Итак, антимонопольное (конкурентное) право - это комплексная отрасль законодательства, регулирующая экономические отношения в сфере конкуренции и монополии.
Под отношениями, регулируемыми антимонопольным (конкурентным) правом, следует понимать общественные отношения, в которых могут участвовать физические и юридические лица, включая потребителей, хозяйствующих субъектов, находящихся или не находящихся в конкурентных отношениях друг с другом, органы государственной власти и местного самоуправления, объединения физических и юридических лиц. Эти отношения возникают в сфере конкуренции и монополии, права и обязанности их участников определены нормами законодательства, регулирующего отношения в сфере конкуренции и монополии, антимонопольного законодательства.
Не являясь отраслью права, антимонопольное (конкурентное) право тем не менее образует самостоятельную область правовой науки и относится к правовым дисциплинам.
Предмет антимонопольного (конкурентного) права в качестве правовой и учебной дисциплины или учебного курса составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конкуренции и монополии, административная и судебная практика в данной области, история развития антимонопольного (конкурентного) права в России и за рубежом, отечественная и зарубежная правовая доктрины в области антимонопольного (конкурентного) регулирования, зарубежное антимонопольное (конкурентное) законодательство, отечественный и зарубежный опыт правового регулирования конкуренции и монополии, экономические знания в сфере антимонопольного (конкурентного) регулирования и другие сведения, значимые для понимания процессов правового регулирования и правореализации.
Специфика предмета конкурентного права обусловлена прежде всего тем важным значением, которое играет в построении и функционировании системы конкурентного права экономическая теория. Вторым отличием предмета российской науки антимонопольного (конкурентного) права является применение сравнительно-правового метода исследования. Это связано с тем, что в силу специфики экономической и политической жизни России в XX в. конкурентное право после революционных потрясений 1917 г. практически прекратило свое развитие, а после завершения периода НЭПа и те немногие проконкурентные нормы, которые действовали в советском праве, были исключены, за небольшими исключениями, относящимися к сфере внешней торговли. Между тем во многих странах, экономика которых развивалась в условиях свободного рынка, в этот период конкурентное законодательство активно развивалось. Накопленный за этот период зарубежный опыт в данной области, творчески адаптированный к условиям российских политических, экономических, правовых, социально-культурных и мировоззренческих реалий, важно использовать для построения эффективной отечественной системы правового регулирования конкуренции и монополии.
Субъектный состав антимонопольного (конкурентного) права в узком смысле образуют хозяйствующие субъекты, участвующие в регулируемых нормами права отношениях в сфере конкуренции, а также потребители и властные субъекты, в том числе органы власти, организации, наделенные властными полномочиями, должностные лица, т.е. все публичные и частные лица, на которых распространяется обязанность воздерживаться от нарушения правил, предусмотренных конкурентным правом, лица, допустившие такое нарушение или действия которых рассматриваются как такое нарушение. Представляется, что критерием отнесения тех или иных лиц к кругу субъектов конкурентного права выступает наличие признаков их участия в отношениях конкуренции и/или монополии, урегулированных теми или иными нормами, институтами, механизмами конкурентного права. Особую группу среди властных субъектов составляют органы и организации, наделенные властными полномочиями правового регулирования и правоприменения, в том числе контроля и надзора, в сфере конкуренции и монополии.
Как уже отмечалось, в субъектный состав конкурентного права входят и потребители, правовой статус которых в конкурентном праве имеет свои особенности по сравнению с аналогичным статусом, закрепленным в законодательстве о защите прав потребителей. Об особенностях правового статуса потребителя и вообще о специфике защиты прав потребителей в антимонопольном (конкурентном) праве речь будет идти далее.
Для раскрытия содержания понятия "антимонопольное (конкурентное) право" необходимо определить его назначение, цели и задачи, более детально обозначить круг субъектов конкурентного права. В науке конкурентного права существует несколько подходов к определению его целей и задач, однако, прежде чем их раскрыть, необходимо более подробно остановиться на таких базовых понятиях и категориях конкурентного права, как конкуренция, монополия, рынок, являющихся ключевыми в понимании системы, принципов, специфики антимонопольного (конкурентного) законодательства.
§ 2. Цели и задачи антимонопольного (конкурентного) права.
