Человек как объект социальной политики
Глава 4.3.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
План: j
1. Человек как объект социальной политики
2. Качество рабочей силы на рубеже XXI века
3. Компетентность персонала
4. Контрольные задания и задачи для самопроверка
5. Литература
Логика социально-экономического развития стран с развитой рыночной экономикой поставила вопрос о глубоком переосмыслении подходов к экономическому развитию на основе качественно новых принципов. Наиболее полно новые организационные принципы представлены в работах А. Чандлера1, Т. Питерса и Р. Уо-термена «В поисках совершенства» и «Стремление к совершенству»3, а также Дж. Нейсбита и Р. Абардина «Перестройка корпорации» .
Фундаментальную позицию этих авторов можно выразить следующим образом: в новом постиндустриальном (инновационном) обществе финансовый капитал вытеснен человеческим в качестве стратегического ресурса5. Таким образом современное состояние общества характеризуется тем, что меняется парадигма его развития. Не финансовый капитал и политические идеологии, а человеческий интеллектуальный потенциал, знания определяют темпы развития общества. Исследования Всемирного банка показали, что производственная составляющая ВВП сегодня равна 18-20 процентам, а остальные 80 процентов напрямую зависят от качества человеческих ресурсов.
В одной острой дискуссии удачно сказано, что кадры — это не фактор и не ресурс реформы, а пространство, где реформа должна произойти. И практика подтверждает, что человеческие возможности являются определяющими в достижении поставленных целей. Поэтому прогнозируя экономический рост, нельзя упускать из виду состояние кадрового потенциала. «Поколением, которое мы потеряли» исследователи называют россиян старше 45 лет. После кризиса 1992-1993 гг. этот наиболее активный трудовой слой «вымыт» с большинства предприятий и научных центров, эмигрировав за рубеж или подавшись в челноки. Квалифицированные работники, особенно в сфере высоких технологий, практически потеряны. Возрастной провал в кадрово-профессиональной структуре наблюдается практически во всех сферах деятельности. Другой негативный фактор — резкое сокращение активной части населения в малых и средних городах за счет миграции данной категории в мегаполисы, и, прежде всего, в Москву.
Кадровая ситуация еще более обостряется в связи с очень тяжелым положением в социальной сфере. Такой ситуации, по мнению специалистов, не было даже в 1992-1993 гг., когда начался переход к новой модели экономики и общественного устройства и осуществлена либерализация цен. Сегодня число бедных приближается к 50 млн.; уровень пенсий один из самых низких начиная с 1991 г.
В настоящее время значительная часть самодеятельного населения получает заработную плату, равную лишь нескольким десяткам долларов США. Так, среднемесячная начисленная заработная плата в 1999 г. составила всего 64 долл. (в 1998 г. —
Chandler A/ The visible hand: The managerial revolution in American business. — L., 1997.
2 Peiers Т., Walermcn R. In search of excellence. — N.Y., 1982.
3 Peiers Т., Austin N. A passion for елсеИепсе. —. N. Y., 1985.
Naisbiit J., Aburdene P. Rein venting the corporation: Transforming Your job and Your company for new information socity. — NY., 1985.
Но многих егранах вместо терминов «персона.']» и якалры» сейчас используется гермин «человеческие ресурсы». При таком подходе люди рассматриваются как ценный ресурс, необходимый для достижения страпи нческич целей организации.
108, 1997 г. — 164, 1996 г.— 154, 1995 г. — 103 долл.).1 Данный показатель соответствует уровню оплаты труда в развивающихся странах и свидетельствует о крайне низких затратах на воспроизводство рабочей силы в России. Врач получает в среднем 33$ в месяц, педагог — 30$. По критериям МОТ, разработанным для слаборазвитых стран, доход, равный 1$ в день, означает полную нищету, тем не менее, мы говорим о социально ориентированной политике.2 Структура (доля заработной платы составляет лишь 37% общих доходов) и суммы получаемых сегодня российскими гражданами доходов свидетельствует о падении роли основного места работы как источника заработка, а значит, и как сферы приложения труда. Особенно быстро падает престиж производительного труда, на котором строится благосостояние любого высокоразвитого общества. Но несмотря на эти условия, многие российские предприятия, по сути дела, сохранили свое «кадровое ядро»;
а) работников со средним возрастом более 40 лет и стажем работы в среднем
20 лет;
б) руководителей со средним возрастом - 4S-50 лет и стажем работы в должности
в среднем от 5 до 7 лет.
