Проблемы и направления социальной политики

Республики Казахстан

С обретением независимости Казахстан получил в наследство от СССР стагнирующую экономику и, как следствие, падение уровня жизни подавляющего большинства граждан. Доля совокупных расходов на социальные нужды составляет в Казахстане 8% от общего объема ВВП, в то время как в США, например, аналогичный показатель равен 22%, в Швеции - 19%, во Франции - 18%, в Российской Федерации - 11%. Наряду с этим, как справедливо отмечает У. Шеденов: «...несмотря на то, что социальная политика... была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства, в то же время повышение эффективности социальных программ оказалось на втором плане».

Масштабы социальной поляризации в постсоциалис­тических странах, в том числе и в Казахстане, близки к по­казателям Латиноамериканских стран (коэффициент Джи­ни более 0,5). В Казахстане основной части населения (примерно 80%) присуще более или менее схожее качество жизни, характерное для бедняков. Доля среднеобеспе­ченных людей не превышает 20%, а сверх богатых - 5-7%. Приведем некоторые статистические данные (таблица 7.1.). Как видно из приведенных данных, в республике наиболее обеспеченная 20-процентная часть населения получает доходов в 8,3 раза больше, чем самая бедная.

Таблица 7.1.

Распределение денежных доходов

по 20-процентным группам населения Казахстана

показатели
Денежные доходы всего, в том числе по квинтильным группам
Первая (с наименьшими доходами) 9,6 5,7 6,3 5,3
Вторая 13,7 11,0 12,4 10,0
третья 18,2 16,2 17,8 16,0
Четвертая 24,0 25,7 29,5 24,7
Пятая (с наибольшимидоходоми) 34,5 41,4 34,4 44,0

Источник: Отчеты по человеческому развитию; Статистический ежегодник Казахстана. Алматы: Нацстатагентство, 1999.

Лишь около 30% доходов приходится на долю 60% семей. Беднейшая группа населения за 9 лет стала в 1,8 раза еще беднее, а самая богатая группа - богаче на 30%. В результате увеличился разрыв между ними. В ходе реформ практически весь экономический потенциал Казахстана оказался сосредоточен в руках немногих нуворишей (не более 3% всего населения), имеющих прямой выход во властные структуры. К ним примыкает и высоко обеспеченная правящая бюрократия (это еще 3-4% населения). Следующее место в социальной иерархии принадлежит зарождающемуся среднему классу, который в основном представлен пока мелкими лавочниками и владельцами мастерских. Какой-то заметной роли в экономическом развитии Казахстана они не играют.

Особое, едва ли не главное место в системе социальной защиты населения занимает пенсионное обеспечение. Внедрение системы обязательного (принудительного) пенсионного страхования самым прямым образом отразилось на уровне доходов населения. В развитых странах пенсионные взносы своих работников работодатель оплачивает на паритетных условиях (50% на 50%, либо 25% - работник, а 75% - работодатель) или даже полностью. В Казахстане же пенсионные взносы полностью удерживаются с наемных работников. При этом наемные работники не имеют даже возможности рассчитать будущую пенсию, поскольку на сегодняшний день ни один пенсионный договор не оговаривает финансовые обязательства фонда, не гарантирует годовой минимальный прирост средств.

Очевидно, что нынешние пенсионеры не могут создать накоплений в существующих накопительных пенсионных фондах. Пенсии им выплачиваются Государственным центром по выплате пенсий, который является юридическим лицом, функционирующим на солидарной основе. Пенсионная реформа реализуется в условиях низкого уровня доходов подавляющего большинства граждан, задержек в выплате заработной платы, массовой безработицы.

Размер пенсии в Казахстане продолжает оставаться очень низким (что становится очевидным особенно при сравнении с международными стандартами). Таким образом, пенсия не выполняет ни одной из своих традиционных функций: она не обеспечивает достойный уровень жизни пенсионеру, не оценивает адекватно его вклад в экономику страны. Третью часть населения страны, живущего за чертой бедности, формируют пенсионеры.