Государственное регулирование отношений в сфере
конкуренции и монополии
В науке цель традиционно воспринимается как конечная задача, конечный смысл исследования, изучения, работы и т.д. Задачи по отношению к конечной цели рассматриваются как маленькие промежуточные цели, необходимые для достижения цели конечной <1>. Цель правового регулирования конкуренции и монополии определяется как обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, защита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции. Задачи правового регулирования в данной сфере - государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:
--------------------------------
<1> Так, например, понимаются цели и задачи при подготовке диссертационного научного исследования. Есть конечная цель работы, а есть промежуточные задачи, решение которых необходимо для достижения основной или конечной цели работы.
- создание необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);
- признание за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и защиты этого права;
- контроль за монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);
- предупреждение и преследование правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов властных субъектов) и другие способы.
Определяя значение правового регулирования конкуренции и монополии для организации и осуществления предпринимательской деятельности, С.А. Паращук указывает: "Конкуренция выступает необходимым условием и способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Стремление к получению наибольшей прибыли сталкивает интересы субъектов предпринимательства и вынуждает их вступать в конкурентную борьбу между собой за привлечение платежеспособного (потребительского) спроса. При отсутствии конкуренции предпринимательская деятельность может осуществляться лишь в определенных ситуациях (в сферах естественных и государственных монополий или в условиях временного отсутствия конкуренции на рынке). Однако указанные ситуации в обществе с рыночной экономикой не должны иметь преобладающего значения, а носят скорее эпизодический (вспомогательный) характер. В противном случае следует говорить о неразвитости рыночных отношений и предпринимательства. Поэтому эффективное правовое регулирование конкуренции и монополии способствует нормальному функционированию рыночной экономики и предпринимательства" <2>.
--------------------------------
<2> Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002. С. 12.
Антимонопольная (конкурентная) политика призвана обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей. При этом под антимонопольной политикой ученые понимают "комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганды и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил" <3>. Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, которая представляет собой более широкое явление, включающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название "адвокатирование конкуренции".
--------------------------------
<3> Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие. М., 2006. С. 189 - 191.
В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий, осуществлению государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом, или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. "Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии, или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач - повышения качества жизни и конкурентоспособности российской экономики" <4>.
--------------------------------
<4> Князева И.В. Указ. соч. С. 189 - 191.
Необходимость, цели и задачи конкурентной политики предопределяются, как мы уже отмечали выше, с одной стороны, преимуществами конкуренции, которые стоит использовать для достижения общественного блага, а с другой - издержками конкуренции и стихии рынка, которые необходимо сдерживать и минимизировать. В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция - явление нечастое. Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к единоличному захвату рынка, вытеснению конкурентов для получения предельно высокой прибыли за счет своего монопольного положения и рыночной власти становится объективной тенденцией. Рыночная стихия порождает монополию в форме различных объединений и... соглашений, поэтому если рыночные отношения не регулирует государство, то эти функции берут на себя монопольные структуры. Теперь становится аксиомой, что нерегулируемых рынков нет. Поэтому борьба со стихийным развитием рыночной экономики, с проявлением монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции - одни из главных задач государства в большинстве стран мира <5>.
--------------------------------
<5> Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; под ред. А.Г. Цыганова. М., 1999. С. 19.
Государство должно выступать регулятором рыночных отношений, создавать "правила игры" в процессе экономический деятельности и следить за их соблюдением для созидания общественного блага и соблюдения общественных, публичных интересов. Самоустранение государства от регулирования вопросов конкуренции и монополии может привести к непредсказуемым последствиям для экономического развития, социальной стабильности и даже политической независимости общества и государства.
Для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая власть на рынке, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия. Во имя сохранения этой власти и контроля за ситуацией на рынке они могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, например, об определении объема продаж, фиксации цен, разделе рынка.
Ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному разделению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной активности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Однако экономическая мощь отечественных предприятий в определенных сегментах рынка может быть выгодна обществу, государству, становиться фактором экономической и даже политической безопасности государства, особенно в контексте конкуренции с экономически мощными зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями.
