Функции налогов и их взаимосвязь. Налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуех-ся то или иное назначение налогов
Налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуех-ся то или иное назначение налогов.
Выделяется несколько основных функций налогообложения:
—фискальная;
—распределительная (или перераспределительная);
- регулирующая;
- контрольная.
Фискальная функция. Фискальная функция исторически возникла первой и представляла собой изъятие части доходов граждан для содержания государства. Налогам принадлежит главная роль в формирований доходной части государственного бюджет. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных, охраны природы и др.
Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования и использования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение задач финансово-экономической политики государства посредством налоговых механизмов и проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении или увеличении налогооблагаемой базы, понижении или повышении налоговой ставки.
С помощью изменения порядка налогообложения отдельных секторов экономики государство может повлиять на ускорение или снижение темпов развития определенных отраслей, решая при этом актуальные социальные проблемы. Цель реализации данной функции — повышение экономической эффективности государства и достижение социальной справед-ливости. При этом выделяется несколько подфункций: стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов и отраслей. Реализация стимулирующей подфункции осуществляется через систему льгот и освобождений. Сокращение налоговых изъятий может быть направлено на развитие отдельных регионов, повышение занятости отдельных категорий работников, например, инвалидов. Наличие налоговых льгот может стать дополнительным доводом для осуществления того или иного вида деятельности.
Дестимулирующая подфункция направлена на установление через усиление налогового бремени препятствий для развития отдельных экономических процессов, сдерживание развития определенных экономических явлений. Дестимулиро-вание осуществляется путем введения повышенных ставок налогов, введения дополнительных налогов и т.д.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов, средства зачисляются на специальные счета и используются на мероприятия природоохранного назначения и на нужды дорожного хозяйства.
Контрольная функция (иногда выделяемая) дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов
Классификация налогов
Классификация налогов представляет собой их группировку по ряду основных признаков. Используется несколько классификационных признаков:
- по объекту обложения;
- по способу взимания;
- по уровню государственного управления;
- по полноте прав использования налоговых поступлений;
- по назначению использования;
- по плательщику.
По объекту обложения образуется четыре группы:
- налоги на имущество (например, налог на имущество
предприятий);
- ресурсные налоги (налог на добычу полезных ископаемых);
- налоги на доходы (например, налог на доходы физиче
ских лиц);
- налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые
операции, обороты по реализации, например, налог на опера
ции с ценными бумагами).
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (т.е. предусмотрена регистрация в налоговых органах), кроме того, сумма налоговых поступлений заранее определима. Прямые налоги являются подоходно-поимущественными (например: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций).
К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым — налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.
Прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные. В случае реальных прямых налогов объектом налогообложения является имущество. При личных прямых налогах налогом облагается доход.
В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика
Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене на товар или услугу, которую оплачивает покупатель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды:
■ универсальные;
■ индивидуальные;
■ фискальные монопольные;
■ таможенные пошлины.
Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы и услуги. Классическими примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж. Индивидуальным косвенным налогом является акциз.
По уровню государственного управления. В федеративном государстве бюджетная система представлена федераль ным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. В первой части Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц Земельный налог Налог на имущество организаций Транспортный налог
Региональные и местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы местного самоуправления могут определять следующие элементы налогообложения:
■ налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодек
сом Российской Федерации;
■ порядок и сроки уплаты налога;
ш налоговые льготы и основания для их использования
В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются:
■ на закрепленные — налоги непосредственно поступают в опре
деленный бюджет (например, НДС поступает в федеральный бюджет
в размере 100%, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
■ регулирующие — налоги распределяются в соответствии с бюд
жетным законодательством в различные бюджеты в определенной про
порции (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сба
лансированности. Регулирующую роль выполняют в основном
федеральные и региональные налоги.
По назначению использования налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.
В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:
■ налоги с организаций (налог на прибыль, налог на имущество
организаций);
■ налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц,
налог на имущество физических лиц);
■ смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог).
Основная часть налогов в Российской Федерации относится
к категории смешанных налогов.
По степени периодичности уплаты налоги подразделяются:
■ на разовые;
■ периодично-календарные, которые подразделяются на ежеме
сячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.
По источнику, к которому относятся налоги:
■ относимые на издержки производства и обращения (единый
социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);
м включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
■ относимые на финансовые результаты на дебет счета 90 (налог
на имущество организаций);
на прибыль и за счет прибыли (налог на прибыль)
Способы уплаты налогов
Существует три основных способа уплаты налога:
- декларационный;
- кадастровый;
- у источника дохода.
Декларационный способ уплаты налогов предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах (в различных видах). Этот способ широко применяется при уплате подоходных налогов, НДС, акцизов, таможенных пошлин и многих других налогов.
Кадастровый способ уплаты налогов применяется, как правило, в отношении прямых реальных налогов (налогов на имущество). В мировой практике различают поземельный, подомовой и промысловый кадастры, которые содержат информацию об объектах обложения, их физических параметрах, средней или потенциальной доходности.
Уплату налога у источника доходов. Суть данного метода сводится к тому, что налогоплательщик получает доход уже за вычетом удержанного (у источника выплаты) налога. В этом случае для налогоплательщика уплата налога фактически предшествует получению дохода, тогда как в случае с уплатой налога по декларации получение дохода предшествует уплате налога.