С одной стороны, такая структура трудового коллектива обеспечивает надежность в рисковых ситуациях, так как никто не разбежится при ее ухудшении. Но с другой стороны, оставшийся персонал обладает значительной трудовой инертностью — привычкой к освоенному виду труда, а также весьма старыми профессиональными знаниями и устаревшими методами организации труда и производства. Рост объемов производства за небольшим исключением сегодня происходит за счет восстановления производства образна 90-х гг., имеющего больше отношения к импортозамещению, чем К структурной перестройке, но в ближайшее время станет проблема именно структуризации предприятия. Это будет означать, что возникнет потребность в профессионально подготовленных работниках, будут востребованы новые образца рыночного поведения и новые профессии.
В этих условиях выжить в конкурентной борьбе и нормально развиваться смогут компании и фирмы, кадровая политика которых будет построена на систематическом анализе внутренних и внешних условий их деятельности, будет точно отражать общую концепцию развития организации.
Придя на смену тейлоризму с его жесткой формальной организацией, игнорировавшей личность работника, идеология «человеческих отношений» зародившая-:я в США в 30-е гг. дала заметные результаты в производственном и социальном )спектах. Произошло значительное развитие функции «управления персоналом», гутем использования богатого арсенала средств стимулирования и манипулирова-шя людьми. Эта функция стала важнейшей частью капиталистического менеджмента, что проявилось, в частности, в высоком статусе кадровых служб в частных фирмах и в государственном аппарате.
S современном обществе уровень развития техники и технологии настолько ;ысок, что невозможно получить значительное преимущество на рынке только за IX счет. Необходимо задействовать более мощный и перспективный ресурс, в ка-естве которого выступает человек, обладающий огромным потенциалом и имею-1ИЙ способность к саморазвитию.
1 Трудовой мир. 2000, № 4, — с. S.
!См : Человек и 1руд, 2000, № 1, —с. 22.
руководители процветающих западных фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно.
На современное отношение к человеку на производстве повлияли: ф сосредоточение в руках одного, «рядового» работника огромной мощи — энергетической, технической, экологической, экономической и т.п., что явилось неизбежным следствием научно-технического прогресса;
• доказанная на практике высокая в конкурентной экономике эффективность
инвестиций в персонал;
• решающая роль персонала s принятии и реализации решений, в генерации ин
новационных идей;
• рост самосознания персонала как субъекта организации, рост качества рабочей
силы, правовой подготовки персонала и возможностей защиты своих интересов;
• повышение уровня общественного развития, что определило пристальное
внимание общественности к вопросам этики бизнеса, к его поведению по от
ношению к клиентам, акционерам, сотрудникам, обществу в целом;
• восприятие отношения к персоналу как отражение внутренней этики предпри
ятия, сущности и глубины моральных принципов поведения в бизнесе,
влияющих на имидж организации.
Таким образом, переход к. рыночной экономике связан с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого становится организация (предприятие), а внутри ее —■ человек труда, работник.'
В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник целый ряд понятий: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «человеческий капитал». В табл. 1 в хронологической последовательности в соответствии со временем их возникновения и активного использования приведены вес рассмотренные понятия. Данная хронология отражает постепенное сознание обществом возрастающей роли человека в экономике и усиление комплексного подхода к его изучению. В момент своего возникновения то или иное понятие несет на себе четко обозначенную смысловую нагрузку. Однако в дальнейшем оно истолковывается с позиций современного знания о человеке, который становится главной действующей силой и основным действующим лицом прогресса. Но если в предпринимательской философии на Западе осуществлен поворот к человеку, его знаниям,
1 Термин «opiанизаиия» в менеджменте имеег два смысла. Вопервыч, им обозначается про-иесс, вид деятельности как по созданию самоП системы, так и функционирование отдельных се элементов (организация транспортного, складского, энергаического хозяйств, организация пруда и т д.]. в этом случае «организация» часто испо.тьэуегся в расширенном толковании, особенно в не совеем удачном сочетании «организация управления». Во-вторых, им обозначается сама система как хозяйствующий субъект (предприятие, общество, фирма, объединение, банк, компания и другие юридические лица). В данной главе все предприятия, независимо от форм собственности, и фирмы объединены под одним названием — организации, так как в соответствии с введенной в ЛсЯствие Федеральным законом or 30 ноября 1994 г. частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, н том числе предприятия, общества, товарищества, коммерческие и некоммерческие организации и т.п. См.: Собрание законодательства РФ. М.: 1994, №2 Ст.3301.