Указанные обстоятельства предопределяют необходимость государственного регулирования и контроля рыночных процессов. При этом, как отмечают ученые, развитие конкуренции не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства - мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике. Она способствует высвобождению значительных общественных ресурсов, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентоспособности, как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом. Задача государства, антимонопольных органов состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование <6>. При этом роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка - усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий <7>.
--------------------------------
<6> Там же. С. 3 - 4.
<7> Одна из наиболее острых проблем конкурентного регулирования в России - преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур, нечеткости контрольных функций государственных и местных органов власти, препятствий в межрегиональной торговле.
Конкурентная политика предполагает меры по защите конкуренции, снижающие структурные и институциональные барьеры входа на рынок, минимизирующие возможности произвольного, необоснованного вмешательства государства, чиновничества в деловую жизнь (не путать с регулированием государством рыночных отношений, что, безусловно, необходимо в обществе). Такая политика должна быть направлена также "на ограничение возможностей так называемого рентоориентированного поведения хозяйствующих субъектов, направленного на получение систематических преимуществ, не связанных с производительным использованием ресурсов, и влекущего за собой неэффективное размещение ресурсов общества в целом (эксклюзивные права, закрытые монополии, таможенно-тарифные барьеры, ограничения перемещения товаров и др.). Это требует большой открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства" <8>.
--------------------------------
<8> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 5 - 6.
Среди направлений государственной экономической политики, где необходима защита конкуренции, выделяются следующие:
- торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры, экспортные ограничения и т.п.;
- промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, сельское хозяйство, телекоммуникации и др.);
- региональное развитие, в том числе межбюджетные отношения и обеспечение единства экономического пространства;
- защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
- защита прав потребителей;
- приватизация и управление государственной собственностью;
- инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь;
- политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирования.
Таким образом, антимонопольное регулирование не сводится только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно носит созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса <9>.
--------------------------------
<9> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 6.
Обобщая содержание основных целей конкурентного права, существующих в отечественной и зарубежной доктрине, а также предусмотренных в отечественном и зарубежном законодательстве в области конкуренции и монополии, среди основных таких целей следует выделить четыре:
- защита конкуренции как таковой, как публичного блага, обеспечивающего в дальнейшем социально-экономическое благосостояние общества;
- защита профессиональных участников рынка - конкурентов, их прав и законных интересов в процессе осуществления рыночной, предпринимательской деятельности от неправомерных посягательств других лиц, преследующих свои экономические интересы незаконными способами;
- развитие экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков;
- защита прав и интересов потребителей.
Цель правового регулирования конкуренции и монополии иногда обозначается также такими широкими понятиями, как "публичный интерес", "общее благо", "социально-экономический интерес государства" и т.п.
Следует отметить, что в предмет правового регулирования конкуренции и монополии входит сфера государственных монополий, создаваемых в областях, где государству необходимо в публичных целях охраны правопорядка, безопасности государства и общества, охраны жизни и здоровья граждан наличие единственного хозяйствующего субъекта, непосредственно подконтрольного и регулируемого государством. Это такие области хозяйствования, как эмиссия денег, оборот драгоценных металлов, наркотических и психотропных веществ, военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами и др. Наличие конкурентных рынков в этих сферах создавало бы много возможностей для злоупотреблений, открывало бы много путей для подрыва социальной безопасности, угрожало бы моральному и физическому здоровью наций посредством бесконтрольного использования в злостных и корыстных целях тех товаров, которые отнесены государством к сферам государственной монополии.
Итак, еще одна цель правового регулирования конкуренции и монополии - это обеспечение публичных интересов посредством установления защиты от конкуренции и введения государственной монополии в определенных стратегических отраслях производства и торговли.
Государственная монополия при этом рассматривается как одно из изъятий из общего принципа поддержки конкуренции, наряду с естественными и временными монополиями на исключительные права на объекты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Эти сферы также защищены законом от конкуренции. Естественные монополии в отличие от государственных образуются на тех рынках, на которых с точки зрения затрат экономически неэффективно наличие конкуренции, например, транспортировка нефти и газа по трубопроводам. Здесь конкуренция приведет к увеличению цены этих услуг для потребителя.