Исходя из вышесказанного, вытекает необходимость увеличения размера пенсий, причем ориентируясь не на прожиточный минимум, а на уровень средней заработной платы в стране. Вместе с тем, очевидно, что изыскать финансовые источники такого увеличения весьма сложно. В этой связи нам хотелось бы особое внимание обратить на механизмы совершенствования пенсионного обеспечения, которые предлагает К. Тулепбаев. Для повышения размера пенсий, считает он, необходимо использовать на эти цели не только взносы работодателей в размере 6% от фонда оплаты труда, но и «нетрадиционные для нашей страны источники финансирования (установление государственной монополии на торговлю газом, нефтью, лесом и т.д., выделив часть получаемого монопольного дохода на пенсионные цели; учреждение дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары и целевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введение целевого социального налога на доходы богатых и сверхбогатых слоев населения и т.д.)». Помимо обозначенных мер К. Тулепбаев подчеркивает необходимость совершенствования модели пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. Заработная плата наемных работников, из которой делаются отчисления в пенсионные фонды, по большей части крайне мала, в связи с чем возникают сомнения в том, смогут ли низкооплачиваемые работники накопить сбережения на достойную пенсию.

Не менее серьезной проблемой, является разрушение существовавшей ранее системы бесплатных социальных услуг и отсутствие в современном обществе ее дубликата, доступного всем слоям населения. Для советской экономики было характерно наличие бесплатных и общедоступных социальных услуг. Сегодня наблюдается тенденция сокращения бесплатных услуг, а возникающие взамен платные услуги доступны далеко не всем слоям населения. Так, в частности, численность детей в постоянных дошкольных учреждениях в 2001 г. составила 140,4 тысячи против 1067,8 тыс. детей в 1990 г. Это объясняется, во-первых, сокращением числа постоянных дошкольных учреждений с 8743 в 1990 г. до 1103 в 2001-м; во-вторых, низким уровнем доходов людей, многие из которых не имеют возможности оплачивать услуги этих учреждений. Число школ за период с 1990 г. по 2002 г. сократилось незначительно - с 8487 до 8408 соответственно. Вместе с тем число школ для детей с недостатками умственного и физического развития за этот период изменилось со 125 до 99. Образовательные школы испытывают финансовые трудности, так как не имеют возможности сокращения расходов. В этой связи некоторые школы перешли на платную основу - число частных школ в 2002 г. составило 168. В связи с переходом к рыночным отношениям произошли изменения и в системе высшего образования - значительно возросло количество высших учебных заведений (вузов) - 185 в 2002 г. против 55 в 1990-м, из которых 126 являются негосударственными вузами. Это объясняется сокращением бюджетных расходов в сфере высшего образования, что вынуждает вузы предоставлять населению платные образовательные услуги. В нормальных экономических условиях полученное высшее образование должно гарантировать занятость населения. Однако в современных условиях, сложившихся в отечественной экономике, многие выпускники не имеют возможности трудоустроиться. До 1999 г. коэффициент безработицы имел тенденцию стабильного роста (в 1999 г. он составил 13,5% к экономически активному населению; значительная часть безработных - молодежь 16-29 лет). В 2000 г. динамика ситуации на рынке труда несколько изменилась – в 2000 г. коэффициент безработицы составил 12,8%, в 2001-м – 10,4% (для примера в США в 2000 г. коэффициент безработицы составлял в 4,2%). Сложившаяся ситуация на рынке труда является одной из наиболее сложных социальных проблем современного казахстанского общества. Численность безработных, состоящих на учете в службах занятости, составила в 2001 г. более 216 тыс. человек, из которых более 30% являются жителями сельской местности. Наряду с этим существует «скрытая» безработица. Как отмечается в отдельных исследованиях, реальный уровень безработицы в республике составил в 2001 г. 42%. По справедливому мнению некоторых отечественных исследователей, ситуация на отечественном рынке труда складывается таким образом, что достижение равновесия в существующих условиях невозможно в принципе, поскольку за годы экономических реформ наблюдается стабильное сокращение спроса на труд (по данным служб, занятости в период с 1994-го по 2000 г. он сократился в три раза).