мотивации, квалификации труда, то в российской практике существенных изменений В работе с персоналом еще не наблюдается. В то же время, безграничность потенциала, непрогнозируем ость пределов развития, уникальность, исключительная сложность и невозможность моделирования поведения как отдельной личности так и группы, требует перехода к качественно новой системе подходов. Наиболее адекватным роли человека на производстве представляется социально-психологический подход к персоналу, основанием которого служит концепция «Персонал— главное достояние организации».Наметившийся подъем экономики России потребует для развития успеха творческого применения результатов накопленной практики, способной существенно повысить конкурентноспособность организаций.
Таблица I Развитие представления о человеке как субъекте экономической жизни
Категория | Период активного использования в отечественной науке | Отражаемое представление о человеке | Факторы возникновения |
Рабочая сила | XIX в. — настоящее время | Человек как носитель способностей и качеств, которые могут производительно использоваться в процессе труда. | Необходимость обозначения и учета личного фактора производства. |
Трудовые ресурсы | 20-е гг. XX века — настоящее время | Человек как пассивный объект внешнего управления, планово-учетная единица. | Необходимость измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой. |
Трудовой потенциал | 70-80-е гг. XX в.— настоящее время | Человек как объект, характеризующийся своими потребностями и интересами в сфере труда. | Необходимость активизации и эффективного использования возможностей, связанных с личным фактором. |
Человеческий фактор | Конец 80-х — начало 90-х гг, — настоящее время | Человек — главная движущая сила общественного производства, средство повышения его эффективности. | Общественно-политические условия, необходимость повышения отдачи личного фактора. |
Человеческий капитал | Начало 90-х гг. — настоя шее время | Человек - объект наиболее эффективных вложений и субъект, преобразующий их в совокупность знаний, умений с целью их последующей реализации. | Признание инструментальной ценности человека и производительного характера инвестиций в его развитие. |
В современных условиях эффективность {производительность) работы организациизависит от:
• благоприятной деловой окружающей среды;
• правильной стратегии компании;
• качества человеческих ресурсов .
Коренной перелом в отношении ценности человеческого ресурса и необходимости его всестороннего развития произошел в 70-х г., когда возникает мысль о возможности развития творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений. Этот период характеризуется переоценкой движущих сил экономики — человеческий фактор выдвигается на первый план, возникает- теория человеческого капитала (ЧК) американского экономиста Г. Беккера.
В рамках данной теории:
• ЧК основное условие экономического роста;
• формирование ЧК требует от самого человека и всего общества значительных
затрат;
• ЧК в виде навыков, способностей определенный запас, способный накапли
ваться;
• инвестиции в ЧК обеспечивают его обладателю в будущем получение более
высокого дохода;
• вложение в ЧК дают довольно значительный по объему, длительный по вре
мени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;
• инвестиционный период у ЧК значительно длиннее, чем у физического:
— вложения в образование человека имеют инвестиционный период 12-
20 лет, в то время как у физического капитала — 1-5 лет.
• ЧК отличен от физического но степени ликвидности:
- он не отделим от его носителя — живой личности.
• независимо от источников формирования (государство, семья, частные средст
ва и пр.), использование ЧК и получение прямых доходов контролируется са
мим человеком;
• функционирование ЧК, степень отдачи от его использования обусловлены
свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и
предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответ
ственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры .
Таким образом, ЧК — мера воплощенной в человеке способности приносить доход — включает в себя как врожденные (унаследованные) способности и таланты, физическую силу и здоровье, так и приобретенные в течение жизни знания, навыки и опыт. ЧК включает качественные характеристики рабочей силы, способно-<г™ человека и трудовой деятельности, его умения, знания и навыки. К инвестициям в ЧК относят расходы на образование, поддержание здоровья, миграцию, связанную со сменой работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в ЧК. Такие инвестиции экономически целесообразны,
Исаенко АН. Новое в теории и практике управления персоналом США, М., [991, — с 12. См.: Сливах В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб: Итд-во «Питер», 2000, — с. 31-32.
только если они принесут отдачу, окупятся, т.е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов.
В качестве краткосрочных капиталовложений можно рассматривать оплату труда, материальное стимулирование, поддерживающих созидательные способности человека. В качестве долгосрочных — затраты на формирование кадровой политики и реализацию ее" направлений, способствующие развитию персонала и аккумулированию его потенциальных возможностей.