Временные монополии на исключительные права, такие как патенты на изобретения, монополии на коммерческую информацию, товарные знаки и другие, в свою очередь, стимулируют научную деятельность, деловую активность, давая ряд преимуществ на определенное время обладателям таких прав, в том числе защищая их права от незаконных посягательств в форме недобросовестной конкуренции.
Также следует учитывать, что существуют области социальной деятельности, не привлекательные для бизнеса, но важные для развития человека и общества, они не могут без ущерба для адекватного достижения своих целей и задач осуществляться только на основе логики рынка и конкуренции, исключительно на хозрасчетных и капиталистических основаниях, и должны поэтому в той или иной мере поддерживаться государством. Это, например, направления духовной сферы человеческой жизнедеятельности, цементирующей нации и цивилизации, в том числе области образования, культуры, искусства, патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Указанные обстоятельства предопределяют необходимость государственного регулирования и контроля рыночных процессов, конкуренции и монополии, соотношения рыночных и нерыночных подходов в регулировании общественных отношений, достижения баланса разного рода публичных и частных интересов.
Для некоторых публично значимых целей (естественные и государственные монополии), а также и для поддержания выгодной обществу частной инициативы (временные монополии на исключительные права) государство защищает некоторые сферы хозяйствования от конкуренции, устанавливая там режим монополии. В то же время следует отметить, что чрезмерное увлечение созданием легальных монополий, особенно не имеющих никаких объективных предпосылок для монополизации, может нарушить баланс конкурентных и монопольных рынков и принести вред развитию экономики и интересам потребителей. Отсюда еще одна задача правового регулирования конкуренции и монополии - достижение и поддержание наиболее эффективного баланса конкурентных и защищенных от конкуренции рынков в целях максимально возможного обеспечения интересов общества, в том числе стратегических публичных интересов государства, социально-экономических благ, развития экономики и интересов потребителей, интересов добросовестных предпринимателей, создания условий для свободного развития их творческой предпринимательской инициативы.
Указанные выше отдельные цели правового регулирования конкуренции и монополии присутствуют в каждой национальной правовой системе регулирования отношений в данной области, в законодательстве и доктрине, а также в международно-правовом регулировании вопросов конкуренции и монополии. Однако в зависимости от специфики социально-экономического развития, мировоззренческих особенностей общества, его правового и исторического развития, субъективных подходов ученых-специалистов в данной области и политических элит к доктрине и законодательству в данной области одной из целей конкурентного регулирования может придаваться первенствующее значение, а остальным отводится роль вторичных по отношению к этой основной цели. По мнению одних, большее внимание должно уделяться поддержке конкуренции как таковой, как средству достижения различных социально-экономических благ, с точки зрения других, конкурентное право должно служить непосредственно развитию экономической эффективности, экономическому росту, иным публичным социально-экономическим интересам и даже стратегическим интересам социально-экономической безопасности, по мнению третьих, конкурентное право призвано прежде всего защищать права и законные интересы индивидуумов предпринимателей в их конкурентной борьбе, как полагают четвертые, оно призвано обеспечивать прежде всего экономическое благосостояние общества в целом, и в первую очередь конечного потребителя. Соответственно, и национальные системы конкурентного регулирования имеют свои особенности исходя из понимания основных целей и задач такого регулирования в соответствии с избранными политическими элитами данных обществ социально-экономическими и правовыми концепциями и подходами.
По нашему мнению, представляется оправданным рассматривать в качестве системообразующей цели конкурентного права защиту, поддержку конкуренции, однако важно учитывать ее промежуточный характер на пути достижения других, конечных целей конкурентного регулирования, т.е. различных социально-экономических общественных благ. В этом смысле защита конкуренции как цель конкурентного права должна рассматриваться одновременно и как средство достижения указанных выше других целей конкурентного права: защиты профессиональных участников рынка - конкурентов, защиты прав и интересов потребителей, развития экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения иных публичных социально-экономических интересов. Достижение данных целей, выражающихся в указанных благах, должно являться логическим следствием реализации государственной политики по защите, поддержке конкуренции. Если же эти цели (блага) в конечном счете на практике не достигаются, значит, не обеспечивается надлежащая защита конкуренции и необходимо совершенствование государственной политики в данной области. Если угодно, достижение указанных конечных целей является "лакмусовой бумажкой" эффективности государственной конкурентной политики.