В период с 1990 г. отношения в сфере занятости регулировались в Республике Казахстан тремя законами «О занятости населения». Первые два предусматривали проведение достаточно эффективной политики в этой области, включая меры социальной защиты безработных. В соответствии с ними была организована система центров занятости, службы занятости, в составе которых функционировали биржи труда, центры по обучению и переподготовке безработных, более половины зарегистрированных безработных получали пособие в размере 3,5-кратной величины месячного расчетного показателя. 23 января 2001 г. был принят третий Закон «О занятости населения», предусматривающий следующие меры социальной защиты от безработицы:

1) содействие в трудоустройстве;

2) профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан.

Таким образом, последним законом фактически было отменено пособие по безработице, вместо которого появилось понятие «адресной социальной помощи». Она предоставляется безработным из числа малообеспеченных граждан, к числу которых, согласно Закону «О государственной адресной социальной помощи», относятся лица с месячным доходом ниже черты бедности. Реализация положений закона на практике продемонстрировала существенно возросшие в связи с его введением административные издержки. Кроме того, размеры адресной социальной помощи настолько низки, что человек, потерявший работу, оказывается практически без средств к существованию. Таким образом, становится очевидной низкая эффективность социальной политики, проводимой государством в области занятости. Между тем неспособность официальной экономики эффективно использовать рабочую силу способствует расширению масштабов теневой экономики, расцвету преступности, дальнейшей маргинализации общества.

Другим проблемным звеном в системе социальной защиты граждан является сфера медицинского обслуживания. Сегодня экономическая политика государства направлена на то, чтобы снять значительную часть бремени финансирования медицины с государственного сектора экономики. Казахстан уже имеет печальный опыт медицинского страхования, основной причиной провала которой стало отсутствие страхового рынка в лице частных страховых компаний и конкурентной борьбы между ними. Наряду с этим происходит постоянное сокращение бюджетных средств, направляемых в систему здравоохранения. Так, в 1996 г. средства, направляемые в эту сферу, составляли 2,52% к ВВП; в 1998 г. - 2,1% к ВВП; в 1999 г. - 1,87% к ВВП. Вместе с тем, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения объем финансовых ресурсов, выделяемых на здравоохранение, должен составить 5% от ВВП. Очевидно, что в условиях отечественной экономики достичь такого уровня финансирования за счет бюджетных источников не представляется возможным. Одним из способов решения данной проблемы может стать рост платных медицинских услуг, однако значительная доля населения не в состоянии оплачивать эти услуги. Отсюда вытекает необходимость реформирования системы медицинского обслуживания, а именно развития системы добровольного медицинского страхования, предполагающего наличие сети негосударственных страховых фондов в качестве дополнения к системе государственного медицинского страхования. Системы добровольного медицинского страхования успешно функционируют в большинстве развитых стран мира. Например, в США в области медицинского страхования действуют 1,5 тыс. страховых компаний. В общей сложности добровольное медицинское страхование в этой стране охватывает до 32% финансирования здравоохранения.

Другим приоритетным направлением социальной политики государства выступает социальное партнерство государства, работодателей и профсоюзов. Главным принципом социального партнерства является обеспечение реализации интересов отдельных социальных групп, в первую очередь наемных работников.

В мировой практике разработан и успешно функционирует ряд моделей социального партнерства. В Скандинавских странах, Австралии, Нидерландах действует «согласительная» модель сотрудничества, которая основывается на работе профсоюзов. Для нее характерен невысокий уровень централизации коллективно-договорного процесса. Для Франции свойственна несколько иная модель социального партнерства. В ней роли профсоюзного движения уделяется меньше внимания, так как считается, что коллективно-договорная практика не может быть достаточно эффективной. Плюралистическая модель характерна для Великобритании, Канады, США и Японии. Здесь коллективные переговоры децентрализуются и спускаются до уровня отдельных предприятий.

