Предмет и метод микроэкономики.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Методические рекомендации и проектные задания для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Микроэкономика»
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией экономического факультета
для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки 080100.62 «Экономика»
Нижний Новгород
УДК У012.1я73
ББК 330.101.542(072)
М- 54
М-54 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «МИКРОЭКОНОМИКА»: Составители: к.э.н., доц. Титова Н.Г., Смирнова Т.В. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 53с.
Рецензент: д.э.н., проф. М.Л. Горбунова
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом курса «Микроэкономика». Методические рекомендации включают: перечень тем и содержание курса, тренировочные задачи и тесты, проектные задания, примерный перечень вопросов к экзаменам, список рекомендуемой литературы и источников, презентацию курса на английском языке для иностранных студентов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» 080100.62.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ,
к.э.н., доцент М.Л. Шилов
УДК У012.1я73
ББК 330.101.542(072)
Презентация курса
Место курса в системе обучения:
Микроэкономика является базовым теоретическим курсом по направлению «Экономика», изучается студентами на первом курсе, в первом семестре.
Курс «Микроэкономика» формирует теоретические основы экономических знаний и включен в базовую часть профессионального цикла ООП (основной образовательной программы) «Экономика». Изучение данной дисциплины опирается на знание основ высшей математики, обществознания, социологии и истории. Курс «Микроэкономика» методологически необходим для успешного освоения таких дисциплин как: «Методологические проблемы экономической науки», «Макроэкономика», «Эконометрика», «История экономических учений», «Институциональная экономика», «Экономика труда», «Экономика фирмы», «Теория отраслевых рынков», «Региональная экономика», «Математические модели в экономике».
Цели курса:
- обеспечить теоретическую базу профессиональной подготовки бакалавра экономики;
- дать углубленное представление о принципах и законах функционирования рыночной экономики;
- познакомить со спецификой микроэкономического анализа и моделирования.
Предмет исследования:
Экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей субъектов экономики.
Субъекты экономики:
- домохозяйства
- фирмы
- государство
Методы изучения: (образовательные технологии)
- традиционные (лекции, семинары, экзамены)
- проектные технологии (презентации докладов, решение проектных многоуровневых задач, отчеты по курсовым проектам)
- дистанционные ( электронный обмен информацией, предоставление отчетов по заданиям)
- задачные (построение экономико-математических моделей, решение задач)
- коммуникативные (обсуждение проблемных ситуаций в аудитории, круглые столы
- исследовательские (изучение научных проблем, проведение научно-практических конференций).
Содержание курса
Предмет и метод микроэкономики.
Предмет микроэкономики. Место курса «Микроэкономика» в системе экономических наук. «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Методы познания экономических явлений и процессов. Абстракции и экономические категории. Методы индукции и дедукции. Анализ и синтез. Диалектический метод. Экономические законы, их классификация. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Потребности и экономические интересы. Субъекты рыночной экономики. Цели экономических субъектов и средства их достижения. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Проблема оптимального выбора. Факторы производства. Экономическая рациональность. Основные черты рыночного хозяйства. Структура и основные функции рынка. Модель кругооборота деловой активности.