Многие из указанных выше целей и задач антимонопольного (конкурентного) регулирования, антимонопольной и конкурентной политики государства, в том числе указанные четыре группы таких целей и задач, получили легальное закрепление в основных законах Российской Федерации, входящих в систему правового регулирования конкуренции и монополии, в частности, Федеральных законах "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", "О рекламе" и других. В российском праве нашли отражение цели защиты конкуренции, добросовестной конкуренции как публичного интереса, развития экономики, развития рынков, защиты хозяйствующих субъектов, конкурентов, предпринимателей и защиты прав потребителей. В зависимости от специфики отношений, регулируемых конкретным законом, состав целей несколько отличается от их легального определения и содержания.
Так, согласно, Федеральному закону "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Согласно другому важному закону конкурентного регулирования, Федеральному закону "О рекламе", целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Федеральный закон "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Целью Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", также во многом относящегося к системе конкурентного законодательства, является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
Различные Федеральные законы, устанавливающие государственные монополии, такие как: от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"; от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другие, в свою очередь, определяют различные публичные цели введения государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности в данных сферах, в том числе охрану жизни и здоровья граждан, безопасность граждан, общества и государства и др.
Следует отметить, что в Федеральном законе "О защите конкуренции" не предусмотрена такая цель, как защита прав потребителей, хотя нормы самого Закона устанавливают конкретные механизмы, направленные на такую защиту. Отсутствие легального определения защиты прав потребителей в качестве целей данного Закона позволяет думать, что законодатель считает первостепенной задачей защиту конкуренции, экономической свободы предпринимательства, развитие экономики и отдельных рынков. Забота о конечных потребителях уходит как бы в тень и воспринимается как нечто естественное при достижении тех целей и задач, которые прямо закреплены в Законе. Так или иначе, как мы увидим в дальнейшем, механизмы Федерального закона "О защите конкуренции" наряду с защитой конкуренции, конкурентов, предпринимателей, с развитием экономики и рынков в то же время прямо или косвенно направлены и на обеспечение и защиту права потребителей от противоправных действий субъектов конкуренции и монополии и иных лиц, на которых распространяется действие конкурентного законодательства. Однако формально, как мы отметили выше, к целям и задачам Федерального закона "О защите конкуренции" защита прав потребителей не относится. Представляется, что с формально-юридической точки зрения это не ухудшает права и интересы потребителей в сфере конкуренции и монополии, однако влияет на понимание духа конкурентного закона, который, с нашей точки зрения, должен все же не забывать и о конечной цели всякого общественного строительства - забота о благе его граждан. Легальное закрепление защиты прав потребителей в качестве одной из целей Федерального закона "О защите конкуренции" усилило бы общественное значение этого Закона и дало бы новый импульс и вектор для совершенствования правового регулирования конкуренции и монополии в части развития механизмов защиты прав и законных интересов потребителей, возникающих в экономической сфере в связи с отношениями конкуренции и монополии. Вместе с тем стоит отметить также и существующие подходы, в которых обосновывается недопустимость осуществления антимонопольного контроля в интересах отдельных потребителей, высказываются мнения, что данный вид государственного контроля должен быть направлен исключительно для защиты конкуренции, а для защиты частных прав отдельных лиц необходимо прибегать к иным правовым средствам, в том числе частноправового и публично-правового характера.
Также необходимо обратить внимание на различие правовой природы механизмов защиты прав потребителей в системе конкурентного законодательства и в системе законодательства о защите прав потребителей. Полагаем, что Федеральный закон "О защите прав потребителей" и связанное с ним законодательство о защите прав потребителей не относятся к системе конкурентного права. Эти две отрасли законодательства защищают права потребителей разными способами и в связи с разными обстоятельствами. Отличительным признаком защиты прав потребителей в конкурентном праве является, по нашему мнению, наличие непосредственной связи такой защиты с правовым регулированием отношений в сфере конкуренции и монополии. Если права потребителей нарушаются в связи с нарушением правовых предписаний, регламентирующих отношения в сфере конкуренции и монополии, - это предмет конкурентного права. Если же нарушение прав потребителей не связано с неправомерными действиями в сфере конкуренции и монополии, тогда, очевидно, необходимо применять нормы законодательства о защите прав потребителей, которые регламентируют такую защиту без всякой связи с отношениями в сфере конкуренции и монополии, оберегая потребителя, например, от поставок несертифицированных или не прошедших соответствующий контроль продуктов питания, некачественной одежды, техники и т.д. Однако, если поставщик обращается к методу распространения недостоверных сведений о своем качественном или некачественном товаре или о себе для продвижения своего товара на рынке, который также может принести вред потребителю, то тут, по мнению ряда исследователей, применяется норма конкурентного права, ибо в ряде случаев распространение ложных сведений о себе, о своем товаре с целью его продвижения вредит не только потребителю, если товар, например, плохого качества, а выдается за добротный, но и конкуренту, поскольку отвлекает от его реально доброкачественного товара платежеспособный спрос. Такие действия являются недобросовестной конкуренцией и преследуются по Федеральным законам "О защите конкуренции" и "О рекламе".
По нашему мнению, ряд положений рекламного законодательства являются одновременной и составной частью конкурентного права и законодательства, однако в рекламном законодательстве также есть положения, защищающие права потребителей вне всякой связи с вопросами регулирования конкуренции и монополии. Это объясняется тем, что в одних случаях права потребителей рекламы нарушаются одновременно с правилами конкуренции и правами других участников рынка, конкурентов, а в других - без всякой связи с угрозой конкурентным отношениям, т.е. нарушение рекламного законодательства причиняет вред только потребителям рекламы, не затрагивая интересов конкурентов. Исходя из этого, опираясь на предложенный выше критерий определения предмета конкурентного права в части защиты прав потребителей, полагаем также, что институт защиты прав потребителей по рекламному законодательству также входит в систему конкурентного права лишь постольку, поскольку он связан с вопросами регулирования конкурентных отношений. Все остальные случаи и механизмы защиты прав потребителей, автономные от конкурентных правоотношений, как нам представляется, выходят за рамки конкурентного права и могут быть отнесены к законодательству о защите прав потребителей, т.е. законодательству, непосредственно направленному на обеспечение прав и интересов потребителей в случаях, не связанных с наличием отношений в сфере конкуренции и монополии.
В теории права выделяются четыре цели правового регулирования: охранительная, регулятивная, восстановительная и воспитательная. Рассмотренные выше цели и задачи правового регулирования конкуренции и монополии следует отнести к первым трем целям: охранительной, регулятивной, восстановительной. Несколько слов следует сказать и о воспитательной цели конкурентного права, его этическом или морально-нравственном аспектах. Выше уже отмечалось, что важное место в конкурентном регулировании должно занимать поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса. По нашему мнению, право имеет, безусловно, морально-нравственные истоки, основу и опору, исторически и онтологически коренящиеся в системе религиозных и морально-нравственных императивов, которые необходимо учитывать и использовать в том числе и в развитии правосознания в области правового регулирования конкуренции, монополии и экономической деятельности в целом. Право и, в частности, конкурентное право неслучайно оперируют такими, например, понятиями, как "злоупотребление", "добросовестная" и "недобросовестная конкуренция", "разумность", "справедливость", и другими, в которых используются этические категории, - "добро", "зло", "совесть", имеющие духовно-нравственное измерение. И хотя, безусловно, право как социальный регулятор, как система общеобязательных правил имеет, исходя из своих целей и задач, метода воздействия на общественные отношения, особую специфику, в его основе также лежат определенные представления о добре и зле, характерные для морально-этических и религиозно-нравственных ценностных устоев и принципов общественной жизни.
С этой точки зрения представляется, что и конкурентное право не может не иметь в своей основе моральных императивов. Осознание этических основ конкурентного права способствует развитию правосознания в области регулирования конкуренции, монополии, хозяйственной деятельности в целом, формированию представлений о правомерных и неправомерных действиях в данной области не только как законных или незаконных, но и морально оправдываемых или порицаемых обществом. С этической точки зрения нарушение конкурентного права следует рассматривать, на наш взгляд, как неправедный, корыстный способ обогащения одного лица или лиц за счет других с использованием противоправного поведения в области отношений конкуренции и монополии.
