) приводятся вопросы, с помощью которых расширяются знания о предмете изучения (15 баллов);
6) задания практико-ориентированные, формируются проблемы (противоречия), возникающие в результате текущей ситуации, российских условиях, региональных и др. (15 баллов);
7) разрабатываются (предлагаются) возможные варианты решения (10 баллов);
8) готовится информационный и аналитический материал в виде презентации (15 баллов);
9) оценка результатов: каждая позиция оценивается вкладом каждого студента (структура оценки в сумме 100 баллов).
В каждой группе заполняются результаты ответов.
Студенты | Задания | Баллы | |
Макс | Факт | ||
1. | 1. | ||
2. | 2. | ||
Итого | 100 баллов |
Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
№ раздела и темы | Содержание и формы проведения |
Тема 1. | Занятие 1. Современное общество и экономика в координатах разных понятий. Проводится в форме дискуссий. - цивилизационный подход и основные этапы развития человеческого общества; -современная экономика: подходы к ее пониманию; -особенности российской цивилизации. Россия и постиндустриальная цивилизация. |
Тема 2. | Занятие 2. Эволюция понимания феномена «сфера услуг». Проводится в форме дискуссии - структура и роль современной сферы услуг; -сфера услуг и материальное производство: проблемы взаимодействия.. |
Тема 3. | Занятие 3. Услуги и их роль в современном обществе: - природа услуги, ее отличия от материальных товаров; - необходимость классификации услуг по различным квалификационным признакам; -service в узком и широком понимании |
Тема 4. | Занятие 4. Рынок услуг и его основные субъекты: -особенности функционирования рынка услуг; -роль и основные субъекты рынка услуг (государство, сфера бизнеса, домохозяйства, некоммерческие организации) |
Тема 5. | Занятие 5. Франчайзинг: сущность и его применение в сфере услуг -сущностные черты франчайзинга. Проводится в форме дискуссии. -франчайзинг в сфере услуг в России |
Тема 6 | Государственное регулирование сферы услуг: необходимость, цели и инструменты |
Тема 7 | Занятие 7. Мировой рынок услуг и проблемы формирования единого механизма его регулирования. Проводится в форме дискуссии -особенности мирового рынка услуг. - ГАТС и способы международной торговли услугами. Россия на мировом рынке услуг. |
Практический кейс №1 (8 час.)
1) - разные точки зрения, 2) - обобщения, 3) - задачи, 4) - задания, 5) - вопросы, 6) - проблемы, 7) - варианты решения, презентация, 8) - оценка результатов. |
I – задания в группах (команде) |
1. Вопросы для собеседования, устного опроса, дискуссии
Устный опрос в форме собеседования, дискуссии проводится в течение прохождения дисциплины «Экономика сферы услуг». Вопросы для подготовки к собеседованию, дискуссии выдаются студентам заранее.
Перечень вопросов по дисциплине «Экономика сферы услуг» по каждому модулю
Модуль 1. Сфера услуг в современном обществе, экономике: аспекты терминологической определенности (4)
Современное состояние сферы услуг: зарубежный и российский опыт
1.Какие два основных подхода используются для периодизации развития человеческого общества?
2.В чем заключаются сущность формационного подхода и его ограниченность?
3.В чем проявляется преимущество цивилизационного подхода?
4.Чем объясняется разная градация исторического развития общества в рамках цивилизационного подхода?
5.Какие технологические уровни (уклады) прошло в своем развитии человеческое общество?
6.Какие этапы в развитии человеческого общества выделяют Э. Тоффлер, Д. Белл?
7.Какие черты свойственны доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному обществу? Дайте сравнительную характеристику этих трех эпох в развитии человеческого общества.
8.Как соотносятся понятия «постиндустриальное общество» и «индустриальное общество» и какими терминами характеризуется современное общество в современной литературе?
1.Раскройте роль информации в развитии цивилизации.
2.Какие информационные революции определили развитие человеческой цивилизации?
3.Какими понятиями в современной литературе отражается сущность современной экономики?
4.Что понимается под информационной экономикой?
5.Почему экономику постиндустриальных стран можно назвать сервисной?
6.Каковы отличительные черты сервисной экономики? Раскройте различия индустриальной и сервисной экономик.
7.Каковы подходы к пониманию «новой экономики»?
8.Охарактеризуйте отличительные черты новой экономики.
9.Какие факты и статистические данные свидетельствуют о том, что современная экономика развитых стран выступает как экономика услуг?
10.Раскройте подход К. Кларка к структурированию общественного производства.
11.Каков состав и тенденции изменения первичного, вторичного и третичного секторов общественного производства?
12.В чем преимущества и уязвимость подхода Д. Белла к структурированию общественного производства?
13.Каковы закономерности, характеризующие взаимосвязь и взаимообусловленность материального производства и сферы услуг?
14.Раскройте причины стремительного развития сферы услуг.
15.Что понимается под качеством жизни и какова взаимосвязь качества жизни и сферы услуг?
16.Раскройте роль сферы услуг в современных условиях.
17.Каковы были причины неразвитости сферы услуг в СССР?
18.Какие отрицательные и положительные тенденции в развитии сферы услуг присущи современной России?
19.Что понимается под сферой услуг и какие основные черты присущи сфере услуг?
Модуль 2. Услуги в современной экономике: сущность и классификации (2)
1.В каких понятиях (терминах) можно отразить результаты процесса производства?
2.Когда и кем был введен в научный оборот термин «услуга»?
3.Что понимали под услугой Ф. Бастиа, К. Маркс?
4.Раскройте основные свойства услуги.
5.Что понимается под стандартом обслуживания?
6.Приведите известные вам определения услуги и сопоставьте их.
7.Опишите изменения, которые могут произойти в связи с получением услуги.
8.Как соотносятся понятия «услуга» и «сервис»?
9.Чем обусловлена необходимость классификации услуг?
10.По каким признакам могут быть классифицированы услуги?
11.Охарактеризуйте классификацию услуг по Зингельманну, по Ловелоку.
12.В чем состоит парадокс Солоу?