I лапа ч. I ури.1м и др vi и1 области знаний
" i имстат 1'<1) готонит и in.niyi-каст официальный статистический сборник «Туризм
...... •, сведения О туристских услугах также имеются в сборнике «Сфера услуг в
...и мпстненно, статистические сведения собираются и изучаются во всех регионах
■НИХ* активно участвующих в туристской деятельности. Общие сведения концент-
1..м и но Всемирной Туристской организации (ВТО), которая издает рекомендации
■ i кой статистике, классификаторы, сборники определений, ежегодники всемир-
Мри< ГСКОЙ статистики Yearbook of Tourism Statistics на английском, французском
им,, ком языках. Организация World Travel & Tourism Council — WTTC ежегодно
В обширный сборник статистических данных по туризму по всем странам мира
itellite Accounting Research на CD-диске.
9.5. География
I Hi а географических и иных спутных факторов используется при изучении
....... о потенциала ресурсов территорий. Географические, природно-климати-
I демографические сведения, экономика региона, тенденции и прогнозы их ...и II необходимы для тщательного межрегионального, регионального и суб-
Н><...... рНого планирования развития туризма, планирования развития объектов и
......... i индустрии, инвестиций в туристскую отрасль, планирования туристских
и и, и конечном итоге, занятости населения и доходов от туризма. География J.. И направлений туристских потоков составляют отдельную дисциплину в сфере «'Кот образования.
9.6. Информатика
(.a. iи отрасль хозяйства на современном этапе развития не может обойтись без ■ || информационной поддержки. Это систематизированные данные по самым
in-UII.IM областям знаний, доступные для использования в целях туризма. Сегодня
(in роль играют различные автоматизированные информационные системы
р..мания туристских услуг, информационные банки данных туристских ресурсов,
I i i ..in продукта на самых различных носителях — в виде книг, справочников,
Вгон, проспектов, путеводителей, расписаний регулярных перевозок time table.
I... i уристские компании имеют в своем составе не только собственно туристские
* ihii, но и мощные информационные центры и издательства. К таковым следует
|< in Reed Travel Group (UK). Отметим, что путеводители начали свое существова-
• || in начала развития самого туризма. К моменту, когда Томас Кук организовал
■ i \ (иктскую поездку, в Лондоне уже существовали путеводители для совершения
t....... пни в Париж. Многие известные туристские путеводители насчитывают более
i и .1 тою историю.
родня многие информационные массивы формируются на CD-дисках. Техническая
^Mi'MiHi в компьютерном оснащении после 1990-х гг. вызвала к жизни мощные
IMU и шрованные системы для целей туризма. Созданы и успешно эксплуатируются
. . ные мировые компьютерные системы — Amadeus (Европа), Sabre (США), Galileo
.... .рыгания), Gabriel и другие. Особенно большое распространение эти системы
н mi при организации перевозок, в первую очередь воздушных, а также при брони-ми v луг гостиниц и других предприятий туристской индустрии. Пания «Амадеус» была основана в 1987 г. Штаб-квартира в Мадриде (Испания). кий центр поддержки и обеспечения системы расположен в г. Эрдинген пни. блиэ Мюнхена). Главный центр развития в г. Солфия-Антиполис (Франция), i пмпаиии служит более 45 тыс. чел. Система получила к настоящему времени . развитие и является одной из ведущих GRS в мире, технологический про-крупнейшая информационная сеть в Европе. Объем бронирований туристских
— 223 —
услуг черен систему Лмадеус составил :ta 2002 г. 386 млн Прибыль компании 1,8М| евро. Услугами системы пользуются 62 тыс. туристских мч'итстн, 10,5 тьк ОШ авиакомпаний, в 200 странах мира. В настоящем Лмадсу! позволяет забропиро4 услуги 467 перевозчиков, 62 тыс. отелей, автомобили на прокат н 48 компаниях mil цЩ открыт доступ к услугам железнодорожных, автобусных и круизных, страховых и hiN§ компаний.