Морально-нравственная основа и функция конкурентного права, этическое оправдание последнего состоят в противодействии неправедному, корыстному обогащению одних лиц за счет других. Этическая функция и ценность конкурентного права состоит также в содействии развитию правовых и организационных условий для этически оправданных способов ведения хозяйственной деятельности или праведного обогащения, т.е. достижения материальных благ способами, оправданными с точки зрения общественной морали, религиозной и светской этики. Данным высоким, но достигаемым моральным императивам с этической точки зрения и должно соответствовать правотворчество и правоприменение в области регулирования конкуренции и монополии. И наоборот, юридические механизмы конкурентного права следует считать не соответствующими духу конкурентного права и его этическим императивам, в том случае если правотворчество и правоприменение в данной области под прикрытием благих задач на самом деле ангажированы противоречащими интересам общества частными корыстными интересами и преследуют цель неправедного обогащения за счет других лиц, хотя бы внешне такие действия и создавали видимость законного и обоснованного нормотворчества и/или законного и оправданного правоприменения.
С учетом изложенных выше целей и задач конкурентного регулирования необходимо также подчеркнуть, что объективное значение конкуренции в развитии экономики, увеличении творческой и созидательной активности предпринимателей, решении проблем удовлетворения потребительского спроса, а также сохранении общества от негативных явлений монополизации экономической деятельности, монополистических тенденций, с одной стороны, и необходимость минимизировать издержки самой конкуренции, упорядочить конкурентные отношения в целях их реализации в цивилизованных рамках правовой ответственности и деловой добропорядочности, а также необходимость разумного использования потенциала выгодных государству и обществу монополий, например, естественных и государственных монополий, - с другой, предопределяют наличие публичного, государственного интереса в регулировании вопросов конкуренции и монополии, необходимость поддержки конкуренции в большинстве сфер экономики и создания правовых рамок, оснований и пределов рыночной деятельности субъектов монополий, создания единой системы правового регулирования конкуренции и монополии на основе баланса обеспечения частных и публичных интересов в сфере экономической деятельности.
Важность наличия стабильных и созидательных отношений на рынке между субъектами конкуренции, монополии, потребителями, иными гражданами и их объединениями для развития социально-экономических отношений, экономической и даже политической безопасности только усиливает публичную значимость регулирования государством конкуренции и монополии. Направление рыночной стихии на самотек грозит дестабилизацией общественной жизни. В отсутствие целенаправленного государственного регулирования рыночных отношений они неизбежно будут "урегулированы" самими субъектами рынка, что приведет к диспропорции удовлетворения публичных интересов общества с частными интересами отдельных групп, сумевших монополизировать отдельные рыночные сегменты в жесткой рыночной, а иногда и криминальной борьбе. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (и не только в сфере экономической жизни). Тем самым она противоречит основам демократического устройства общества, ведь в определенных условиях при попустительстве политической элиты экономическая власть транснациональных и иных крупных корпораций угрожает суверенитету национальных государств, соблюдению и развитию их внутренних общественных интересов.
Осознание учеными и политическими элитами этих и других объективных явлений рынка, экономики, социально-экономической жизни, теоретически прогнозируемых издержек рыночной стихии и практических злоупотреблений в хозяйственной сфере привело в исторической перспективе к уяснению необходимости регулировать рыночную деятельность в части отношений конкуренции и монополии. Недостатки рынка постоянно проявляются в реальной жизни, поэтому их приходится смягчать с помощью регулирующих мер. Уместно отметить, что рынок в чистом виде, т.е. как взаимодействие абсолютно равных покупателей и продавцов, не может существовать в любом случае. Он всегда регулируется если не государственным мерами, то монопольным соглашением партнеров. Вопрос лишь в том, какие методы управления рынком более эффективны и какая степень его регулирования более оптимальна <10>.
--------------------------------
<10> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 11 - 12.
Эти вопросы тесно связаны с длительной исторической дискуссией о месте и роли государства в регулировании рыночных отношений. Существовали и существуют различные взгляды по этому вопросу, обусловленные социально-экономическими и политическими моделями управления экономической сферой общественных отношений: от позиции необходимости отведения государству роли так называемого ночного сторожа до постулатов о необходимости жестко централизованной в руках государства плановой системы управления экономикой с полной монополизацией всего народного хозяйства (эти идеи нашли практическое воплощение в экономической модели советского государства). Выдвигались и многие другие идеи и подходы, тяготевшие то к усилению, то к ослаблению влияния государства на экономику.