Любая из обозначенных моделей ставит во главу угла баланс интересов капитала и труда. Этот принцип реализуют в процессе своей деятельности профсоюзы, союзы предпринимателей и государство. В Казахстане сторонами социального партнерства выступают государство в лице Правительства, работодатели (Союз промышленников и предпринимателей, Конгресс предпринимателей, Лига защиты предпринимателей, Ассоциация крестьянских хозяйств и др.) и профсоюзы (Федерация профсоюзов Казахстана (ФПК) - правопреемница Казахского Республиканского Совета Профсоюзов, входившего во Всесоюзный Центральный Совет Профсоюзов, и Конфедерация свободных профсоюзов, возникшая в 1992 г. в качестве альтернативной).

В период перехода к рыночным отношениям резко возросла доля затрат на продукты питания (до 60%) и уменьшилась на непродовольственные товары, что говорит о снижении уровня жизни. При этом в общей сумме денежных расходов на пита­ние наибольший удельный вес занимает покупка основных продовольственных товаров - хлеба, мяса и молока и минимальный - овощей, фруктов и рыбных продуктов. Среди непродовольственных товаров лидируют товары ограниченного срока действия: одежда, обувь, ткани, а в структуре услуг - постоянно дорожающие коммунальные услуги. Отметим для сравнения, что удельный вес затрат на питание в общей структуре потребительских расходов населения в развитых западных странах не превышает 20%.

Иначе говоря, по отношению к развитым западным странам доля расходов на питание в нашей республике в 2-3 раза выше. В странах с развитым рыночным хозяйством в общей структуре расходов очень высока доля затрат на оплату услуг - 35-55% (жилье, коммунальные услуги, лечение, образование и т.д.). Например, в США почти 40% потребительских расходов населения идет на оплату лечения и получение образования, что, с одной стороны, безусловно, говорит о дороговизне этой социально важной сферы услуг, а с другой - о высоком престиже, ценности здоровья и образования.

В структуре платных услуг населению в Казахстане в последние годы преобладают услуги обязательного характера - жилищно-коммунальные и услуги пассажир­ского транспорта (60-70%), а на долю, например, бытовых приходится менее 10% (против 26% в 1990 г.), что является косвенным выражением ухудшения качества жизни населения.

Постоянное возрастание затрат на питание и экст­ремально высокая его доля в общей структуре денежных доходов не согласовываются со скудным и уменьшаю­щимся потреблением пищевых продуктов. По нашим рас­четам, даже явно заниженная стоимость продовольствен­ного набора требует почти 90% среднедушевых доходов. Фактически же на питание затрачивается, как уже отмечалось, около 60% доходов, а остальная часть уходит на покупку непродовольственных товаров первой необходи­мости и оплату услуг (в основном ЖКХ). Отсюда напра­шивается непреложный вывод о том, что значительная часть населения РК недоедает.

Резюме

1. Социальная политика государства - политика, направленная на измене­ние уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. В социальной сфере господствующее положение занимает государствен­ный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

2. Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения и степень социальной защиты. Качество жизни – сложная и предельно широкая категория, определенное сочетание экономических социальных, природно-экологических и других условий жизнедеятельности человека, оказывающих существенное воздействие на благосостояние населения и социальное самочувствие индивидов.

3. Политика доходов - правительственная политика воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Экономисты и статистики стремятся свести получателей дохода в группы по критерию его величины. Общепризнанный метод состоит в делении населения на квантили и децили, построении кривой Лоренца, составление индекса Джини.

4. Существуют различные подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа: эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага; роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц; утилитарный - максимизируется общая полезность всех членов общества; рыночный - справедливость устанавливается рынком.

5. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.

6. Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, так как высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд.

7. Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государствен­ные программы помощи и систему социальных услуг.

8. Масштабы социальной поляризации в постсоциалис­тических странах, в том числе и в Казахстане, близки к по­казателям Латиноамериканских стран (коэффициент Джи­ни более 0,5). В Казахстане основной части населения (примерно 80%) присуще более или менее схожее качество жизни, характерное для бедняков. Доля среднеобеспе­ченных людей не превышает 20%, а сверх богатых - 5-7%.

9. Особое, едва ли не главное место в системе социальной защиты населения занимает пенсионное обеспечение. Внедрение системы обязательного (принудительного) пенсионного страхования самым прямым образом отразилось на уровне доходов населения. В развитых странах пенсионные взносы своих работников работодатель оплачивает на паритетных условиях (50% на 50%, либо 25% - работник, а 75% - работодатель) или даже полностью. В Казахстане же пенсионные взносы полностью удерживаются с наемных работников. При этом наемные работники не имеют даже возможности рассчитать будущую пенсию, поскольку на сегодняшний день ни один пенсионный договор не оговаривает финансовые обязательства фонда, не гарантирует годовой минимальный прирост средств.

10. Серьезной проблемой является разрушение существовавшей ранее системы бесплатных социальных услуг и отсутствие в современном обществе ее дубликата, доступного всем слоям населения. Для советской экономики было характерно наличие бесплатных и общедоступных социальных услуг. Сегодня наблюдается тенденция сокращения бесплатных услуг, а возникающие взамен платные услуги доступны далеко не всем слоям населения.

Тестовые вопросы для самоконтроля знаний

1. Политика, направленная на изменение уровня и качества жизни - это:

а) социальная политика;

б) фискальная политика;

в) денежно-кредитная политика;

г) инвестиционная политика;

д) промышленная политика.

2. ИЧР измеряет:

а) качество жизни;

б) уровень налогообложения;

в) совокупный спрос;

г) уровень материального потребления населения;

д) потребительскую корзину.

3. Совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения – это:

а) ИЧР;

б) жизненный уровень населения;

в) качество жизни;

г) социальная программа;

д) децильный коэффициент.

4. Набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления – это:

а) минимальный уровень потребления;

б) потребительская корзина;

в) ИЧР;

г) децильный коэффициент;

д) кривая Лоренца.

5. «Черта бедности» определяется:

а) потребительской корзиной;

б) ИЧР;

в) индексом Д. Джонстона;

г) минимальным уровнем потребления;

д) квантилями.

6. Децильный коэффициент определяется:

а) соотношением между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых и средними доходами 10% наименее обеспеченных;

б) соотношением между средними доходами 20% среднего класса и средними доходами 10% наименее обеспеченных;

в) ВВП на душу населения;

г) соотношением между доходами и расходами среднего класса;

д) соотношением ВВП и потребительской корзины.

7. Если коэффициент Джини равен 0,9, то это свидетельствует о том, что:

а) доходы в обществе распределены равномерно;

б) присутствует абсолютное равенство в распределении доходов

в) присутствует абсолютное неравенство в распределении доходов;

г) высокая степень поляризации общества;

д) низкая степень поляризации общества.

8. Эгалитарный принцип социальной справедливости предполагает:

а) все члены общества получают равные блага;

б) максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

в) максимизируется общая полезность всех членов общества;

г) справедливость устанавливается рынком;

д) все ответы не верны.

9. Роулсианский принцип социальной справедливости предполагает:

а) все члены общества получают равные блага;

б) максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

в) максимизируется общая полезность всех членов общества;

г) справедливость устанавливается рынком;

д) все ответы не верны.

10. Утилитарный принцип социальной справедливости предполагает:

а) все члены общества получают равные блага;

б) максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

в) максимизируется общая полезность всех членов общества;

г) справедливость устанавливается рынком;

д) все ответы не верны.

ТЕМА 8 ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

Изучив тему, студент должен знать:

- Сущность валютной политики.

- Соотношение номинального и реального валютного курса. Валютный паритет.

- Сравнительную эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса.

- Воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального курса.

- Основные напрваления валютной политики Республики Казахстан.

- Политику по управлению золотовалютными резервами Национального Банка Казахстана.

Литература: 1,2, 3, 14, 15, 20, 21, 35.

Наши рекомендации