Galileo International — одна из ведущих компаний GDS. Доля ее услуг на рым Европы составляет 30%, Ближнего Востока 74%, в странах Африки до 70%. В < и. I представлены услуги 511 авиаперевозчиков, 34 компаний rent а саг, 51 тьк Л 431 туроператор. Ежедневно в системе осуществляется более 940 тыс. сегментов бр<ц| ваний. Пользователями Galileo являются 45 тыс. туристских агентств в 116 странах м
Еще более мощный импульс в развитии туристской информации дала пользон-иц глобальная сеть Интернет. Сегодня практически все туристские фирмы имеют uj эту сеть либо через электронную почту E-mail, либо устройством собственною им мационного Web-сайга., который позволяет достаточно полно предоставлять лих] пользователю сети обширную информацию о туристских и иных услугах. OrputNj информационные страницы имеют как государственные ведомства, ответственнш туризм, так и частные компании, туристские фирмы, отели, туристские ассоциаЩ перевозчики, фирмы, предоставляющие услуги аттракции. Размещение инф<>рм»ц| в сети Интернет, в общем случае, дешевле издания книжной продукции и <>укл# информация легко и оперативно видоизменяется, может быть представлен цЩ иллюстрационный материал высокого качества. Информация доступна весьма щ кому кругу пользователей в развитых странах. Многие используют эти возможя для резервирования и даже оплаты услуг. В России Интернет пока еще не занял е|[ места в обществе, не более 1 млн пользователей8 имеют доступ в Интернет, толЫМ резервирования и оплаты услуг туризма осуществляется в этой сети, хотя такие npi жения имеются и фирмы активно работают в направлении внедрения новых техн<Ц| в практику своей деятельности.
9.7. Право
Туризм, как важная составная часть экономики значительной части стран, важная составляющая международных связей и деловой активности, требует правового регулирования. Государство исторически проявляло предметный ninnf регулированию путешествий и услуг для путешественников. В кодексе вавил царя Хаммурапи есть статьи, свидетельствующие о внимании властей к предости услуг путешествующим и организации слежки за иностранцами и изучения нас приезжих.
The Code of Hammurabi, Кодекс Хаммурапи (древний Вавилон). Первая дине правителей Вавилона существовала 300 лет и достигла расцвета в 1800 г. ВС при iij лении шестого царя Хаммурапи. Он существенно расширил территории госул«|И присоединив часть территорий Шумеры и часть плодородных земель Сирии. И время на этих территориях располагается государство Ирак.
Наибольшую известность Хаммурапи получил благодаря своду законов, pet y/( ющих гражданские отношения в государстве, отношения в сфере торговли, семя отношения. В нем также нашли отражение правила порядка в индустрии гостем ства. Кодекс включал 286 статей, которые были выбиты на стеле из черного кию семитском языке и помещены в храме почитаемого бога Mard.uk. Основу кодекс» ■ вили шумерские законы, по которым регион жил несколько столетий. Копии kd были разосланы всем начальникам территорий и судьям для руководства. 11авер»|Л лы изображен фрагмент действа получения законов от Бога.
8 Из послания президента В. В. Путина в 2003 г.
— 224 —
i м раскрывает много интересных правил иобычаев lord времени. Так, население
... |iii 1Делепо на три класса: (I) знатные граждане, которые имели право наследования
и имущества, В том числе статуса почетного гражданина, (2) граждане, которые
. i имен, землю, но без права ее наследования, и (3) рабы, которые свободно прода-
I. .1. 1 на открытом рынке. Рабство за долги было признано, но большинство рабов было
■иными, захваченными в войнах. Установлены правила найма, максимальные цены и
Ьнмум заработной платы были установлены в соответствии с декретом. Индустрия
I, приимства была и в те времена, а посему в кодексе имеются упоминания о посто-
|t дворах, а также об обязанности хозяев следить за постояльцами и доносить об их
рорах и возможных возмутителях спокойствия, замыслах совершить преступление.
.... сение полагалась смертная казнь. Стела с кодексом была обнаружена фран-
нм археологом в 1901 г. и сегодня находится в Лувре (Франция) в специальном миом музейном зале.
нпстоящем во второй половине XX в. с развитием массового туризма сформирова-
....... ая отрасль — туристское право.
I щиональное право
многих странах приняты национальные законы о туризме, в которых определены иные концепции и принципы развития и нормы туристской деятельности для йнни резидентов и нерезидентов. Для последних обычно вводятся определенные
..... пия деятельности. Особо рассматривается регулирование иммиграционных и
иг........ х норм, отношений организаторов туризма и клиентов-туристов, правила
■ тления услуг и торговли товарами для туристов.
: