Монополистическая конкуренция. Тема 1. Теория потребительского поведения в условиях рыночной экономики

Тема 1. Теория потребительского поведения в условиях рыночной экономики

Предпочтения и выбор потребителя. Общие предпосылки анализа поведения потребителей: принцип рациональности, «при прочих равных условиях, предпосылки определенности и отсутствия риска, полнота информации, статичность и отсутствие межвременной отсроченности.

Аксиомы потребительского выбора и их следствия.

Функция полезности, ее виды и роль в анализе поведения потребителей: ординалистский и кардиналистский подходы к анализу предпочтений.

Бюджетное ограничение: денежная и неденежная (натуральная) форма дохода. Графическое представление и алгебраическое описание.

Выбор потребителя. Внутренний и краевой оптимум потребителя и их экономический смысл.

Кривые «доход – потребление» и кривые Энгеля, их вывод для нормальных, необходимых благ и предметов роскоши и их анализ.

Кривая «цена-потребление» и вывод кривой индивидуального спроса для разных типов экономических благ. Функциональный и нефункциональный спрос. Эффекты дохода и замещения по Хиксу и Слуцкому. Модель компенсированного спроса по Хиксу и Слуцкому.

Экономика начального запаса.

Выгода потребителя.

Тема 2. Теория производства, издержек, прибыли и рыночное предложение

Технология производства. Изокванты. Производство с одним переменным ресурсом: средний, предельный продукт, убывающая производительность фактора производства. Производство с двумя переменными ресурсами: предельная норма технического замещения. Производственная функция и ее свойства. Изокоста. Оптимальный выбор производства. Оптимальный путь развития, его траектории.

Издержки фирмы: классификация, виды, графический анализ в кратко- и долгосрочном периоде. Анализ основных характеристик экономической деятельности однопродуктовой фирмы. Экономия от масштаба деятельности. Невозвратные издержки.

Анализ поведения многопродуктового предприятия: экономия от совмещения производств.

Максимизация прибыли и индивидуальное предложение в кратко- и долгосрочном периодах. Излишек производителя.

Тема 3. Модель микроэкономического равновесия

Альтернативные подходы к установлению микроэкономического равновесия: статический и динамический подход. Предпосылки Л. Вальраса и А. Маршалла: единственность и стабильность равновесия. «Паутинообразная» модель равновесия.

Сдвиги равновесия и его факторы. Влияние эластичности спроса и предложения на результаты сдвига точки равновесия. Налоги и дотации в теории излишков потребителя и производителя. Потери общества.

Тема 4. Модель совершенной конкуренции

Понятие рыночной структуры и сравнительный анализ ключевых признаков совершенной и несовершенной конкуренции. Отраслевое равновесие в условиях совершенной конкуренции в кратко- и долгосрочном периоде.

Экономическая эффективность совершенной конкуренции. Критерий Парето.

Регулирующее вмешательство (ценовое и неценовое) на рынках совершенной конкуренции и анализ его эффективности.

Тема 5. Модель несовершенной конкуренции

Монополия и ее регулирование

Несовершенная конкуренция и ее виды. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Количественные характеристики монопольной власти.

Максимизация прибыли однопродуктового чистого монополиста с линейной функцией спроса. Цена и объем производства чистого монополиста. Государственное регулирование монополий.

Неэффективность монополии, потери «мертвого груза».

Особенности поведения монополиста с несколькими предприятиями.

Естественная монополия и ценообразование по правилу Рамсея.

Олигополия

Модели олигопольного поведения производителя: модели Курно, Штакельберга, Бертрана и ценового лидерства. Сговор: формирование картеля. Однократные и повторяющиеся взаимодействия.

Монополистическая конкуренция

Предпосылки модели монополистической конкуренции. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции: ценовая дискриминация; схема «двойного тарифа», принцип «издержки плюс», связанные продажи. Дифференциация товаров. Модели пространственной дифференциации продукта.

Наши рекомендации