Таким образом, от качества ЧК зависят результаты экономического роста. В 90-е гг. соотношение источников экономического роста было таково:
• за счет повышения уровня обученное™ работников и роста качества рабочей
силы — обеспечивалось 2, (% его роста, за счет роста населения — 0,4%;
• за счет увеличения капитала — 0,5%.
Эти данные свидетельствуют, что качество человеческих ресурсов уже сегодня определяет конкурентные преимущества и обеспечивает перспективы развития отдельных фирм, национальных экономик и мирового хозяйства в целом.
По своей социально-экономической природе человек — это совокупный объект общественной жизни, имеюший многосложную структуру; будучи единым, он участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект:
• экономический — производитель и потребитель благ;
• биологический — носитель определенной телесной конструкции и физическо
го здоровья;
• социальный — член определенной группы, семейно-родствеиной (член много
детной или бездетной семьи, обладатель определенного круга родственников и
т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой работник
и т.п.), стратификационной {носитель определенного социального, в том числе
профессионального, статуса или ранга), классовой (работник по найму или соб
ственник), этнической (представитель определенной нации или этноса) и Др.:
• политический — гражданин государства, избиратель, член политической пар
тии, профсоюза, других групп интересов;
• правовой — обладатель определенных прав и обязанностей;
• культурный —■ носитель определенного менталитета, системы ценностей, со
циальных норм и традиций;
• нравственный — разделяющий те или иные нравственные нормы и ценност
ные ориентации;
• конфессиональный — исповедующий религию или атеист;
• эмоционально-волевой — обладающий определенным характером и психоло
гическим складом в целом;
• разумный — имеющий интеллект и определенную систему знаний.1
Отметить два полюса роли человека в общественном производстве:
• человек как ресурс производственной системы — важный элемент процесса
производства и управления;
• человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями
— главный субъект управления.
1 Пугачев В.П. Руководегео персоналом организации. М., Аспект Пресс, 1958, — с, 46-47,
I
Рассматривая работников с позиции систем, можно выделить две группы подсистем:
• экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, рас
пределения и потребления материальных благ, а исходя из этого работник рас
сматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
• социальные, в которых главенствуют вопросы отношений людей, социальные
группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности. Пер
сонал рассматривается как система, состоящая из неповторимых личностей.
Переход России к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов, особенность которых в том, что:
• во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность,
тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем
меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных
задач, тем большую ценность они представляют для организации;
• во-вторых, это сложнейший объект социального управления;
• в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капита
лоемкости для становления профессионалов;
• в-четвертых, высокая эффективность деятельности профессионалов в органи
зации достигается созданием рационального управления их возможностями.
Подход к персоналу как ресурсу означает:
• его персонал и зацию и индивидуальный подход ко всем работникам, осущест
вляемый в пределах совмещения интереса фирмы и работника (в случае рас
хождения интересов приводятся в действие стимулирующие и мотивирующие
рычаги и воздействия на человека, чтобы он связал свою деятельность с инте
ресами организации);
• осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифициро
ванного персонала, что приводит к конкретной борьбе за знания, навыки, спо
собности на рынке труда;
• переход к управлению персоналом (человеческими ресурсами) означает отход
от представлении о персонале как «даровом капитал», освоение которого не
требует ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных и
других затрат со стороны работодателя.
Концепция «человеческих ресурсов» признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из экономической целесообразности, имеющих своей целью привлечение более качественного в профессиональном плане работника, его обучение и поддержание в высоком трудоспособном состоянии, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей работников . Отсюда изменяются и акценты работы ^персоналом, в частности, делаются усилия по раз-
Ресурсный подход к персоналу основывается на понятии «ресурсы», чго в переводе с французского олначает «вспомогательное средство» К числу ресурсов относятся денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов. 11ричис.тенне людей к ресурсам ограничивает полноценность их восприятия руководством, ставит под сомнение целесообразность учепа и нди в и дуальности и необходимость исследования, развития и применение потенциала.
витию и раскрытию «скрытых» возможностей работника. Проблема в том, что люди наиболее консервативная составляющая организация и требуется обязательная адаптация человеческих ресурсов к новым целям, методам и отношениям. Прежде чем изменятся не только знания и навыки, но и ценностные ориентиры, поведение система отношений, пройдет гораздо больше времени, чем необходимо для осуществления технологических или технических изменений.