Сегодня исследователи признают, что современное постиндустриальное общество базируется на смешанной экономике, которая является синтезом механизмов рыночного саморегулирования и регулирующей функции государства. Наиболее четко эта тенденция проявляется в модели социально-рыночного хозяйства, концепция которого рассматривается как "третий путь", пролегающий между стихийным рыночным капитализмом свободной конкуренции и административно-тоталитарной экономикой. Она основана на хозяйственной свободе - свободе потребителя в выборе продукта и свободе производителя производить и продавать товары по своему усмотрению. Термин "социальный" означает, что рыночное хозяйство ограничивается там, где оно может привести к нежелательным результатам, если согласно ценностным представлениям общества эти результаты не являются достаточно социальными. Таким путем на основе рыночного экономического порядка предполагается создать многообразную и всеобъемлющую систему социальной защиты. Необходимо не человека приспосабливать к экономической политике, а экономическую политику к человеку, считают ученые (Репке) <11>.
--------------------------------
<11> Там же. С. 16 - 17.
Таким образом, хозяйственный механизм современной развитой рыночной экономики характеризуется тем, что государство максимально перепоручив рынку одни сферы экономики, берет под свою опеку поддержание основных общехозяйственных пропорций, ограничение социально опасных последствий свободного частного предпринимательства. Регулирующая деятельность государства многогранна. Она не ограничивается выполнением чисто фискальных функций "ночного сторожа" частнокапиталистического бизнеса, как это было в эпоху классического капитализма.
Итак, анализ экономической практики индустриально развитых стран позволяет сделать вывод о высокой степени управляемости рынка в современных условиях. Вопрос состоит не в том, должно или не должно государство участвовать в экономических процессах, а в том, каковы меры и формы этого участия <12>.
--------------------------------
<12> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 16 - 17.
Осознанная необходимость в серьезном участии государства в регулировании рыночных, экономических отношений, объективное наличие публичного интереса в регулировании конкурентных отношений предопределяют формирование системы правового регулирования отношений конкуренции и монополии с использованием не только частноправовых, но и публично-правовых механизмов регулирования данных отношений. Необходимость поддержки конкуренции и создания условий для противодействия негативному влиянию на экономику монополий постулируется и гарантируется сегодня многими государствами и межгосударственными образованиями на самом высоком законодательном уровне, включая конституции государств, использующих рыночную модель экономической деятельности, а также акты международного права. Проявлением публичной заинтересованности различных обществ и государств в регулировании отношений конкуренции и монополии на основе поддержки конкуренции и контроля монополий является создание на национальном и даже наднациональном уровнях специальных органов, ответственных за разработку, проведение и контроль конкурентной политики государства. Россия не является исключением. Конституция РФ закрепляет ряд норм и принципов, направленных на поддержку конкуренции и противодействие негативным проявлениям деятельности монополий, свидетельствующих о наличии публичного интереса в регулировании вопросов конкуренции и монополии. В частности, ст. 8 Конституции РФ устанавливает, что "в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". При этом, согласно ч. 2 ст. 34 Конституции России, "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".
В целях реализации данного публичного интереса государства в России ряд органов исполнительной власти наделены полномочиями в области разработки и реализации конкурентной политики, создан федеральный антимонопольный орган, функции которого в настоящее время выполняет Федеральная антимонопольная служба.
Контрольные вопросы
1. Понятие антимонопольного (конкурентного) права.
2. Охарактеризуйте предмет антимонопольного (конкурентного) права.
3. Приведите конкретные примеры общественных отношений в экономической сфере, связанные с вопросами конкуренции и монополи, которые будут объектом антимонопольного (конкурентного) права.
4. Раскройте особенности субъектного состава антимонопольного (конкурентного) права.
5. Что следует понимать под антимонопольной (конкурентной) политикой государства?
6. Определите цели и задачи антимонопольной (конкурентной) политики государства.
7. Какие государственные программные документы по защите конкуренции действуют в РФ. Раскройте их основное содержание.
8. Раскройте понятие "адвокатирование конкуренции". Назовите основные проблемы в области адвокатирования конкуренции на современном этапе.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО (КОНКУРЕНТНОГО)