Современная налоговая система
Под налогами (сборами, пошлинами) понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня, осуществляемые плательщиками на условиях, определяемых законодательством.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система должна строится на основе следующих принципов:
1. Посильность (необременительность) – уровень налоговой ставки должен учитывать возможности налогоплательщика.
2. Прозрачность – система уплаты налогов должна быть простой и понятной для налогоплательщика
3. Однократность – необходимо избегать двойного налогообложения (в налоге с оборота или с банковских депозитов)
4. Обязательность – система штрафов и санкций должна делать сокрытие налогов экономически не выгодным
5. Гибкость – налоговая система должна перестраиваться при изменениях в макроэкономической ситуации без потерь для общества.
Налоговая система выполняет три основные функции:
1. Фискальную (Фиск – казна) Позволяет собрать средства, необходимые для финансирования бюджетных расходов.
2. Регулирующую. Позволяет оказывать необходимое воздействие на экономику, способствовать ее стабилизации или, наоборот, стимулировать экономический рост.
3. Перераспределительную. Финансовые средства изымаются с одних направлений экономики и направляются в другие, более перспективные. Или они за счет прогрессивного налогообложения частично перераспределяются от богатых к малообеспеченным слоям населения.
Налоги подразделяются:
1. На прямые и косвенные. Прямые – это налоги, которые взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: налоги на доходы (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, платежи на социальное страхование), поимущественные налоги (на имущество граждан или предприятий, на собственность, на наследство и т.п.) Тяжесть налогового бремени приходится непосредственно на плательщика налога.
Косвенные – это налоги, взимаемые при движении товара или услуги. К ним относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акцизы, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Обычно эти налоги частично или полностью закладываются в цену товара, а часть налогового бремени перекладывается на покупателя. Чем меньше эластичность спроса, тем большая часть налога оплачивается за счет потребителя. Т.е. чем меньше эластичность, тем больше налоговое бремя покупателя.
2. На прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивные – ставка налога растёт с увеличением налогооблагаемой базы. Пропорциональные – ставке одинакова для любых облагаемых сумм (подоходный налог в России). Регрессивные – с ростом облагаемых сумм ставка налога уменьшается (обычно для косвенных налогов или для специальных целей - например, налогообложение прибыли, идущей на развитие производства).
3. На федеральные, республиканские и местные.
К федеральным налогам в России относятся: 1) налог на добавленную стоимость, 2) акцизы, 3) налог на доходы физических лиц, 4) налог на прибыль предприятий, 5) налог на добычу полезных ископаемых, 6) водный налог, 7) сбор за пользование объектами животного мира 8) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, 9) государственная пошлина 10) таможенная пошлина.
Поступления большинства федеральных налогов распределяются между бюджетами всех уровней в %-ном отношении.
Региональные: налог на имущество предприятий, налог на игорный бизнес, транспортный налог, лесной сбор.
Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Налоговая структура большинства западных государств составляет: примерно 40% - налоги на доход и прибыль, 30% - косвенные налоги, 20 % - взносы на социальное страхование, 10% - прочие налоги. В России основные доходы формируются от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, налогов на прибыль предприятий и таможенных сборов.
Существует зависимость между налоговыми ставками и уровнем доходов государственного бюджета. Она получила название кривой Лаффера.
Сначала с ростом налогов доходы бюджета повышаются, но затем сокращаются вплоть до нуля. Сокращается налоговая база государства, т.е. сумма, с которой взимается налог. Она равна разнице между полученным доходом и налоговыми льготами.
Налоговая база уменьшается, потому что:
- Часть предприятий разоряется из-за высоких налогов.
- Часть уходит в теневой сектор экономики, чтобы избежать налогообложения.
- Часть предприятий переводится за границу.
Лекция 4. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА.
Инфляция.
Инфляция считается одной из главных макроэкономических проблем. Ее часто называют «хронической болезнью» современной экономики. Термин «инфляция» в переводе с латыни означает «вздутие». С ярко выраженными инфляционными процессами европейская цивилизация впервые столкнулась в период Великих географических открытий. Когда в Европу хлынуло золото и серебро из Америки, количество денег резко возросло, а сами они обесценились. Термин «инфляция» появился в США в период Гражданской войны 1861-1865 годов. Правительства Севера и Юга финансировали военные расходы за счет выпуска дополнительной денежной массы. Серьезное изучение инфляции началось с конца 19 века.
Инфляцию обычно определяют как рост цен или обесценивание денежной единицы. Но оба эти процесса представляют собой внешнее проявление инфляции. Более точное определение: инфляция – это дисбаланс денежной и товарной массы, который проявляется в росте цен и обесценивании денежной единицы.
Виды инфляции:
1. Скрытая (подавленная) и открытая.
Скрытая инфляция имеет место при дефиците в экономике. Масштабная скрытая инфляция была в Советском Союзе начиная с конца 70-х годов. Она резко возросла с начала перестройки, во второй половине 80-х годов. Формально цены не растут, государство держит их на установленном уровне. Но по этим низким ценам в магазинах ничего нельзя купить. При этом любые товары можно приобрести на черном рынке по гораздо более высоким ценам.