Известно множество примеров, когда уход с предприятия одного или нескольких ведущих специалистов приводил к серьезным неприятностям или даже краху компании. Для российских предприятии проблема развития и удержания квалифицированных кадров весьма актуальна, многие руководители считают ее приоритетной. На многих предприятиях кадровая политика осуществляется по русской пословице: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» . Часто потери от ухода сотрудника начинают подсчитывать, когда возместить их уже нельзя.
Эта проблема тем более актуальна сейчас, когда специалисты высокого уровня с каждым годом все чаще меняют свои рабочие места. Если в 60-80-е гг. среднестатистический гражданин нашей страны менял место работы максимум 5-6 раз в течение всей трудовой жизни, то сегодня — 1 раз в 2-2,5 года.
Уход работника в денежном выражении для предприятия означает потери от прямых инвестиций в привлечение данного сотрудника, которые складываются из:
• гонорара кадрового агентства (если человек был принят наработу с его помо
щью);
• расходов на адаптацию человека в коллективе;
• расходов по повышению квалификации человека (обучение, стажировки и т. д.).
Данные о прямых расходах, полученные в результате опроса руководителей московских предприятий (с числом работающих от 200 до 3500 человек) и российских филиалов инофирм, выглядят следующим образом:
• 25-30% годовой зарплаты на одного работающего — для российских предпри
ятий:
• 55-60% —для инофирм.
Потери предприятия при уходе специалиста тем больше, чем выше его уровень. Даже сейчас, когда зарплаты менеджеров высшего звена не достигли докризисного уровня, прямые потери предприятия, например при уходе финансового директора, могут превысить 10000 долл.
Косвенные потери предприятия оценить значительно труднее, поскольку к ним относятся, например, деловые контакты и личные отношения человека с клиентами, личные связи, перспективные наработки и многие другие нюансы, имеющие большое значение для бизнеса и работы. Размер этих потерь может исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч долларов.
Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на
1 С 1 января 2001 г. проблема заполнения имеющихся в организации вакансий становится
проблемой не центров занятости Министерства труда и социального развития, а й
Прим. авт.
предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности, т.е. потенциал.
Но говоря о полной реализации трудового потенциала, нельзя не видеть, что негативные тенденции, характерные для социально-трудовой сферы России привели к тому, что группами социального риска стали не только социально уязвимое неработающее население, но целые профессиональные и отраслевые слои работников (крестьянство, работники бюджетной сферы, высококвалифицированные работники системообразующих отраслей народного хозяйства), см. табл. 2.
Таблица 2
Соотношение трудовых показателей развития российского общества {база сравнения — 1990г.)
11азвание показателя | Предельно-критическое (пороговое) значение в миро ной практике | величина показателя | Вероятные социальные последствия | |
1. Коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных «eiдлиной в фертильном возрасте), % | 2,14-2,15 | 1,55 | (1998) 1.24 | Отсутствие простого замещения поколений |
1. Соотношение доходов '10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения, раз | 10:1 | 4,5 | 13,9 | Деформация социальной структуры, резкое противопоставление людей по имущественному и социальному положению |
3. Соотношение минимальной и средней заработной платы | 1:3 | - | 1:16 | Деквалификация рабочей силы |
4. Доля населения, живущего за чертой бедности, % | 33,5 | 29,9 | Люмпенизация значительной части населения | |
5. Уровень безработицы, % | 8-10 | 5,2 | 13,3 (без учета скрытой безработицы) | Рост социально незащищенных категорий населения |
6. Образовательный уровень населения, лет | 12-14 | 8,3-9,1 | 8,3-9,1 | Снижение качества рабочей силы |
' Таблица составлена по: Кадомцева СВ. Экономические основы социальной защиты. - М.: '997, — с. 26; Лебедев ОТ., Язаснко С.Л. Социальная защита населения.: Уч пособие - СПб.: Иад-во ГИЭА, 1999, — с. 56; Россия в цифрах. Официальное издание. — М: Госкомстат, 2000, — с 98, 107, Романеи ко ИВ. Полигака доходов и заработной платы - М.: СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2000, —с. 17.
Изменение приоритетов предпринимательской деятельности (функционирования бизнеса) — от получения бизнеса (в 50-е гг.) к принятию теории социального контракта (бизнес своим существованием обязан обществу и должен нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом) - привело к изменению принципов функционирования производства, что непосредственно сказалось и на работе но развитию персонала (табл.З). Увязка интересов отдельных людей с интересами организации и ее стратегическими целями важная и наиболее сложная задача менеджмента, от успешного решения которой зависит эффективность ее функционирования.
Таблица 3